Россия во второй половине XIX в.: основные направления, суть и результаты преобразований Александра II

Со второй половины XIX в. капитализм начал утверждаться как господствующая общественно-экономическая система. Особенности экономического и социального развития:

— сохранение традиционных структур в экономике и социально- политической сфере: помещичья собственность на землю; деление общества на сословия и их неравноправность; самодержавие, защищавшее интересы помещиков и опиравшееся на военно-полицейский аппарат.

— многоукладность экономики: крупное капиталистическое про­изводство соседствовало с патриархальным крестьянским хозяйством, полу­феодальным помещичьим, мелкотоварным в городе и в деревне.

— наличие резких диспропорций по основным отраслям экономики: бурный рост промышленности контрастировал с рутинным состоянием сель­ского хозяйства.

— не был закончен процесс первоначального накопления капита­ла, который сильно затянулся.

— слабая подготовленность российского общества (особенно сельско­го) к капиталистическим отношениям.

— сохранялась гипертрофированная (преувеличенная) роль государ­ства, которое в силу своей абсолютистской сущности продолжало оказывать ре­шающее воздействие и на экономику, и на эволюцию социальной структуры.

— несмотря на быстрый темп развития капитализма во второй половине XIX в. модернизация в России растянулась на длительный срок.

Территория России насчитывала 19 млн. кв. км, причём 14 млн. кв. км находились в азиатской части и были слабо освоены. В административном отношении страна делилась на губернии и области. Все­го в Российской империи этого периода времени было 78 губерний и 19 обла­стей. Население, по данным 10-й ревизии (1858), составляло 74 млн. человек; по данным первой переписи (1897) — 126,4 млн. человек.

Господствующее положение в стране по-прежнему принадлежало дворя­нам.

Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословий, формировало две новые социальные группы — буржуазию и пролетариат.

На внутреннюю политику России во вто­рой половине XIX в. оказывали влияние следующие факторы:

— поступательное экономическое развитие;

— изменения в социальной структуре, в том числе появление новых соци­альных слоёв;

— мощный подъем общественного движения.

Главной целью внутренней политики правительства было приведение экономической и политической системы России в соответствие с потребно­стями времени при сохранении самодержавия и господствующего положения дворян.

60—70-е гг. XIX в. — время коренных преобразований в России, которые за­тронули практически все важнейшие стороны жизни общества и государства:

— социально-экономические реформы (ликвидация крепостного права);

— политические реформы (изменения в системе управления — судебная, земская, городская, военная реформы);

— реформы в области образования и культуры (школьная, университет­ская, печати).

Период реформаторской деятельности Александра II можно разделить на два этапа. Первый — подготовка и осуществление крестьянской реформы. Второй — проведение реформ 60—70-х гг.

Толчком к преобразованиям послужили:

— во-первых, проигранная Крымская война, показавшая полную несо­стоятельность политической и экономической системы Николая I;

— во-вторых, Россия потеряла авторитет у передовых европейских держав и оказалась в международной изоляции;

— в-третьих, Крымская война и смерть Николая I привели к активизации либерально настроенной части общества и ряда правительственных чинов­ников. Появляются записки и проекты, в которых обосновывалась необходи­мость преобразований.

Развитие системы государственных учреждений. В соответствии с Основными законами Российской империи император оставался неограниченным монархом.

В ноябре 1861 г. для рассмотрения вопросов, касающихся намечаемых реформ, был учреждён новый правительственный совещательный орган — Совет министров.

Высшим законосовещательным органом был Государственный совет, который в 60—70-х гг. провёл большую работу по рассмотрению проектов законов и подготовке их для утверждения императором. Однако его значение в последующие годы ослабло. В 80-х гг. Государственный совет был подме­нен Комитетом министров.

В целях улучшения работы в экономической сфере были осуществлены значительные преобразования. Так, в 1865 г. Главное управление путей со­общений и публичных зданий было преобразовано в Министерство путей сообщений. Для укрепления финансовой системы страны, осуществления выкупных операций в составе Министерства финансов было создано Главное выкупное учреждение, на которое возлагался контроль за своевременной вы­платой крестьянами кредитов.

В составе Министерства финансов был также образован Департамент торговли и мануфактуры, руководивший государственными и принадлежа­щими царю предприятиями и оказывающий финансовую помощь частным предприятиям.

В основе судебной реформы 1864 г. лежали следующие принципы:

— бессословность суда;

— равенство всех подданных перед законом;

— независимость суда от администрации;

— создание суда присяжных заседателей и института присяжных поверен­ных (адвокатов);

— на судебные заседания допускались публика и представители прессы.

В ноябре 1864 г. были утверждены и стали законом акты судебной рефор­мы: Учреждения судебных установлений; Устав уголовного судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Вместо громоздкой системы сословного суда создавались два типа судов: местные и общие.

Местные суды учреждались для рассмотрения мелких преступлений и проступков, мелких гражданских исков. Окружные суды, назначаемые императором, учреждались на всю губернию, для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Они рассматривали все дела, за исключением должностных, совершаемых чиновниками старше 9-го ранга, а также политические дела.

Верховным судом, а также высшим органом судебного надзора являлся Сенат.

Земская реформа 1864 г. Закон о местном самоуправлении, принятый в 1864 г., определил структуру земских учреждений и их компетенцию. Земства ведали хозяйственными делами, касающимися «польз» и «нужд» губернии или уезда; занимались устройством благотворительных учреждений, здравоохранением и народным образованием.

Значение земской реформы в том, что, во-первых, с учреждением земств была предпринята попытка создать новую систему местного самоуправления, основанную на всесословном представительстве. Во-вторых, земские учреж­дения вскоре стали центрами либеральной оппозиции правительству.

Реформа городского самоуправления 1870 г.

Городские думы занимались вопросами городского благоустройства, здравоохранения и др. Компетенция органов самоуправления в городах со­ответствовала компетенции земских учреждений в сельских местностях.

Финансовая реформа 1862—1866 гг. Право распоряжаться всеми финансо­выми средствами страны получал министр финансов, деятельность которого подлежала учёту со стороны Государственного контроля. В 1860 г. был учреждён Государственный банк, который стал кредитовать торгово-промышленные предприятия. Главный итог преобразований финансовой системы заключал­ся в установлении гласности бюджета, финансового контроля и прогрессивных изменений в налоговой системе.

Военные преобразования 60—70-х гг. Одним из наиболее последовательных и важных преобразований Александровского царствования стала военная реформа.

Успеху этой реформы способствовало то, что её подготовкой и проведе­нием в жизнь руководил Дмитрий Алексеевич Милютин. Ему удалось изменить структуру и вооружение армии, обновить и качественно улучшить офи­церский корпус, облегчить положение солдата, внедрить новые принципы набора в армию.

Главное достижение военной реформы — переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности. Согласно закону мужчины в возрасте 20 лет подлежали призыву на военную службу, срок которой был определён в 6 лет для сухопутных войск и 7 лет для флота. Военнообязанные имели ряд льгот по призыву, которые касались их семейного положения и здоровья, а срок военной службы был поставлен в зависимость от образовательного уровня: человек, имевший выс­шее образование, служил полгода, среднее — полтора года.

Значительные преобразования проведены в области просвещения. 18 июля 1863 г. был утверждён новый университетский устав, который расширял ав­тономию университетов. Делами университетов руководили учёные советы, состоявшие из профессоров, преподавателей и со­трудников.

В 1864 г. был принят Устав средней школы, в соответствии с которым гимназии подразделялись на классические и реальные.

В 1865 г. Александр II утвердил разработанные Министерством внутрен­них дел «Временные правила» о цензуре (реформа печати). Отменялась пред­варительная (т. е. на стадии после сдачи рукописи) цензура для большей час­ти книг и литературных журналов. Вводилась карательная цензура — приме­нение различных санкций уже после публикации, вплоть до закрытия издания. Правительственные и научные издания цензурному контролю не подлежали.

Таким образом, реформы 60—70-х гг. XIX в. значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Однако по­литическое переустройство страны не было завершено. Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией.

Наши рекомендации