Свобода сношений с аккредитующим государством
Вмеждународно-правовых документах закреплена норма, обязывающая государство пребывания обеспечить дипломатическому представительству, консульскому учреждению, специальной миссии свободу сношений с правительством, другими государственными органами и структурами аккредитующего государства для нормального функционирования посольства, консульства. «Государство пребывания должно разрешать и охранять свободные сношения представительства для всех официальных целей. При сношениях с правительством и другими представительствами и консульствами аккредитующего государства, где бы они ни находились, представительство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических курьеров, закодированные или шифрованные депеши» — так говорится в ст. 27 Конвенции 1961 г. Могут использоваться радиопередатчики, компьютерные сети и другие технические средства. Главное, чтоб при этом не нарушались правила и требования страны пребывания.
А вот правовой режим дипломатической и консульской почты (вализы[65]) различен. В Конвенции 1961 г. понятие «дипломатическая почта» не дается, ничто не указывает на допустимые размеры и вес вализы. В то же время в Конвенции говорится, что все места, составляющие дипломатическую почту, должны иметь видимые внешние знаки, должны содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенные для официального пользования. Дипломатическая почта не подлежит вскрытию и задержанию как в государстве пребывания, так и на территории третьих стран. Эти иммунитеты носят абсолютной характер.
Несколько иначе обстоит дело с консульской почтой (вализой). В Конвенции 1963 г. говорится, что консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Однако в тех случаях, когда имеются серьезные основания полагать, что в ней содержится что-то другое, кроме корреспонденции, документов или предметов, предназначенных исключительно для официального пользования, компетентные власти государства пребывания могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным представителем аккредитующего государства. В том случае, если уполномоченное лицо откажется выполнить это требование, вализа может быть возвращена в место отправления. Такие требования включены в большинство двусторонних конвенций.
Чтобы избежать вскрытия и досмотра консульской вализы, ее иногда вкладывают в дипломатическую почту, которая наделена статусом полной неприкосновенности. Такая практика не соответствует действующим международным нормам и может расцениваться как противоправное действие. Примеров такого рода действий немало. Например, в июле 1984 г. на швейцарскую границу из СССР прибыл грузовик с полуприцепом общим весом несколько тонн, которые в сопроводительных документах значились как «дипломатическая почта». Местные таможенники не признали их вализой, опечатали транспорт и отправили в Женеву. В Женеве руководство швейцарской таможни подтвердило отказ признать грузовик в качестве «дипломатической почты», заявив при этом, что рассматривает содержащийся в нем груз как «предметы, предназначенные для официального пользования». Таможня потребовала представить инвентарный список товаров, находящихся в грузовике, чтобы произвести таможенный досмотр. Советское посольство бездоказательно продолжало настаивать на том, что грузовик является «дипломатической почтой». Тогда швейцарские власти отправили грузовик обратно в СССР, но на границе его задержали западногерманские таможенники, которые тоже отказались признать грузовик в качестве «дипломатической почты» и направили его в Бонн, где советское посольство было вынуждено согласиться на то, чтобы таможенные органы ФРГ произвели осмотр грузовика, но без вскрытия находившихся в нем ящиков. Только после осмотра водителю грузовика было разрешено следовать в СССР.
Транспортное средство не было признано дипломатической почтой и не может рассматриваться в качестве дипломатической почты. Признание автофургона дипломатической почтой создало бы противоправный прецедент, давало бы повод для возможного оформления в будущем в качестве дипломатической почты (вализы) самолетов, морских и речных судов, железнодорожных вагонов и других транспортных средств. А это нормами международного права не предусмотрено.
Чтобы реально обеспечить соблюдение иммунитетов дипломатической и консульской почты широко используется отправление и получение почты непосредственно должностными лицами представительств непосредственно на аэродромах, морских и речных портах и железнодорожных станциях. Порядок прохода работников посольств и консульств к самолетам, судам, вагонам, в том числе ив режимные зоны портов и станций, устанавливается властями государства пребывания в соответствии с двусторонними соглашениями. Иностранным посольствам и консульствам выдается специальный пропуск, который позволяет получить дипломатическую (консульскую) почту у трапа самолета, морского (речного) судна непосредственно из рук дипломатических (консульских) курьеров или выполнявших их функции командиров самолетов или судов. Такая практика в наибольшей степени обеспечивает безопасность дипломатической (консульской) почты, надлежащим образом обеспечивает их иммунитет.
И все же наиболее распространенным и надежным способом доставки дипломатической и консульской почты была и остается ее пересылка в сопровождении дипломатических и консульских курьеров.Курьеры состоят на службе в ведомствах иностранных дел аккредитующих государств, как правило, не имеют дипломатических или консульских рангов, не входят в состав персонала посольств и консульств. Но они имеют дипломатические паспорта, пользуется при исполнении своих обязанностей защитой государства пребывания.
Дипкурьер пользуется личной неприкосновенностью, не подлежит аресту, досмотру или задержанию в какой бы то ни было форме. Упомянутые иммунитеты прекращаются в момент доставки курьером порученной ему дипломатической почты по назначению. Особо обращает на себя внимание то, что в международных конвенциях ничего не сказано об изъятии дипкурьеров из-под уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания. Курьеры не освобождаются от личного досмотра и досмотра принадлежащего им багажа во время таможенного контроля. Более того законодательство некоторых стран предусматривает возможность таможенного контроля дипкурьеров в том числе и с применением технических средств.
В Конвенциях 1961 и 1963 г. не регламентированы и многие другие вопросы дипкурьерской службы. Не пользуются неприкосновенностью жилые помещения курьеров, нередки случаи ограничения государством пребывания свободы их передвижения, остается неурегулированным и вопрос возможности иметь при себе при въезде в страну пребывания оружие.
Вопрос наличия у дипкурьеров оружия разными странами решается по-разному. Например, власти США используют невооруженных курьеров. Россия же, вооружает своих курьеров огнестрельным оружием и на условиях взаимности разрешает иностранным курьерам быть вооруженными при въезде в нашу страну с дипломатической или консульской почтой.