Лекция 8. публицистический стиль. подстили и жанры публицистики
Общая характеристика ПС
Когда говорят о публицистике, то прежде всего имеют в виду язык средств массовой информации, особенностями которой является: массовый адресат; сочетание функций информации и воздействия; сочетание стандартных и экспрессивных языковых средств.
СМИ подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино).
Функции СМИ:
1. Информационная (сообщение о положении дел, разного рода фактах и событиях);
2. Комментарийно-оценочная ( изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой);
3. Познавательно-просветительная (передавая многообразную культурную, историческую, научную информацию, СМИ способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей);
4. Воздействия (СМИ не случайно называют четвертой властью: их влияние на взгляды и поведение людей достаточно очевидно, особенно в периоды больших социальных изменений;
5. Гедонистическая ( развлекательная информация ).
Время появления ПС – это Петровская эпоха, когда появилась первая русская газета «Ведомости», выходившая на 2-х языках (русском и старославянском).
В ПС исследователи выделяют соединение черт научного функционального стиля и языка художественной литературы. Н: В очерках, фельетонах можно заметить сближение этого стиля с языком художественной литературы, а в заметках, сообщениях можно заметить сближение с языком научного функционального стиля.
В то же время ПС – это самостоятельный функциональный стиль со своеобразными экстралингвистическими и лингвистическими признаками.
Ведущим экстралингвистическим признаком этого стиля является единство тенденций к экспрессии и стандартизации. Для газетного типа коммуникации определяющим является массовость, неоднородность, неопределенность воспринимающей аудитории, следовательно, отсутствие ориентации на определенный интеллектуальный уровень, общую и специальную подготовку, возраст. «Академику должно быть не скучно, а школьнику понятно и интересно».
Теория массовой коммуникации, опираясь на математические и психологические исследования, утверждает, что эффективность и надежность коммуникации в подобных условиях может быть достигнута упорядоченным и однообразным чередованием каких – либо противопоставленных элементов. Такими противопоставленными элементами в газетном типе коммуникации являются:
А) экспрессивные элементы
Б) стандартизированные элементы.
Образцовые газетные тексты создаются не ограничением стандарта, а умением подыскивать экспрессивное противоядие, умением создавать ограниченное чередование контрастирующих элементов.
Газетный текст должен быть в каждом своем отрезке и воздействующим и информативным.
Н: Хроникальная заметка:
Одно из предприятий Ростова приготовило сюрприз для фотолюбителей. Новая электронная лампа «Электрон» весит всего 250 граммов. Эта миниатюрная «молния» работает от аккумуляторов, заряжающихся от обычной электросети.
Исследователи отмечают, что существует 3 типа чередований экспрессии и стандарта (конфликты их):
1. Внутрифразовый тип, когда одно и то же явление называют то экспрессивным элементом, то стандартизированным:
Н: Курорт «Юрмала» - это жемчужина янтарного берега.
2. Контекстный – это чередование в тексте содержательно друг от друга независимых экспрессивных и стандартизированных языковых элементов.
Н: Москвичей интересует, как дальше будет развиваться столичная подземка.
3. Композиционный – противопоставление заголовка и всего текста, зачина и основного содержания текста, отталкивание от цитат, пословиц, поговорок.
Жанры ПС:
Информационная статья – в авторизованной форме излагается какое-либо событие и его оценка.
Полемическая статья – отклик на другой текст и содержит в себе элементы спора, полемики. Текстам этого типа свойственна яркая эмоциональность, экспрессия, категоричные оценочные суждения, которые могут быть выражены с помощью специальных речевых средств, а могут скрываться под точной и убедительной аргументацией.
Рекламная статья , которая в явной или скрытой форме выражает не точку зрения ее автора, а точку зрения заказчика. Рекламные публикации могут иметь и информативный характер, и ярко экспрессивный; это определяется объектом рекламы, а также и аудиторией, которой адресован данный текст.
Широко распространяются жанры, в основе которых лежит диалог: беседа, экспресс-интервью, экспресс-опросы, эксклюзивные интервью.
Интервью – это беседа журналиста с каким-либо лицом или группой лиц, представляющая общественный интерес и предназначенная для передачи в СМИ.
Задачи, решаемые в ходе проведения интервью:
1. Получение новой информации;
2. Обсуждение общественно важных проблем, что нередко обретает форму дискуссии между двумя или несколькими собеседниками;
3. «Портретирование» - создание объемного образа человека, с которым проводится интервью, в том числе за счет демонстрации его индивидуальных речевых особенностей.
В последнее время наметилась тенденция к речевой раскованности, что, по мнению журналистов, создает особую атмосферу интимности, но приводит к широкому проникновению в тексты нелитературных элементов.
Усиление личностной тенденции отразилось в распространении таких жанров, как эссе, комментарий, прогноз, исповедь.
Эссе – публицистическое произведение свободной композиции, в котором автор высказывает свои индивидуальные суждения и оценки по тому или иному кругу проблем. В зависимости от проблематики эссе подразделяют на философские, исторические, нравственно-психологические, литературно-критические. Эссе – это жанр размышлений. Рассуждение сочетается здесь с повествованием и описанием. Уместны в эссе и выражения эмоциональной оценки, и риторическое усиление речи путем использования тропов и фигур, а также объединения стилистически разнородных элементов.
Очерк – это рассказ, основанный на фактическом материале, и включающий в себя размышления автора по поводу происшедшего события, а также обобщения социального плана, которые происшедший факт высвечивает. Очерк не имеет тематических ограничений, его содержанием может стать биография человека, историческое событие, любой факт общественной жизни и жизни автора. Различают документальный и публицистический очерк.
Документальный очерк, в котором авторскаяпозиция скрыта, представлена в композиционной форме текста как «образ автора».
Публицистический очерк, в котором автор предстает как реальный наблюдатель или даже участник описываемых событий.
Одной из характерных черт очерка является полистилизм, источником которого является нормативно-стилистическая противопоставленность авторской речи и речи персонажей, включение в ткань текста фрагментов научного или делового стилей.
Фельетон – литературно-публицистическое произведение на злободневную тему, в котором сатирически изображаются негативные явления общественной жизни.
Фельетону присущи полемичность, художественность, ироничность, сатиричность.
Полемичность и публицистичность фельетона проявляется в злободневности тематики, в негативной оценке соответствующих фактов, чем объясняется широкое употребление эмоционально-экспрессивных, оценочных языковых средств. Сатиричность фельетона состоит в том, что автор не просто дает оценку тем или иным явлениям, но подвергает их осмеянию; комическое описание ситуаций и характеров часто сочетается с преувеличением, гротеском и фарсом.
Усиление информативной функции в газете способствовало распространению жанров журналистского расследования, версии, связанных со специфическими способами получения информации.
Репортаж соединяет в себе строгую документальность, объективность и протокольность с эмоциональностью и живописностью изображения (эффект присутствия автора).
Лексика и фразеология ПС
1. Наличие словосочетаний, имеющих газетно-публицистическую окраску: труженик, посланец, созидание, свершения, мощь, экстремисты, широковещательные, позитивные, гарант, импульс, альтернатива, вклад (в борьбу...), и т.д. Подобные слова в публицистическом стиле носят социально-оценочный характер.
2.Многочисленны примеры так называемой публицистической фразеологии, позволяющей быстро и точно давать информацию: мирное наступление, сокращение вооружений, локальные споры, сила диктата, президентская кампания, механизмы торможения, позитивные перемены, межгосударственное соглашение, пакет предложений, вопросы безопасности, пути прогресса, политический авангард, ратификация договора и др.
3. Употребление общелитературных слов в особом, метафорическом значении.
Н:У нас не может быть общей почвы для переговоров с бандитами.
4.В переносном значении в публицистике широко используются термины из области науки: атмосфера (атмосфера доверия), уровень (переговоры на уровне послов), позитивный (позитивные результаты); искусства: дуэт (дуэт либералов и консерваторов), спектакль (политический спектакль), закулисный (закулисные переговоры); военного дела: строй (ввести в строй), фронт (фронт борьбы), курс (новый политический курс); спорта: раунд (последний раунд встречи), тур (очередной тур переговоров) и т.д.
5. Широко употребляется лексика с эмоционально- экспрессивной коннотацией. С одной стороны, в публицистическом стиле есть слова с положительной оценкой, коннотацией ( милосердие, труженик, благосостояние, благотворительность, помыслы, дерзать, воздвигать, самопожертвование, процветание и под.), с другой ¾ слова и выражения, имеющие отрицательную коннотацию (обывательский, насаждать, вояж, притязания, саботаж, наемники, пособник, расизм, обезличка, пробуксовка и т.п.)
6.Широко представлена лексика с заимствованными приставками (-анти, -про, -нео, -квази, -ультра), а также существительные, называющие человека по профессии, роду занятий.
7. Часто встречаются неузуальные слова и формы слов (авторские неологизмы)
Н: спиртоносцы, авиапотрошители, рембовидный, первопроходимцы, фанатеющие.