Принципы государственной службы. Изучение правовых актов позволяет сделать вывод о наличии пяти основных принципов государственной службы в демократической стране:
Изучение правовых актов позволяет сделать вывод о наличии пяти основных принципов государственной службы в демократической стране:
• законность;
• демократизм;
• профессионализм;
• социально-правовая защищенность служащих;
• противодействие коррупции.
Законность и демократизм — общие принципы организации и функционирования исполнительной власти, которые своеобразно проявляются в организации государственной службы, а профессионализм и социальная защищенность служащих — это ее специфические принципы.
Все принципы службы являются проявлениями важнейшего начала исполнительной власти — эффективности.
Принцип законности означает признание: а) верховенства Конституции РФ, федеральных законов над иными нормативными правовыми актами; б) обязательности законных решений вышестоящих органов и должностных лиц; в) приоритета прав и свобод человека и гражданина. Государственный служащий обязан строго соблюдать правовые акты, права граждан, делать все необходимое для их реализации и защиты.
Можно назвать такие направления реализации идеи законности:
• служащий должен добиваться выполнения законов гражданами
и организациями;
• должен сам соблюдать законы;
• его права должны быть защищены.
Важнейшие проявления демократизма службы:
• полное и постоянное соответствие деятельности служащих интересам граждан, общества, государства. Служащий действует в «чужих» интересах, и при возникновении конфликта личных
и публичных интересов он обязан руководствоваться последними;
• общедоступность государственной службы. Статья 32 (ч. 4) Конституции РФ предусматривает: «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе».
Специальные ограничения обусловлены спецификой отдельных должностей. В их числе: установление более высокого возрастного ценза для занятия должности, предельного возраста и срока пребывания на ней, требования определенного стажа, образования, здоровья. Так, на службу в органы внутренних дел (милицию) принимаются лица, достигшие 18 лет, годные по состоянию здоровья, имеющие среднее образование, несудимые.
Необходима гласность в осуществлении государственной службы.
Гласность должна быть и в отношениях с различными организациями, и в рамках самого государственного аппарата. Вместе с тем законодательством закреплено право служащих получать информацию, необходимую для работы, знакомиться с личными делами и т.д.
Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную — это важнейшее проявление демократизма всей государственной деятельности, всего государственного механизма, Оно создает условия для повышения эффективности работы государственных служащих, усиления защиты их прав.
Таким образом, демократизм проявляется в содержании службы (забота о правах и свободах граждан, общем благе), в ее народности и в формах ее осуществления (разделение труда, гласность, общедоступность).
Исполнять обязанности врача, учителя можно только на профессиональной основе, т.е. постоянно, в течение определенного времени, в рамках определенного коллектива и за регулярно получаемое вознаграждение. Профессионализм столь же необходим и в административной деятельности.
Принцип профессионализмагосударственной службы предполгает:
• компетентность работников, т.е. знание ими дела, наличие необходимого образования, стажа, навыков, чему в немалой сте-
пени способствует продуманная система повышения квалификации. Кстати, у военнослужащих, работников милиции физическая и служебная подготовка проводятся в обязательном порядке и даже в рабочее время. Одна из основных обязанностей служащего — поддерживать уровень своей квалификации;
• систематическое, регулярное выполнение функций, операций, грамотное оформление, решение дел, стабильность служебных отношений. Это позволяет работнику глубже познать стоящие перед ним проблемы, людей, овладеть необходимыми навыками, методами руководства; к тому же ощущение устойчивости психологически раскрепощает служащего и благоприятно влияет на профессиональную деятельность. Отсутствие же гарантий, как известно, вызывает неуверенность, которая, в свою очередь, по-рождает приверженность к установившемуся в организации порядку вещей, снижает инициативу, принципиальность;
• регулярное получение оплаты за свой труд не ниже заранее обусловленных размеров;
• политическую нейтральность. Служащий должен действовать в соответствии с правовыми актами, но не партийными установками; вопросы партийности не должны иметь значения при подборе кадров; служебное положение нельзя использовать в интepecax политических партий, в государственных органах нельзя создавать партийные организации.
• ответственность за неисполнение или ненадлежащее ис-
полнение должностных обязанностей, за качество подготав ливаемых и принимаемых решений. За свою неправомерную деятельность служащие могут нести дисциплинарную, административную, материальную и даже уголовную ответственность.
Заботу о социально-правовой защите служащих, их экономическом обеспечении можно рассматривать как еще одно средство повышения профессионализма, а значит, и эффективности службы. Защита служащих, их обеспечение осуществляются с учетом качества, стажа, важности работы.
Реализация этого принципа означает прежде всего создание необходимых условий для нормальной деятельности, принятие мер к устранению препятствий осуществлению служебных обязанностей. Государственный служащий не должен нести юридической ответственности перед гражданами за ненадлежащее выполнение своей работы.
За имущественный вред, причиненный служебными действиями, ответственность несет казна. Меры уголовной, административной, дисциплинарной ответственности налагаются государственными органами.
В науке различают четыре вида ориентации служащих:
• на характер работы;
• на ее условия;
• на вознаграждение;
• на карьеру.
Социальная и правовая защищенность служащих предполагает:
• повышение престижа их труда. Госаппарат необходим, и его служащие должны не стыдиться, а гордиться своей принадлежностью к категории «государственных слуг»;
• достаточно высокую, регулярно выплачиваемую заработную плату, размеры которой должны повышаться вместе с ростом квалификации, с увеличением стажа, снижением реальной стоимости рубля, развитием экономики;
• создание нормальных условий труда: обеспечение хорошо отапливаемыми, освещенными, спланированными помещениями, транспортом, современными средствами связи, правильная
организация труда;
• государственное страхование, гарантированное высокое пенсионное обеспечение;
•обеспечение служебной перспективы.
Во время коренных реформ политических, экономических и других основ государственного строя России очень важное значение приобрел принцип противодействия коррупции. Его правовой основой является Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных органов. Понятие коррупции дается в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Противодействие коррупции — это деятельность государственных и муниципальных органов, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц:
• по предупреждению коррупции, выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
• по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
• по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.