Политическое господство и легитимность
Проявления власти в обществе чрезвычайно многообразны, изменчивы и отно-
сительны. Для того чтобы упорядочить их, стабилизировать власть в обществе и
сделать ее функционально способной, ее необходимо институциализировать,
закрепить в форме политического господства. Многие политологи, особенно ев-
ропейские, считают категорию господства центральной, базовой для понимания
политики, а изучение системы политического господства - одной из
первейших задач политологии.
Политическое господство означает структурирование в обществе отно-
шений командования и подчинения, организационное и законодательное
оформление факта разделения в обществе управленческого труда и обычно свя-
занных с ним привилегий - с одной стороны, и исполнительской деятельности
- с другой. Оно возникает тогда, когда власть институциализируется, превра-
щается в устойчивые отношения, когда в организации устанавливаются пози-
ции, занятие которых позволяет принимать решения, приказывать, разрешать
или запрещать. "Господство, - писал Вебер, - означает шанс встретить пови-
новение определенному приказу" .
Господство неразрывно связано с властью, является формой ее организа-
ции в обществе. Политическая власть, опираясь на вооруженную силу, может
возникнуть и до установления господства. Однако в этом случае она не сможет
долго продержаться и выполнять свои функции в обществе.
Научное понимание господства, в отличие от его трактовки в повседнев-
ном языке, этически нейтрально и не связано с такими негативными атрибута-
ми, как эксплуатация, угнетение, подавление. Господство - это политический
порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые мо-
гут находиться под демократическим контролем вторых. Такой порядок может
соответствовать интересам не только управляющего меньшинства, но и всего
общества или, по крайней мере, его большинства, хотя в истории человечества
политическое господство проявлялось обычно как форма закрепления и (или)
средство приобретения социального господства, т.е. привилегированного поло-
жения в обществе, связанного с социальным неравенством.
В современных правовых социальных государствах связь политического
господства с социальными привилегиями ослабла, хотя и не исчезла полностью.
Альтернативой политическому господству является самоуправленческая орга-
низация общества, осуществление которой в обозримой перспективе нереально.
Господство как институциализировавшаяся власть может по-разному оце-
ниваться гражданами. Положительная оценка, принятие населением власти,
признание ее правомерности, права управлять и согласие подчиняться означает
ее легатимность. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная
и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее
соответствием ценностным представлениям большинства граждан, с кон-
сенсусом общества в области основополагающих политических ценностей.
Сам термин "легитимность" иногда переводят с французского как "за-
конность" или "узаконенность". Такой перевод не совсем точен. Законность,
понимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, может быть при-
суща и нелегитимной власти.
Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес Макс Бе-
бер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа леги-
тимности власти:
1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, при-
вычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле
существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий.
По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной се-
мье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, не-
официальном характере взаимоотношений между главой семьи и ее членами.
Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, считал Бебер,
для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха,
подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания
власти.
2. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в ис-
ключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководителя, которого
иногда даже обожествляют, создают культ его личности. Харизматический спо-
соб легитимации часто наблюдается в периоды революционных перемен, когда
новая власть для признания населением не может опереться на авторитет тра-
диций или же демократически выраженной воли большинства. В этом случае
сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого
освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населени-
ем. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном,
личностном отношении вождя и массы.
3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Ее источ-
ником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей
подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным
правилам, т.е. на основе демократических процедур. В таком государстве под-
чиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и
действуют представители власти.
Рационально-правовая легитимность характерна для демократических го-
сударств. Это преимущественно структурная или институциональная легитим-
ность, основанная на доверии граждан к устройству государства, а не к отдель-
ным личностям (персональная легитимность). Хотя нередко, особенно в моло-
дых демократиях, легитимность власти может основываться не столько на ува-
жении к выборным институтам, сколько на авторитете конкретной персоны ру-
ководителя государства. В современном мире легитимность власти нередко
отождествляют лишь с ее демократической легитимностью.
Легитимность власти не ограничивается ее тремя, ставшими классически-
ми типами. Существуют и другие способы легитимации и, соответственно, типы
легитимности. Один из них - идеологическая легитимность. Ее суть состоит в
оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идео-
логия обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса,
ее право управлять. В зависимости от того, к кому апеллирует идеология и ка-
кие идеи она использует, идеологическая легитимность может быть классовой
или националистической.
В странах командно-административного социализма была широко рас-
пространена классовая легитимность. Во второй половине XX в. многие моло-
дые государства в попытках получить признание и поддержку населения очень
часто прибегают к националистической легитимации своей власти, нередко ус-
танавливая этнократические режимы.
Идеологическая легитимация основывается на внедрении в сознание и
подсознание людей определенной "официальной" идеологии с помощью мето-
дов убеждения и внушения. Однако, в отличие от рационально-правовой леги-
тимации, апеллирующей к сознанию, разуму, она - однонаправленный про-
цесс, не предполагающий обратных связей, свободного участия граждан в фор-
мировании идеологических платформ или их выборе.
Легитимность власти коренится в политической культуре населения и означает
соответствие ее устройства ценностным представлениям граждан. Однако их
отношение к власти может быть не только ценностным - с позиций норм нрав-
ственности, но и инструментальным - оценивающим ее с точки зрения того,
что она дает или может дать людям. Такое инструментальное отношение между
гражданами и властью характеризуется понятием эффективности.
Эффективность власти - это ее результативность, степень выполнения
ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий
(экспектаций) граждан и прежде всего наиболее влиятельных слоев - элит. В
современных условиях легитимность и эффективность власти - два важней-
ших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.
Несмотря на мотивационные различия легитимность и эффективность
власти взаимосвязаны. В конечном счете любые типы легитимности власти
очень во многом определяются надеждами населения на ее эффективность, т.е.
удовлетворение его требований. Многие авторитарные режимы, первоначально
страдающие дефицитом легитимности, например в Чили, Южной Корее, Бра-
зилии, впоследствии в значительной мере приобрели ее благодаря успешной
экономической политике, укреплению общественного порядка и повышению
благосостояния населения.
Однако достичь эффективности, не обладая легитимностью, т.е. одобре-
нием и поддержкой граждан, достаточно сложно. В наши дни большое число
государств переживает кризис легитимности. На протяжении многих десятиле-
тий особенно остро он проявлялся в форме политической нестабильности, час-
тых государственных переворотов в "третьем мире". В последние годы пробле-
ма легитимности стала крайне актуальной для большинства посткоммунистиче-
ских стран. Это связано с разрушением там традиционных, идеологических и
харизматических механизмов легитимации, с отсутствием многих зрелых пред-
посылок, необходимых для демократии, и с низкой эффективностью власти,
сформированной по демократическим процедурам.
Неспособность правящих режимов таких государств вывести свои страны
из кризиса подрывает доверие населения к рационально-правовым способам ле-
гитимации. Для большинства из них, относительно слабо укорененных в поли-
тической культуре демократических ценностей, укрепление легитимности вла-
сти возможно прежде всего на пути практической демонстрации способности
решать острые экономические и социальные проблемы.
Политическая власть распределена в обществе неравномерно. В любой
стране мира, как в древности, так и сегодня, большинство людей не принимает
непосредственного систематического участия в политике и управлении госу-
дарством. Даже в условиях демократии (подробно о демократии см. разд. IV),
основанной на признании граждан, народа источником власти, реальными по-
вседневными ее носителями являются политические элиты и лидеры.
М. ВЕБЕР