Фотография
Современная техника фотографирования позволяет снимать очень широкий круг объектов и явлений, в том числе недоступные или трудные для зарисовки. Фотографическим способом можно заснять и микромир, и огромные пространства (например, при аэрофотосъемке). Во многих случаях фотография является единственным способом получить необходимое в научных целях изображение.
Но даже тогда, когда какой-нибудь объект (или явление) может быть и заснят, и зарисован, фотография имеет свои преимущества: прежде всего ее изображение объективно, оно свободно от вольных и невольных искажений, от произвольного отбора тех или иных признаков. Кроме того, фотосъемка требует гораздо меньшей затраты времени, чем рисунок, и обходится дешевле; благодаря этому возможно сделать фотосъемку в нескольких вариантах и выбрать наиболее подходящий для данной цели.
Вместе с тем у фотографии есть и свои специфические трудности и слабые стороны.
На фотоснимке невозможно получить обобщенное изображение. Поэтому очень важно выбрать для съемки достаточно характерный объект в достаточно характерном положении. В особенности это важно при съемке этнографических и географических объектов, животных и растений.
На фотографии фиксируется то, что объектив «видит» в момент съемки; поэтому большое значение для познавательной ценности и наглядности снимка имеют выбор точки съемки, положение объекта, характер его освещения и окружающей среды, фон.
В зависимости от точки и момента съемки фотографируемый объект окажется на снимке изображенным с той или другой стороны, в поле зрения попадут те или другие его детали. От тех же условий зависит и ракурс; он может исказить изображение на снимке, но может и сделать его более впечатляющим (рис. 31).
Вид фотографируемых объектов на снимке зависит и от характера освещения. Например, при прямом переднем свете человеческое лицо на снимке будет выглядеть плоским; при ярком освещении вокруг блестящих деталей появится ореол (световая кайма); при недостаточном освещении пропадут многие детали изображаемого предмета и даже очертания его станут неясными.
В большинстве случаев фотограф не имеет возможности компоновать снимаемые объекты. Из-за этого на снимках оказываются ненужные для данной цели предметы, ненужный фон. При съемке невозможно выделить те детали, на которые желательно обратить особое внимание. Наконец, снимок может быть недостаточно хорош в техническом отношении: снят не в фокусе, недодержан или передержан, отпечатан на неподходящей бумаге.
Перечисленные недостатки фотографии особенно заметны, если приходится пользоваться снимками, которые вовсе не предназначались для иллюстрирования данного издания. И наоборот, эти недостатки проявляются в меньшей мере (или вовсе исчезают), если фотосъемка делается по специальному плану и указаниям автора или редактора.
Таким образом, далеко не всякий фотоснимок на данную тему подходит в качестве оригинала для научно-познавательной иллюстрации. Автор, а затем и редактор должны оценить познавательную ценность и наглядность каждого предлагаемого фотоснимка, выбрать из нескольких одинаковых по теме снимков наиболее подходящий.
Очень часто качество фотоснимков может быть улучшено издательской обработкой — кадрированием и ретушью. Кадрирование фотоснимка позволяет исключить из него те части, которые не несут нужной в данном случае информации, и тем самым дает читателю возможность сосредоточить внимание на действительно необходимом. Кроме того, в результате кадрирования оригиналы становятся меньше, благодаря чему можно воспроизвести их в более крупном масштабе или же сократить занимаемую иллюстрациями площадь и тем самым уменьшить объем издания.
Ретушь, при помощи которой достигается усиление или ослабление силы тона на тех или других участках фотоснимка (рис. 32), позволяет лучше выявить форму, объем и фактуру поверхности предметов, убрать ненужные предметы, фон, заделать царапины и пятна, удалить грязь. Путем ретуши можно выделить на оригинале какую-нибудь часть или деталь, ослабив все остальное (рис. 33).
Ретушь фотоснимков выполняется по-разному, в зависимости от того, при помощи какого (по линейности) растра они будут воспроизводиться, и от способа печати. Растр, разбивая тоновое изображение на отдельные мелкие элементы (точки), в какой-то мере укорачивает шкалу его тональности, ослабляет разницу между его темными и светлыми участками. И чем крупнее растр, тем это искажение тональности заметнее на типографских оттисках. Чтобы по возможности компенсировать такое влияние растра, темные участки фотоснимка еще более усиливают ретушью, а светлые — ослабляют.
32. Оттиски, полученные с отретушированного и неретушированного оригиналов
Особой ретуши требуют оригиналы, представляющие собой фотокопии типографских тоновых отпечатков (то есть пересъемки иллюстраций из других изданий). На таких оригиналах путем ретуши необходимо убрать имеющуюся на них (в результате применения растра) сетку.
При всех своих возможностях ретушь фотоснимков все же связана с опасностью их искажения. Чтобы избежать этого, ретушеру дают два отпечатка фотографии: один — для нанесения ретуши, другой — для контроля. Но и при этом условии от ретушера требуются большое внимание, сдержанность, умелость. Необходима и редакционная проверка отретушированных фотоснимков.
Отметим наиболее важные и частые недостатки, на которые надо обращать особенное внимание при проверке качества ретуши:
неправильная передача формы и фактуры отдельных предметов или их деталей;
исчезновение некоторых деталей;
резкое нарушение естественных тональных отношений;
появление случайных бликов и пятен, которые искажают объемность предметов и придают фотоснимку неоправданную пестроту;
обводка контуров, огрубляющая изображение и нарушающая его тоновый характер;
недостаточная проработка деталей на темных участках;
небрежная, грубая заделка дефектов фотоснимка, при которой ретушированные участки по тональности заметно отличаются от остальных;
неполное удаление сетки (если оригинал представляет собой копию типографского тонового отпечатка);
несоответствие характера ретуши способу полиграфического воспроизведения оригинала.
Своеобразным видом фотоиллюстрации является фотомонтаж — соединение на одной изобразительной плоскости нескольких фотоснимков. Фотомонтаж может быть очень выразителен. Основная область его издательского применения — плакат и книжная обложка, но он может быть успешно использован и в книге.
33. Выделение части изображаемого предмета и ослабление других его частей на фотографическом снимке путем ретуши
34. Оригинальный рисунок: животные, вымершие много тысячелетий тому назад
Рисунок
По мере того как совершенствуются фотография и техника полиграфического воспроизведения тоновых изображений, роль рисунка в иллюстрировании книги становится более ограниченной. И все же в ряде случаев научно-познавательный рисунок не может быть заменен фотографическим изображением или же имеет важные преимущества по сравнению с ним.
Различают несколько видов научно-познавательного рисунка — оригинальный рисунок, технический рисунок и перерисовку.
Оригинальный рисунок художник создает либо с натуры, либо пользуясь предварительными зарисовками, наблюдениями, а частично даже и описаниями. Правильно воспроизводя реальные объекты («натуру») и соблюдая законы изобразительного искусства, в частности законы перспективы, художник вместе с тем обладает большой свободой. Он имеет возможность наиболее подходящим образом компоновать изображаемые предметы, выбрать наиболее соответствующие задачам данной иллюстрации точку зрения и освещение, обобщить или усилить признаки многих однородных предметов и сделать изображение типичным, может упростить или детализировать его. Все это увеличивает как познавательную ценность, так и наглядность оригинального рисунка по сравнению с фотографией.
35. Увеличение наглядности иллюстрации путем применения «выреза»
Есть такие области иллюстрирования, где рисунок вообще не может быть заменен фотографией. Так, только на нем можно изобразить предметы, существовавшие в далеком прошлом, вид которых может быть воссоздан лишь по отдельным сохранившимся деталям или литературным свидетельствам (рис. 34), а также объекты еще не существующие, которые можно лишь представить себе. Цветной рисунок пока незаменим и в таких случаях, когда необходимо точно передать цветовую гамму, если техника цветной фотографии еще не может этого сделать.
В лучших образцах научно-познавательного рисунка большая содержательность и исключительная точность превосходно сочетаются с выразительностью, обоснованностью и изяществом композиции, художественной целостностью.
Технический рисунок представляет собой изображение главным образом технических объектов, построенное на основании их измерения и обычно вычерченное по законам аксонометрии (а не зарисованное на глаз, как это обычно имеет место на оригинальном рисунке). Однако технический рисунок может быть выполнен и с соблюдением законов перспективы. На нем, как и на оригинальном, можно дать упрощенное (применительно к задачам конкретной иллюстрации) изображение, показать предмет с любой стороны, выявить методом «выреза» не только внешний вид предмета, но и его сложное внутреннее устройство (рис. 35).
Перечисленные особенности часто делают технический рисунок незаменимым в учебниках, научно-технических, научно-популярных и производственно-инструктивных изданиях.
Тоновый (выполненный размывкой) технический рисунок по внешнему виду похож на фотографию, как бы приобретает ее документальность и убедительность. Он может очень эффектно выглядеть в рекламном издании, в каталоге машин.
Предметная научно-познавательная иллюстрация может представлять собой штриховую перерисовку фотоснимка. К ней приходится прибегать, если по условиям полиграфического исполнения в книге можно помещать только штриховые иллюстрации или воспроизводить лишь несложные по тональности изображения. Перерисовка необходима и в тех случаях, когда авторский оригинал представляет собой отпечаток из другого издания, по техническим причинам непригодный ни для непосредственного воспроизведения, ни для ретуши.
36. Пример перерисовки высокого и низкого качества
Те преимущества рисунка перед фотографией, о которых говорилось выше, при перерисовке почти полностью отпадают. Вместе с тем при перерисовке очень велика опасность исказить исходное изображение. Особенно частые недостатки перерисовки — искажение объема и фактуры предмета, неправильная передача выражения человеческого лица, детальное изображение второстепенного в ущерб главному (например, на портрете во всех подробностях проработана одежда, а лицо дано лишь «в общих чертах»). Разница между высококачественной и посредственной перерисовкой ясна из рис. 36.
Научно-познавательные рисунки могут быть выполнены различными графическими манерами (рис. 37). Штриховая (в том числе «штриховка под гравюру») позволяет детально воспроизводить изображаемый предмет, хорошо передает его объемность. Точечная манера особенно пригодна для передачи небольших объектов, имеющих матовую поверхность. Черно-белая и контурная дают обобщенное, лишенное мелких деталей изображение.
В зависимости от характера изображаемого объекта и назначения научно-познавательной иллюстрации художник может, взяв за основу одну манеру, в какой-то мере дополнить ее другой.
Чертеж
Чертеж дает представление о строении (конструкции) и пространственной форме предмета. Чертеж может условно изображать не только предмет, но и понятие, иллюстрировать ход рассуждения.
Чертежи изготовляются по особым правилам построения изображений, которые подробно излагаются в учебниках черчения и в соответствующих ГОСТах (например, «Чертежи в машиностроении» и «Чертежи в архитектуре»). Соблюдение основных правил (они касаются исполнения проекций, характера штрихов, расположения различных видов и т. п.) помогает чтению чертежей. Но вместе с тем чертежи-иллюстрации имеют свои особенности, которые отличают их от производственных чертежей и заставляют отступать от многих второстепенных гостовских правил.
37. Различные графические манеры: штриховая, точечная, штриховка под гравюру, черно-белая
Производственные чертежи показывают конструкцию предмета со всеми подробностями. По ним можно изготовить данный предмет. Задача чертежей в книге иная — показать конструкцию предмета лишь в той мере, в какой это необходимо для понимания текста. В соответствии с этим на книжном чертеже часто надо воспроизвести лишь определенную часть (сторону) конструкции. От умелого выбора ее зависит наглядность иллюстрации.
Наглядность чертежа может быть повышена и другими способами: штриховкой, поясняющей, из какого материала сделан предмет; методом «выреза», через который видно внутреннее строение предмета; контрастным показом некоторых деталей на черном фоне; выделением наиболее важных для понимания чертежа линий.
Особенно наглядны могут быть чертежи, выполненные в аксонометрических проекциях (рис. 38). По сравнению с обычной (прямоугольной) эти проекции позволяют выразительно передать пространственную глубину изображаемой конструкции.
38. Чертежи в обычной (прямоугольной) и аксонометрической проекции
39. Два способа обозначения деталей (позиций) на чертеже: словами и цифрами
Наглядность и упорядоченный вид чертежей (а также схем, диаграмм) в большой мере зависит от того, как сделаны на них шрифтовые обозначения (надписи). Основные требования к рисунку шрифтов для книжных чертежей — простота и четкость начертания; сложные по начертанию шрифты (контрастные, с засечками) для этой цели не подходят — они плохо воспроизводятся в печати. На протяжении всего издания следует применять одинаковый по начертанию шрифт.
Что касается размеров шрифтовых обозначений, то в книгах для подготовленного читателя высота цифр и прописных букв желательна примерно 2,5 мм; допустима и несколько меньшая высота — до 2, а в исключительных случаях — до 1,5 мм. Высота строчных букв—3/4 высоты прописных. Приведенные размеры относятся к шрифту на иллюстрации, помещенной в книге. Размер надписей на оригинале устанавливается с учетом их уменьшения при воспроизведении. Слишком крупный шрифт надписи «выпирает» и, кроме того, загромождает иллюстрацию; слишком мелкий плохо читается. При неодинаковом размере шрифта иллюстрации не только производят впечатление неряшливо выполненных; более крупные надписи воспринимаются как более важные, более мелкие —как второстепенные.
Шрифтовые обозначения на оригиналах либо пишут от руки, либо наклеивают (в этом случае пользуются заранее подготовленными четкими отпечатками шрифта). Способ наклейки ускоряет и облегчает работу, позволяет легче достичь полного единства в начертании шрифта на всех иллюстрациях. Но если какая-нибудь наклейка отлетит и это не будет вовремя замечено, то в книге появится смысловая опечатка.
Особенно целесообразен способ сухого перевода: комплекты букв, цифр и прочих знаков, отпечатанных на покрытых особым клеевым слоем листах, легким притиранием быстро и прочно переносятся на чертеж.
Значительная часть надписей на чертежах и схемах — это обозначение деталей (позиций). Такие обозначения могут быть сделаны двумя способами. По одному из них в надписях даются полные наименования деталей, по другому —каждая деталь обозначается цифрой или буквой (рис. 39), которые расшифровываются в экспликации к рисунку или в тексте. Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки.
Если читатель рассматривает иллюстрацию целиком (или по отдельным узлам, на изображении которых обозначено по нескольку позиций), то ему удобнее пользоваться чертежом, на котором помещены наименования деталей,— в этом случае не приходится переходить от изображения к подписи (или к тексту) и обратно.
Если же читатель разыскивает каждую позицию на чертеже по мере того как она упоминается в тексте, то многое зависит от количества позиций. При небольшом их числе легче находить на чертеже названия деталей. При многочисленных же позициях для читателя удобнее их обозначение цифрами— названия деталей загромоздили бы иллюстрацию и затруднили пользование ею.
Цифровое обозначение позиций несколько упрощает и удешевляет изготовление оригиналов, а также облегчает их подготовку для переводных изданий. Кроме того, в этом случае легче разместить обозначения, не увеличивая площадь иллюстрации.
Итак, первый способ часто более удобен для читателя, в особенности не обладающего высокой квалификацией; второй проще в производственном отношении.
Шрифтовые обозначения следует располагать так, чтобы сразу же было видно, к чему они относятся. Если они сопровождаются указательными линиями, то последние должны быть точно направлены и не сливаться с другими штрихами. Надписи необходимо располагать так, чтобы они читались слева направо или снизу вверх. Важно, чтобы надписи по возможности не увеличивали площадь иллюстрации.
Схема
Схема изображает лишь общий принцип или идею конструкции какого-нибудь предмета, показывает общий характер того или иного процесса, выражает в общем виде связь между явлениями. На схеме, показывающей общий принцип конструкции предмета, опускаются те части предмета, которые не выражают основной идеи его конструкции. Не обязательно на ней и точное соблюдение масштабов.
40. Схема, на которой нет предметных изобразительных элементов (круговорот углерода в природе)
41. Схема, в которую введены предметные изображения (круговорот фосфора в природе)
Так, на схеме, изображающей основной принцип устройства печатной машины, может отсутствовать ее станина, число красочных валиков не соответствовать действительности, печатные цилиндры и валики могут быть изображены в различном масштабе. И все же она будет правильна, так как на ней верно передана «суть дела», основная идея устройства.
Вместе с тем схемы подобного типа имеют и много общего с чертежом. Они выполняются с помощью чертежной техники, в таких же проекциях, с соблюдением тех же правил в отношении характера основных и вспомогательных штрихов, начертания и размеров шрифта, расположения шрифтовых обозначений.
Схемы, показывающие общий характер процесса или связи между явлениями и предметами, могут быть еще более абстрактными. Например, схема какого-нибудь происходящего в природе процесса может состоять из группы надписей, заключенных в рамки и соединенных между собой стрелками или линиями (рис. 40). Однако такая схема, в сущности, не графична, вызывает мало зрительных ассоциаций, а потому недостаточно наглядна и плохо запоминается. Чтобы быстро понять и усвоить ее содержание, читателю необходимы определенные навыки абстрактного мышления. Введя в схему изображения соответствующих предметов или явлений (рис. 41), можно усилить ее ассоциативность, сделать более наглядной и легко запоминающейся. Конечно, эти изображения играют лишь вспомогательную роль, не имеют самостоятельного познавательного значения. Поэтому для схем больше подходят изображения упрощенные, лаконичные, иногда даже условные. Изображения же, показывающие предметы во всей их конкретности, неизбежно будут рассеивать внимание читателя и отвлекать его от самой сути.
42. Схема, основная идея которой оригинально и наглядно выражена (уменьшение веса тела при погружении его в шахту)
43. Схема из учебника, показывающая, из каких групп населения возникли классы буржуазии и наемных рабочих
В изданиях для хорошо подготовленного читателя (например, в научных) допустима большая абстрактность схем, а для менее подготовленного читателя (например, в школьных учебниках, научно-популярных изданиях) — меньшая. Но даже в последнем случае не надо вводить в схему такие графические элементы, которые на первый взгляд придадут ей «живость», а в действительности сделают ее развлекательной.
Особенно хорошо воспринимается и запоминается схема — и сравнительно простая, и сложная,— если ее основная идея оригинально и интересно выражена графически (рис. 42).
Схема может передавать и информацию о социально-исторических явлениях или процессах (рис. 43).