Россия во второй половине XIX в.: основные направления, суть и результаты преобразований Александра II
Со второй половины XIX в. капитализм начал утверждаться как господствующая общественно-экономическая система. Особенности экономического и социального развития:
— сохранение традиционных структур в экономике и социально- политической сфере: помещичья собственность на землю; деление общества на сословия и их неравноправность; самодержавие, защищавшее интересы помещиков и опиравшееся на военно-полицейский аппарат.
— многоукладность экономики: крупное капиталистическое производство соседствовало с патриархальным крестьянским хозяйством, полуфеодальным помещичьим, мелкотоварным в городе и в деревне.
— наличие резких диспропорций по основным отраслям экономики: бурный рост промышленности контрастировал с рутинным состоянием сельского хозяйства.
— не был закончен процесс первоначального накопления капитала, который сильно затянулся.
— слабая подготовленность российского общества (особенно сельского) к капиталистическим отношениям.
— сохранялась гипертрофированная (преувеличенная) роль государства, которое в силу своей абсолютистской сущности продолжало оказывать решающее воздействие и на экономику, и на эволюцию социальной структуры.
— несмотря на быстрый темп развития капитализма во второй половине XIX в. модернизация в России растянулась на длительный срок.
Территория России насчитывала 19 млн. кв. км, причём 14 млн. кв. км находились в азиатской части и были слабо освоены. В административном отношении страна делилась на губернии и области. Всего в Российской империи этого периода времени было 78 губерний и 19 областей. Население, по данным 10-й ревизии (1858), составляло 74 млн. человек; по данным первой переписи (1897) — 126,4 млн. человек.
Господствующее положение в стране по-прежнему принадлежало дворянам.
Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословий, формировало две новые социальные группы — буржуазию и пролетариат.
На внутреннюю политику России во второй половине XIX в. оказывали влияние следующие факторы:
— поступательное экономическое развитие;
— изменения в социальной структуре, в том числе появление новых социальных слоёв;
— мощный подъем общественного движения.
Главной целью внутренней политики правительства было приведение экономической и политической системы России в соответствие с потребностями времени при сохранении самодержавия и господствующего положения дворян.
60—70-е гг. XIX в. — время коренных преобразований в России, которые затронули практически все важнейшие стороны жизни общества и государства:
— социально-экономические реформы (ликвидация крепостного права);
— политические реформы (изменения в системе управления — судебная, земская, городская, военная реформы);
— реформы в области образования и культуры (школьная, университетская, печати).
Период реформаторской деятельности Александра II можно разделить на два этапа. Первый — подготовка и осуществление крестьянской реформы. Второй — проведение реформ 60—70-х гг.
Толчком к преобразованиям послужили:
— во-первых, проигранная Крымская война, показавшая полную несостоятельность политической и экономической системы Николая I;
— во-вторых, Россия потеряла авторитет у передовых европейских держав и оказалась в международной изоляции;
— в-третьих, Крымская война и смерть Николая I привели к активизации либерально настроенной части общества и ряда правительственных чиновников. Появляются записки и проекты, в которых обосновывалась необходимость преобразований.
Развитие системы государственных учреждений. В соответствии с Основными законами Российской империи император оставался неограниченным монархом.
В ноябре 1861 г. для рассмотрения вопросов, касающихся намечаемых реформ, был учреждён новый правительственный совещательный орган — Совет министров.
Высшим законосовещательным органом был Государственный совет, который в 60—70-х гг. провёл большую работу по рассмотрению проектов законов и подготовке их для утверждения императором. Однако его значение в последующие годы ослабло. В 80-х гг. Государственный совет был подменен Комитетом министров.
В целях улучшения работы в экономической сфере были осуществлены значительные преобразования. Так, в 1865 г. Главное управление путей сообщений и публичных зданий было преобразовано в Министерство путей сообщений. Для укрепления финансовой системы страны, осуществления выкупных операций в составе Министерства финансов было создано Главное выкупное учреждение, на которое возлагался контроль за своевременной выплатой крестьянами кредитов.
В составе Министерства финансов был также образован Департамент торговли и мануфактуры, руководивший государственными и принадлежащими царю предприятиями и оказывающий финансовую помощь частным предприятиям.
В основе судебной реформы 1864 г. лежали следующие принципы:
— бессословность суда;
— равенство всех подданных перед законом;
— независимость суда от администрации;
— создание суда присяжных заседателей и института присяжных поверенных (адвокатов);
— на судебные заседания допускались публика и представители прессы.
В ноябре 1864 г. были утверждены и стали законом акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений; Устав уголовного судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Вместо громоздкой системы сословного суда создавались два типа судов: местные и общие.
Местные суды учреждались для рассмотрения мелких преступлений и проступков, мелких гражданских исков. Окружные суды, назначаемые императором, учреждались на всю губернию, для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Они рассматривали все дела, за исключением должностных, совершаемых чиновниками старше 9-го ранга, а также политические дела.
Верховным судом, а также высшим органом судебного надзора являлся Сенат.
Земская реформа 1864 г. Закон о местном самоуправлении, принятый в 1864 г., определил структуру земских учреждений и их компетенцию. Земства ведали хозяйственными делами, касающимися «польз» и «нужд» губернии или уезда; занимались устройством благотворительных учреждений, здравоохранением и народным образованием.
Значение земской реформы в том, что, во-первых, с учреждением земств была предпринята попытка создать новую систему местного самоуправления, основанную на всесословном представительстве. Во-вторых, земские учреждения вскоре стали центрами либеральной оппозиции правительству.
Реформа городского самоуправления 1870 г.
Городские думы занимались вопросами городского благоустройства, здравоохранения и др. Компетенция органов самоуправления в городах соответствовала компетенции земских учреждений в сельских местностях.
Финансовая реформа 1862—1866 гг. Право распоряжаться всеми финансовыми средствами страны получал министр финансов, деятельность которого подлежала учёту со стороны Государственного контроля. В 1860 г. был учреждён Государственный банк, который стал кредитовать торгово-промышленные предприятия. Главный итог преобразований финансовой системы заключался в установлении гласности бюджета, финансового контроля и прогрессивных изменений в налоговой системе.
Военные преобразования 60—70-х гг. Одним из наиболее последовательных и важных преобразований Александровского царствования стала военная реформа.
Успеху этой реформы способствовало то, что её подготовкой и проведением в жизнь руководил Дмитрий Алексеевич Милютин. Ему удалось изменить структуру и вооружение армии, обновить и качественно улучшить офицерский корпус, облегчить положение солдата, внедрить новые принципы набора в армию.
Главное достижение военной реформы — переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности. Согласно закону мужчины в возрасте 20 лет подлежали призыву на военную службу, срок которой был определён в 6 лет для сухопутных войск и 7 лет для флота. Военнообязанные имели ряд льгот по призыву, которые касались их семейного положения и здоровья, а срок военной службы был поставлен в зависимость от образовательного уровня: человек, имевший высшее образование, служил полгода, среднее — полтора года.
Значительные преобразования проведены в области просвещения. 18 июля 1863 г. был утверждён новый университетский устав, который расширял автономию университетов. Делами университетов руководили учёные советы, состоявшие из профессоров, преподавателей и сотрудников.
В 1864 г. был принят Устав средней школы, в соответствии с которым гимназии подразделялись на классические и реальные.
В 1865 г. Александр II утвердил разработанные Министерством внутренних дел «Временные правила» о цензуре (реформа печати). Отменялась предварительная (т. е. на стадии после сдачи рукописи) цензура для большей части книг и литературных журналов. Вводилась карательная цензура — применение различных санкций уже после публикации, вплоть до закрытия издания. Правительственные и научные издания цензурному контролю не подлежали.
Таким образом, реформы 60—70-х гг. XIX в. значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Однако политическое переустройство страны не было завершено. Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией.