Консерватизм и неоконсерватизм
КОНСЕРВАТИЗМ (лат. conserve – сохранить). В самом общем виде, это социально-политическое течение, ориентированное на сохранение и укрепление сложившихся форм экономической, социальной и политической жизни, традиционных духовных ценностей, отрицание революционных изменений, недоверие к народному движению, критически-негативное отношение к реформистским проектам.
Консерватизм возникает после Великой Французской революции как результат критической оценки ее опыта и итогов. Однако за последующие 200 лет он претерпел значительных эволюционных изменений. Представителями этого направления являются: Э. Берк, Ж. де Местра и Л.Бональд. В последствии идеи консерватизма разрабатывались в трудах Ф. Шатобриана, Ф. де Ламенне, Б. Дизраэли, Х..Д. Кортеса, Отто фон Бисмарка. В ХХ в. Г. Моска, М. Хайдеггер, Д. Белл, С.М. Липсет.
Основные идеи консерватизма:
- идея противоестественности и нежелательности переустройства общества на разумных началах;
- отрицание договорной природы государства;
- отождествление политической свободы с ограничением государственной власти;
- убеждение, что государство не может быть естественным и эффективным органом управления, замещение его функций религией, моралью традициями;
- приверженность социальной стабильности. Охрана существующего общественного строя, против лишь радикальных преобразований, т.к. нет гарантий, что реконструкция приведет к работающей политической системе.
НЕОКОНСЕРВАТИЗМ возник в ХХ в. как синтез консерватизма, либерализма и технократизма, его теоретик – А. Хайек, политики – Р. Рейган, М. Тэтчер, Ж. Ширак.
В неоконсерватизме есть две центральные идеи: подчинение индивида государству, обеспечение политической и духовной общности нации. Они более терпимо относятся к государству и его вмешательству в управление обществом. Они выступают против индивидуализма за определенные интересы государства и нации. Отсюда основной постулат неоконсерваторов – политические решения должны приниматься в общих интересах нации, а не каких-либо личных, частных, групповых интересах.
В тесном соответствии с предыдущим находится международная проблематика. Увеличение власти своей страны, превращение ее в мировую державу – высшие и абсолютные цели, которым должны быть подчинены групповые интересы.
Для утверждения авторитета своего государства, считают неоконсерваторы, необходимо применять более действенные средства. Только в чрезвычайной ситуации выявляется сущность государственного авторитета, нормальное положение вообще ни о чем не свидетельствует.
Консерваторы выступают за укрепление властных функций государства с сохранением и усилением в нем иерархичности. К организации политической власти допускаются лишь элитарные слои общества.
Политические партии консервативного направления – Консервативная Партия Великобритании, Республиканская Партия США, христианско-демократические партии. В 1983 г. они образовали Международный Демократический Союз (своего рода «консервативный интернационал»).
Консерватизм и либерализм сосуществуют сегодня. Современные парламентские демократии выбирают их поочередно. Истина, по-видимому, в сочетании этих двух подходов. В политике можно быть либеральным консерватором и наоборот. Большинство граждан оказывают поддержку умеренно консервативным и реформатским программам и отказывают в доверии радикальным проектам.
3.3. Социализм и современная социал-демократия
Термин «СОЦИАЛИЗМ» (oт лат. socialis – общественный) ввел в оборот француз Пьер Леру в 1834 г. с целью противопоставить понятию «индивидуализм». С этого времени понятие «социализм» связывают с социально-политическими концепциями, ищущими социальную гармонию. Они исходят из того, что на смену индивидуализму идет свободная ассоциация, добровольная совместная деятельность людей, интересы которых не вступают в разрушительный конфликт. Именно коллективистское общество, основанное на принципах равенства и социальной справедливости, призвано преодолеть эгоизм и взаимоотчуждение людей.
Социалистическими называются различные политические движения, отрицающие капитализм как общественный строй и стремящийся утвердить новый общественный строй – социализм, лишенный недостатков капитализма как: эксплуатации человека человеком, всех форм социального неравенства, войн, произвола государства и т.д. Создателями теории научного социализма (коммунизма) были К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин.
«Социалистическая мечта человечества» оказалась нереальной, нo последствия борьбы за ее осуществление стали новыми чертами реальной социальной политики, практикуемой ныне почти каждым государством: различные виды государственного регулирования экономики, многочисленные социальные программы, направленные на помощь малоимущим и нетрудоустроенным гражданам, государственная помощь культуре, образованию, науке и т.д.
Современная СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ – одно из самых влиятельных политических течений в развитых странах. Как и коммунистическое движение, оно ориентируется на социалистические ценности. Из марксизма социал-демократии делают более умеренные выводы. Социализм – это продукт почти столетней эволюции и идти к нему нужно путем реформ.
Родоначальником социал-демократии считают Э.Бернштейна. Он первый выступил с теоретическим обоснованием курса на постепенное реформирование общества. Хотя реформизм существовал и до него. Основные идеи, положенные в процесс реформирования общества:
- Возможность мирной трансформации капитализма в социализм. Идея основывается на сходстве в эволюции феодального и буржуазного обществ, и буржуазного и социалистического. Общественная собственность разовьется вследствие ненасильственного уничтожения капиталистической собственности, а наоборот, последняя исчезнет, когда первая достигнет достаточно высокой ступени развития, как феодализм пал в условиях вполне сложившейся буржуазной собственности. Таким образом, произойдет мирная трансформация.
- Развитие демократии, распространение всеобщего избирательного права, рост социал-демократических партий, т.е. всех политических и экономических институтов и учреждений создают условия для мирного преобразования общества.
Некоторые социал-демократы с симпатией относились к революции в России. Между двумя мировыми войнами, они были приверженцами революционных методов, что было закреплено в их программных документах. Только после II мировой войны, они окончательно перешли на современные позиции.
В 1951 г. во Франкфурте на Майне состоялся конгресс Социалистического интернационала. Основная идея – демократический социализм. В июне 1989 г. конгресс Социнтерна принял декларацию принципов, где была подтверждена приверженность традиционным принципам социал-демократии.
В ряду общественных ценностей на первое место социал-демократы ставят свободу, социальную справедливость и солидарность, через всестороннюю демократизацию общества. Они определяют 4 цели общественного развития: политическая демократия, экономическая демократия, социальная демократия, международная демократия.
Использование принципов регулирования рыночных отношений, реализация принципов политического и духовного плюрализма, бережное отношение к суверенитету личности, повышенное внимание к условиям, качеству жизни трудящихся – представляет важный вклад в развитие социалистической мысли и практики, что усиливает влияние социал-демократии на Западе.
Анархизм, национализм
Спектр современных левых течений не ограничивается коммунистическим движением и социал-демократией. Его составной частью является анархизм. АНАРХИЗМ (от греч. anarchia – бeзначалие, безвластие) – это общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и всякой другой власти, проповедующее неограниченную свободу личности, непризнание общего для всех порядка в отношениях между людьми. Это течение сложилось в середине ХІХ в. Основные его теоретические положения были выдвинуты немецким философом М. Штирнером (1806-1856 г.г.) и французским философом и экономистом Пьером Прудоном (1809-1865 г.г.). Видными представителями анархизма были русские революционеры М.А Бакунин (1814-1876 г.г.) и П.А.Кропоткин (1842-1921 гг.)
Основные положения анархизма:
- Основой мировоззрения анархизма является индивидуализм. Сторонники этого течения крайне негативно относятся ко всему тому, что стесняет свободу личности.
- Наиболее враждебно они относятся разновидностям государственной власти, в которой они видят главное препятствие на пути к утверждению свободы личности.
- Поэтому государство, любую политическую власть они попросту объявляют властью, которая должна быть немедленно уничтожена.
- Основной задачей социальной революции является установление безгосударственного общественного строя, который будет представлять собой федерацию автономных производственных ассоциаций, коммун, провинций и социальных общностей.
- У анархистов негативное отношение и к политическим средствам борьбы – партиям, организациям и т.п., поскольку их главная задача – завоевание государственной власти. Главный упор анархисты делают на неполитические средства борьбы, а на экономические средства социальной борьбы – деятельности профсоюзов, забастовки, массовые выступления. Большое значение придается тактике «прямого воздействия» – непосредственным массовым действиям против государственной власти, в том числе и «пропаганде смертью» – терроризму.
Существует ряд неустранимых недостатков анархизма предопределяющих его неспособность к масштабному политическому действию и к долговременному осуществлению власти в обществе:
а) нет определенности в будущем общественном строе, которым они пытаются увлечь за собой массы;
б) плохая организация и руководство массами не позволяет анархистам там быстро менять тактику борьбы, соответственно меняющимся условиям;
в) внутри анархистских течений постоянно существует острая борьба по тактическим вопросам, которая делает недостижимыми их политические цели.
При всей несостоятельности анархизма он продолжает существовать, т.к. в политической и социальной структуре современных обществ имеются причины и условия, порождающие склонность к принятию анархистских программ и действий: бюрократизм и особенно коррупция порождают антибюрократические и антигосударственные ориентации и действия; появление социального и политического неравенства оборачивается стремлением к перераспределению имущества; жесткая регламентация социального поведения рождает тоску масс по индивидуальной свободе и т.д.
НАЦИОНАЛИЗМ – идеологическая доктрина, социальна политика, политическая концепция, исходящая из идеи исключительности нации, ее обособления. Идеология национализма обосновывает приоритетность национальных интересов, формулирует цели и ценности нации, как субъекта политического процесса.
Существует три разновидностинационализма: демократический национализм, национальный экстремизм, шовинизм. Общим для всех этих течений является акцентирование внимания на национальной идее – идеи о создании нациями своих национальных государств. А различия заключаются в трактовке их содержания, соотношения с другими идеями и т.д.
Демократический национализм не запрещает прав человека, а защищает их вместе с правом национальной идентичности и культурного развития. По своей природе он апеллирует к разуму, общечеловеческой морали, а не к инстинктам. Решение национального вопроса осуществляется вместе с решением задач политического, социального и экономического развития. Наряду с национализмом существуют другие политические доктрины и движения, которые формируются под влиянием тех условий, в которых происходит самоутверждение наций.
Национальный экстремизм – разновидность политического экстремизма, который апеллирует к национальной идее, гиперболизируя значения национальных задач, проявляет непримиримость, склонность к использованию насильственных, в том числе вооруженных методов борьбы. Его сущность можно охарактеризовать как экстремальные условия существования нации и борьба за ее политическое самоопределение. Иногда она не имеет ничего общего с национальным возрождением и является социальным или психологическим.
Шовинизм – крайняя форма национализма господствующей нации, которая стремится господствовать над другими народами в силу своей якобы исключительности.
Таким образом, существует национализм как стремление нации сохранить свою идентичность и национальную самобытность, самоутвердится в первую очередь через создание собственного государства. А есть национализм как гипертрофия этих явлений, как главная идея нации, которой подчиняются все остальные идеи и устремления. Если этот национализм берет верх, то он направляет энергию людей на достижение целей никак реально не связанных ни с благополучием, ни с процветанием, ни с выживанием нации. Чаще всего этот путь ведет к потере благополучия, процветания, люди оказываются на грани вымирания.