Указы царя ашоки, iii в. до н. э
Прежде не было такого порядка, чтобы во всякое время заниматься людскими делами... Теперь мною установлено так. Во всякое время... пусть оповещают меня о людских делах. ...Ибо я считаю, что долг мой — это благо всех людей ... То, к чему я стремлюсь, — это достичь освобождения от долга перед живыми существами. Здесь, в этом мире, я желаю, чтобы они обрели счастье, а в другом мире пусть они достигнут неба.
* * *
«Нет такого дара, который мог бы сравниться с даром дхармы1...
Вот что это значит: подобающее отношение к рабам и слугам — благо, покорность матери и отцу — благо, щедрость по отношению к друзьям, знакомцам и сородичам, а также к брахманам... — благо, неубиение живых существ —благо.
* * *
Хочу, чтобы они2 не испытывали страха передо мной, чтобы дышали спокойно, чтобы исходило им от меня счастье, но не несчастье.
Вопросы и задания
1. Прочитайте текст 1. Вспомните, что представлял собой западноевропейский город и какую роль он играл в социально-экономической и политической жизни Западной Европы. Приведите примеры, подтверждающие фразу Ф. Броделя о Западе. «Его города толкали его вперед». Почему эта характеристика неприложима к восточному городу? Под чьей властью находились восточные города? В какие периоды они могли получить относительную самостоятельность? Чем, с вашей точки зрения, объясняется желание нарождавшейся на Востоке буржуазии примкнуть к чиновничеству? Каким образом государство препятствовало свободе деятельности купцов и ремесленников? Приведите примеры, опираясь на изученный материал.
2. Прочитайте текст 2. Как объясняет Конфуций необходимость управлять народом гуманно? Почему именно императорскую власть и чиновников считает ответственными за все происходящее? Какая роль, активная или пассивная — отводится им народу? В чем, с точки зрения Конфуция, состоит долг благородного человека, живущего в несправедливо устроенном государстве? Подумайте над фразой Конфуция: «На зло отвечают справедливостью». Как можно интерпретировать эту фразу, если речь идет об отношениях между властью и обществом?
3. Прочитайте текст 3. Ислам до мельчайших подробностей регламентировал жизнь человека. Проанализировав приведенный текст, а также те сведения, которые содержатся в тексте главы, попробуйте нарисовать портрет истинного мусульмани-
______________________
1Дхарма — в данном случае важнейшие положения буддизма.
2 Имеются в виду подданные.
на Обратите особое внимание на отношение к людям, наиболее униженным в восточных обществах, — к женщинам и рабам Почему Мухаммед запрещал раболепствовать перед вышестоящим? Как в целом можно охарактеризовать отношение ислама к личности человека? Чем оно отличается от христианского?
4. Прочитайте текст 4. Подумайте, почему буддизм отрицает крайний аскетизм и страсть к мирским удовольствиям, исходя из отношения этой религии к страстям. Под силу ли обычному человеку придерживаться тех истин, которые проповедовал Будда? Почему? Что имеет в виду Будда, говоря, что причина страдания — это жажда, ведущая к перерождению, т е привязанность к земному миру?
5. Прочитайте указы царя Ашоки, который сделал буддизм государственной религией. Какие новые принципы он хотел ввести в управление государством? Как хотел изменить отношения власти и общества? Сознание людей? Конкретны ли его рекомендации? Сравните с Конфуцием или поучениями Магомета. Может ли буддизм стать основой государственности, как конфуцианство? Докажите свою точку зрения.
Семинар №6. Цивилизации Востока в средние века .
1.КИТАЙ: КОНФУЦИАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Вопросы и задания
1. Расскажите об основных положениях учения Конфуция/ Почему конфуцианство называют «практической» религией? Какой путь к достижению идеала предлагал Конфуций? Какая роль в связи с этим отводилась государству в целом и чиновникам? Какие идеи Конфуция сыграли положительную роль в истории Китая и какие вели страну к слабости?
2. Почему государственная власть в Китае заботилась об экономическом благополучии крестьянства? Каким образом она боролась с ростом частного землевладения? Попытайтесь объяснить на примере Китая, что такое государственный феодализм. В каком положении находились китайские купцы и ремесленники? Помогало или мешало государство развитию городов? Назовите основные причины периодически повторявшихся в Китае кризисов, которые приводили к смене династий. Приведите примеры.
3. Согласны ли вы с точкой зрения Гегеля о поголовном рабстве подданных в Китае? Противоречит ли этому утверждению принцип «равных возможностей»? Сравните в этом отношении Китай с Западной Европой. Что дает большие преимущества обществу: социальная мобильность или политические права?
ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЯПОНИИ
Вопросы и задания
1. Когда стала оформляться цивилизация Японии?
2. Что Япония заимствовала у Китая? Какую роль эти заимствования сыграли в развитии японской цивилизации?
3. Как отразились на характере японской цивилизации две противоположные тенденции — восприимчивость к иностранным влияниям и стремление к изоляции? В какие эпохи преобладала та или другая тенденция?
4. Почему в Японии долгое время не устанавливалась сильная централизованная власть? Как это сказалось на ее социально-экономическом и политическом развитии? Приведите примеры.
5. Какое значение в истории Японии имел сёгунат?
6. Подумайте, можно ли считать Японию самостоятельной цивилизацией, и объясните почему. Что в развитии Японии отличалось от обычной восточной модели?
ИСЛАМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Вопросы и задания
1. Как жили арабские племена до появления ислама? Какое влияние оказал ислам на исторический путь арабских племен?
2. Что сближает ислам с другими религиями спасения и что отличает? Сравните, например ислам и христианство или конфуцианство. Какое значение в исламе придается личности человека и свободе выбора? Как это повлияло на особенности самой цивилизации?
3. В чем отношение государства к частной собственности напоминает китайский вариант? Чем отличается? Какие факторы обеспечили относительное единство арабского халифата? Почему тем не менее халифат довольно быстро распался?
4. Чем объяснить взлет культуры в средневековой исламской цивилизации? Какое влияние на Западную Европу оказала культура арабской Испании?
ИНДИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Вопросы и задания
1. Что отличало буддизм от всех остальных религий спасения? Какое отношение к земной жизни проповедует буддизм? Попробуйте нарисовать образ человека, который в точности следует наставлениям Будды Нравится ли вам такой человек?
2. Что представляла собой государственная власть в Индии? Почему периоды централизации и объединения были очень краткими?
3. Расскажите о своеобразии индийской общины Какую роль община сыграла в истории индийской цивилизации?
4. Какие изменения привнесли в жизнь Индии мусульмане?