Проблемы теории государства и права
М.Н. Марченко
Под редакцией
доктора юридических наук,
профессора М. Н. Марченко
Рекомендовано
Советом по правоведению
Учебно-методического объединения университетов РФ
в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности «Юриспруденция»
МОСКВА ЮРИСТЪ
Рецензенты:
доктор юридических наук, профессор Т. Г. Шамба, кандидат юридических наук, доцент Ю.Л. Агешин
Коллектив авторов: М. Н. Марченко, докт. юрид. наук, проф. – введение,
главы I, III, V, VII, VIII, X, XVII, XVIII;
О.Э. Лейст, докт. юрид. наук, проф. – главы II, XXI, XXII;
В.Д. Попков, докт. юрид. наук, проф. – глава XIX;
С.А. Комаров, докт. юрид. наук, проф. – глава IV,
А.В. Малько, докт. юрид. наук, проф. – главы XIV, XV, XVI;
С.В. Маленина, докт. юрид. наук, проф. – глава XX;
А.А. Кененов, канд. юрид. наук, доц. – глава XI; А.Г. Бережное канд. юрид. наук, доц. – глава XIII;
А.П. Глебов канд. юрид. наук, доц. –– глава VI; Т.Р. Орехова, канд. юрид. наук, ст. н. с. – глава IX; И.Ф. Мачин, канд. юрид. наук, доц. – глава XII. -
Проблемы теориигосударства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Юристь, 2001. – 656 с.
В учебном пособии, подготовленном коллективом профессоров и преподавателей Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, рассматривается ряд наиболее важных проблем теории государства и права. Особое внимание уделяется теории государства и права переходного типа, проблемам разделения властей, методологии юридической ответственности, правопониманию и содержанию права и др.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция».
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................................................................... 9
Глава I. Место и роль теории государства и права в системе других наук ............................... 13
§ 1. Политико-юридический характер теории государства и права........................................ 13
§ 2. Место и роль теории государства и права в системе гуманитарных наук........................... 20
§ 3. Соотношение теории государства и права с другими юридическими науками .................... 34
Глава II. Общество, право и государство......................................................................... 44
§ 1. Право и государство в сословно-кастовых обществах................................................... 44
§ 2. Гражданское общество, право и государство.............................................................. 51
§ 3. Основные этапы, тенденции и перспективы развития права и государства в гражданском обществе.................................................................................................................. 61
Глава III. Многогранность государства и проблемы определения его понятия......................... 72
§ 1. Многозначность подходов к определению понятия государства...................................... 72
§ 2. Основные черты и особенности государства............................................................... 80
Глава IV. Проблемы типологии государства и права........................................................... 89
§ 1. Критерии типологии.............................................................................................. 89
§ 2. Формационный подход в типологии государств........................................................... 91
§ 3. Цивилизационный подход в типологии государства и права.......................................... 115
§ 4. Личностный подход в типологии государства и права.................................................. 118
Глава V. Государство и право переходного типа.............................................................. 120
§ 1. Некоторые особенности государства и права переходного типа.................................... 120
§ 2. Основные задачи и направления деятельности государства переходного типа.................. 134
§ 3. Особенности развития конституционного законодательства в переходный период............ 144
Глава VI. Сущностно-субстанциональный и функциональный подходы в исследовании государственных и правовых явлений............................................................................ 160
§ 1. Постановка проблемы.......................................................................................... 160
§ 2. Позитивный характер методологии функционального анализа...................................... 170
Глава VII. Методологические проблемы изучения форм государства................................... 179
§ 1. Вопросы понятия форм государства........................................................................ 179
§ 2. Формы правления. Понятие и виды ......................................................................... 183
§ 3. Формы правления рабовладельческого и феодального государства.............................. 191
§ 4. Формы государственного устройства: понятие, виды, особенности................................ 200
§ 5. Государственный режим как составная часть формы государства.................................. 212
Глава VIII. Разделение властей в государственном механизме............................................. 225
§ 1. Истоки, роль и назначение теории разделения властей................................................ 225
§ 2. Разнообразие взглядов на теорию разделения властей на Западе................................... 235
§ 3. Теория разделения властей и современные российские дилеммы................................... 250
Глава IX. Соотношение права и экономики .................................................................... 262
§ 1. Роль экономики в генезисе права ........................................................................... 262
§ 2. Соотношение права и экономики в различных социальных системах............................... 272
Глава X. Государство, право и демократия..................................................................... 284
§ 1. Понятие, признаки и виды демократии...................................................................... 284
§ 2. Факторы, обусловливающие реальный характер демократии........................................ 293
§ 3. Формы демократии. Референдум как одна из форм демократии..................................... 301
Глава XI. Соотношение государства и права................................................................... 314
§ 1. Постановка проблемы.......................................................................................... 314
§ 2. Тип соотношения государства и права..................................................................... 316
§ 3. Некоторые методологические аспекты соотношения государства и права....................... 319
§ 4. Конкретное понимание соотношения государства и права........................................... 323
Глава XII. К вопросу о происхождении права.................................................................. 327
§ 1. Регулятивная система первобытного общества: мононорма или архаическое право?......... 327
§ 2. Архаическое право с позиции юридической этнологии и юридической антропологии......... 330
§ 3. Происхождение права: конкретизация проблемы....................................................... 340
Глава XIII. Теоретические проблемы правопонимания и формирования содержания права....... 342
§ 1. Правосознание и содержание права: детерминирующие факторы и самостоятельное значение............................................................................................................................. 342
§ 2. Потенциальное разнообразие правового развития и проблема выбора.......................... 347
Глава XIV. Проблемы правовых средств......................................................................... 354
§ 1. Понятие правовых средств..................................................................................... 354
§ 2. Основные признаки правовых средств и их содержание............................................... 360
Глава XV. Проблемы законных интересов....................................................................... 373
§ 1. Спорные вопросы понятия «законный интерес»......................................................... 373
§ 2. Соотношение законного интереса и субъективного права............................................ 379
Глава XVI. Проблемы льгот и поощрений в праве............................................................. 390
§ 1. Понятие, признаки и функции правовых льгот............................................................ 390
§ 2. Понятие, признаки и функции правовых поощрений.................................................... 399
§ 3. Поощрительные санкции....................................................................................... 405
Глава XVII. Правовые системы современности................................................................. 410
§ 1. Правовые системы и критерии их классификации. Правовые семьи................................. 410
§ 2. Англосаксонская правовая семья............................................................................ 423
§ 3. Романо-германская правовая семья........................................................................ 432
§ 4. Мусульманское право........................................................................................... 445
Глава XVIII. Правовые системы социалистических и постсоциалистических стран..................... 456
§ 1. Проблемы типизации социалистических и постсоциалистических правовых систем.............. 456
§ 2. Является ли правовая система России составной частью романо-германской правовой семьи?............................................................................................................................. 470
§ 3. Отличительные особенности и черты социалистической государственно-правовой системы. 486
§ 4. Основные источники социалистического и постсоциалистического права: понятие, виды. Особенности нормативных правовых актов.................................................................... 496
§ 5. Закон и другие источники права............................................................................. 512
§ 6. Является ли судебная практика источником российского права?.................................... 529
Глава XIX. Соотношение внутригосударственного и международного права.......................... 547
§ 1. Внутреннее право государства и международное право – взаимосвязанные системы права 547
§ 2. Концепция примата международного права.............................................................. 554
§ 3. Формы взаимодействия внутригосударственного и международного права..................... 560
§ 4. Закон и нормы международного права в обеспечении конституционного порядка в России. 563
Глава XX. Правотворчество......................................................................................... 566
§ 1. Понятие правотворчества и его роль в развитии общественных отношений..................... 566
§ 2. Виды правотворчества......................................................................................... 570
§ 3. Социальный аспект формирования правотворческого решения.................................... 576
§ 4. Правотворческий процесс..................................................................................... 580
Глава XXI. Нормы права............................................................................................. 589
§ 1. Понятие и признаки правовых норм......................................................................... 589
§ 2. Логическая структура правовой нормы.................................................................... 597
§ 3. Виды правовых норм............................................................................................ 602
§ 4. Соотношение норм права и текстов нормативных актов.............................................. 617
Глава XXII. Методологические проблемы юридической ответственности............................... 626
§ 1. Содержание (объем) понятия «юридическая ответственность»...................................... 626
§ 2. Общая теория юридической ответственности и теории отраслевых юридических наук........ 642
ВВЕДЕНИЕ
В системе отечественных и зарубежных юридических дисциплин вопросам теории государства и права традиционно уделялось и уделяется значительное внимание. И это не случайно, ибо от уровня развития теории государства и права, от эффективности использования ее методологического и научного потенциала во многом зависит уровень развития других, особенно отраслевых, юридических дисциплин.
О большом внимании к теории государства и права свидетельствуют разные показатели. Среди них многочисленные монографии, опубликованные в разных странах и в разное время, защищенные кандидатские и докторские диссертации, подготовленные учебники и учебные пособия.
Начавшиеся в 1985 г. «перестройка» и демократизация общественно-политической и государственной жизни на основе новых принципов и социальных ценностей стимулировали процесс создания данной работы и подтолкнули многих авторов к написанию новых учебников.
Особенно большое число учебников и учебных пособий по теории государства и права, равно как и по другим юридическим дисциплинам, было подготовлено и опубликовано отдельными авторами и коллективами авторов за последние годы.
Одновременно весьма остро встал вопрос не только и даже не столько о количестве изданных учебников и учебных пособий по теории государства и права, сколько об их качестве. Весьма важной оказалась проблема оптимального сочетания современного, новейшего государственно-правового материала с традиционными, ставшими классическими для отечественного государствоведения и правоведения разработками.
Не менее важной и актуальной оказалась проблема переосмысления и одновременной переоценки ряда устаревших, хотя и сложившихся лишь за последние десятилетия в нашей стране, государственно-правовых взглядов, политико-правовых и духовных ценностей.
В частности, необходима «корректировка» укоренившегося в сознании юристов, политологов, философов, социологов, специалистов
Введение
в области других общественных наук представления о государстве, праве, политике и демократии лишь как о чисто классовых явлениях, институтах и учреждениях, тогда как они сочетают в себе наряду с классовыми также национальные, групповые, клановые, этнические, личные и многие другие цели и интересы.
Речь идет также об изменении отношения под влиянием выявившихся новых фактов и обстоятельств к таким политико-юридическим по своей природе явлениям, институтам и учреждениям, как правовое государство, принцип разделения властей, институт частной собственности, многопартийность и множественность (плюрализм – американский вариант) идеологий, деление права на публичное и частное, и др. Раньше они воспринимались, как правило, лишь в сугубо критическом, точнее, негативном, плане, тогда как опыт России и других государств показывает, что их следует рассматривать и в позитивном плане. В каждом из них наряду с отрицательными сторонами есть и несомненные положительные стороны.
Следует отметить, что процесс переоценки некоторых ценностей и изменения отношения к отдельным явлениям, институтам и учреждениям в нашей стране и в других, ранее именовавших себя социалистическими, странах не всегда проходил гладко, безболезненно. Иногда он сопровождался со стороны отдельных авторов приступами самобичевания и раскаивания в совершении ими неких теоретических «грехов» в прошлом и столь же эмоциональными заверениями и заклинаниями быть «правильными», политически и идеологически непогрешимыми в настоящем и будущем.
Однако, несмотря на отдельные эмоциональные, зачастую порожденные новой политической конъюнктурой в России и других странах «всплески», в целом вполне естественный, обусловленный объективными изменениями в экономике, обществе и государстве процесс пересмотра некоторых прежних взглядов и подходов, а также зарождения и становления новых государственно-правовых воззрений и доктрин проходил вполне естественно и достойно.
И это понятно, поскольку в данном случае речь идет не о крушении каких-то политических или идеологических идеалов и нереализованных амбиций, затрагивающих значительные слои населения или отдельные группы людей, а о закономерном процессе непрерывного развития и совершенствования юридической науки и образования. Последние имеют свои непреходящие, фундаментальные академические и образовательные ценности, не подверженные ни конъюнктурной эрозии, ни влиянию со стороны непрерывно возникающих в обществе и
Введение 11
по истечении определенного времени канущих в Лету сиюминутных политических и государственно-правовых идей.
Это касается, в частности, фундаментальных, основополагающих представлений о государстве и праве, законности и конституционности, правотворчестве и правоприменении, правонарушении и правомерном поведении, наконец, о месте и роли государства и права в жизни общества и политической системы.
Разумеется, по мере развития общества определенные изменения претерпевают и фундаментальные знания о государстве и праве и соотносящихся с ними явлениях. Однако при этом имеют место лишь эволюционные, но отнюдь не радикальные, революционные изменения. Они не колеблют общего, сложившегося на протяжении веков представления о государственна-правовых явлениях, институтах и учреждениях, а также об их месте и роли в жизни общества.
Наряду с эволюцией имеющихся фундаментальных знаний в рамках теории государства и права, равно как и других юридических дисциплин, непрерывно идет процесс накопления новых знаний о государственно-правовой материи. Объективно он является отражением процессов, реально происходящих в жизни общества, государства, права, экономики и политической системы общества и особенно бурно и, как правило, весьма хаотично протекающих после развала СССР на всем постсоветском и постсоциалистическом пространстве.
Все это вызывает необходимость в глубоком и всестороннем осмыслении и настоятельно требует внесения соответствующих корректировок в научные программы и учебные планы юридических вузов, имеющие дело исключительно с государственно-правовой материей, внесения соответствующих изменений, в частности, в программу обучения по теории государства и права.
Имея в виду сложность, многоаспектность, а нередко и противоречивость старых и особенно новых государственно-правовых явлений, институтов и учреждений, в настоящее время было бы вполне оправданным и логичным введение с целью их более глубокого и всестороннего изучения во всех юридических вузах наряду с общим курсом теории государства и права также и проблемного курса. В 70–80-е годы такой курс читался практически во всех юридических вузах СССР. В настоящее время он преподается лишь в некоторых, в основном в ведущих юридических вузах.
Предлагаемое учебное пособие «Проблемы теории государства и права» не претендует на охват всего курса теории государства и права. В нем акцентируется внимание лишь на некоторых, наиболее важных, на взгляд авторов, в теоретическом и методологическом плане темах.
Введение 12
Особое место среди них занимают проблемы «переходного» государства и права, проблемы разделения властей, методологические вопросы юридической ответственности, проблемы правопонимания и. содержания права и др.
Авторы выражают искреннюю благодарность официальным рецензентам, оказавшим огромную помощь в подготовке рукописи настоящего пособия к изданию.