Сводные плакаты избирательной комиссии
Законодательство устанавливает наличие в помещениях для голосования неких «информационных материалов» о кандидатах, избирательных объединениях (п.3 ст.61 ФЗГ). Информационные материалы должны включать в себя сведения из избирательного бюллетеня, биографические сведения, сведения о доходах и имуществе.
По традиции эти информационные материалы оформляются в виде плаката (или нескольких плакатов), который формируется и издается регистрирующей избирательной комиссией. Точнее говоря, под сводным плакатом стоит подпись соответствующей избирательной комиссии, а сам процесс создания плаката может осуществляться организаторами выборов из администрации.
Сводный плакат играет значительную роль и его содержание влияет на итоги голосования. Дело в том, что довольно большая часть избирателей принимает решение прямо на избирательном участке. Перед выбором многие избиратели рассматривают сводный плакат. На выбор избирателей может повлиять как текст плаката, так и фотографические изображения кандидатов. Поэтому опытные имиджмейкеры очень внимательно относятся к содержимому сводного плаката.
Процесс создания сводного плаката не регламентирован законом, и этот факт используется организаторами выборов[85]. Единственное законодательное ограничение на содержание сводного плаката – он не должен содержать «признаков предвыборной агитации». Стоит отметить, что в настоящее время это требование, пожалуй, стало препятствовать принципу конкурентности выборов: при неравноправном доступе к СМИ это требование работает на «административных» кандидатов.
Каждая избирательная комиссия или администрация имеет свои традиции создания сводного плаката. Наиболее добросовестные согласуют тексты с кандидатами, наименее добросовестные – сами создают эти тексты. Существуют и промежуточные варианты: комиссия, получив текст от кандидата, публикует его в исправленном виде.
Понятно, что у комиссии, точнее у тех членов комиссии и членов «рабочей группы», которые занимаются плакатом, может быть разное отношение к оценкам текстов кандидатов. Например, текст «Исполнял интернациональный долг в горячих точках» может быть признан агитационным, либо не признан таковым. С разной степенью тщательности можно подойти и к поверке сведений, которые кандидаты предлагают опубликовать в сводном плакате.
Чтобы плакат получился беспристрастным, надо следить за его созданием и содержанием. Следует добиться того, чтобы требования к текстам были заранее доведены до кандидатов, чтобы требования ко всем кандидатам были одинаковыми и чтобы кандидаты согласовывали текст после правки его избирательной комиссией. Форма, содержание и тираж сводных плакатов должны утверждаться решением избирательной комиссии.
Так как организаторы выборов не испытывают особого желания содействовать распространению информации о «неадминистративных» кандидатах, они считают, что сводный плакат следует располагать только в помещениях для голосования. Более того, зачастую организаторы выборов «забывают» разместить в помещении для голосования сведения о доходах и имуществе кандидатов. Это происходит тогда, когда размещение такой информации может отрицательно повлиять на имидж «административного» кандидата[86].
Между тем, широкое распространение сводных плакатов или информации, содержащейся в них, за несколько дней до дня голосования сыграло бы положительную роль в повышении явки и осознанности выбора, могло бы повысить интерес к выборам (см. также разделы «Обеспечение явки и принуждение к голосованию» и «Смета расходов избирательной комиссии»). Поэтому следует настаивать на увеличении тиража сводного плаката и своевременном размещении его в местах, удобных для ознакомления с ним избирателей. Такие возможности у администрации есть, но она, естественно будет этому сопротивляться. Можно попробовать предложить избирательной комиссии проект решения, который бы обязал местные администрации заблаговременно, хотя бы за неделю до дня голосования, разместить плакаты для всеобщего обозрения (см. Приложение 2).