Государство и личность: взаимодействие, взаимная ответственность

Личность в юриспруденции — индивид, обладающий признанным и защищенным обществом правовым статусом, комплексом прав, свобод и обязанностей, которые придают ему автономное положение, способность быть участником правовых отношений.

Обобщая сказанное, отметим: личность — системное качество человека, возникающее у него в организованном обществе, означа­ющее целостность социальных свойств, результат включения инди­вида в систему общественных отношений.

В правовом специализированном смысле личность — это член общества, наделенный правовым статусом, комплексом прав, свобод и обязанностей, правосубъектностью, участник (субъект) многообраз­ных правовых и иных общественных отношений, определяющих его социальную роль и положение в обществе.

Именно в этом смысле личность выступает как субъект право­вых отношений, наделенный правосубъектностью, т. е. юридиче­ским качеством, позволяющим ему быть носителем субъективных прав и обязанностей. Это юридическое качество субъекта права включает два элемента: правоспособность и дееспособность.

Следовательно, понятия «человек» и «личность» не тождествен­ны. Сложное социальное качество человека — личность является следствием его общественного образа жизни.

В правоведении в аспекте определения структуры личности выделяют следующие ее элементы: сознание, волю и способность к деятельности, деятельность правомерную или противоречащую ей.

Сознание — цементирующий (ключевой) элемент личности, означающий ее способность отражать действительность, быть активным участником общественных отношений, отдавать отчет в своих поступках. Если деформировано самосознание личности (психическое заболевание, невменяемость), то, как отмечалось ранее, не имеет смысла говорить о полноценной личности.

Воля как компонент структуры личности — это способность к выбору варианта деятельности, направленной на осуществление поставленных целей. Волевое поведение включает принятие реше­ния, нередко сопровождаемое борьбой мотивов относительно воз­можных будущих последствий, согласия с ними коллектива, обще­ства и др.

Деятельность — это всегда процесс социального взаимодей­ствия, связанный с использованием интеллектуальной и физиче­ской энергии, обретающий объективированную форму, как прави­ло, в виде определенных результатов.

Человек в условиях современной российской государственно­сти выступает в двух ипостасях: как индивид — носитель частных интересов и как гражданин — член государства, действующий в сфере публичных интересов (участие в выборах и др.). Соответ­ственно, для характеристики личности в ее взаимодействии с публичными институтами используются такие понятия, как «граж­данин», «гражданство».

Гражданин — в теории государства, конституционном и между­народном праве — это лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству, имеющее гражданство данного госу­дарства, обладающее всей совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных конституцией.

Иными словами, гражданин — это личность в ее взаимодействии с государством, характеризующаяся системой прав, свобод, обязанно­стей, ответственности.

Гражданство трактуется в юридической лите­ратуре как устойчивая принадлежность человека к определенному государству, правовая связь человека и государства.

По сути, граж­данство — это именно состояние, которому свойствен комплекс взаимных прав и обязанностей личности и государства. Связь эта двусторонняя. С одной стороны государство, предоставляя челове­ку гражданство, в то же время берет на себя обязательство обеспе­чить в полном объеме его права и свободы, защиту и покровитель­ство, в том числе за рубежом. С другой стороны, граждане должны соблюдать законы государства, выполнять установленные им обя­занности, оберегать авторитет государства, в случае необходимости защищать его независимость.

Нормативную основу гражданства современной России состав­ляют правовые нормы, закрепляющие принципы этого института и регулирующие отношения по поводу гражданства. Эти нормы содержатся в ст. 6 Конституции РФ и Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», при­нятом взамен одноименного Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1.

Правовой статус личности в самом общем плане — система признанных и гарантируемых государством в законодательном поряд­ке прав, свобод, обязанностей индивидуального субъекта.

В Конституции РФ закреплены следующие социальные права:

— право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на шииту от безработицы (ч. 3 ст. 37);

-право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37);

-право на отдых (ч. 5 ст. 37);

-право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болез­ни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. I ст. 39);

-право каждого на жилище (ст. 40);

-право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

-право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42);

-право на образование (ст. 43).

Существенно то, что если права и свободы — это сфера свободы индивида, то юридическая обязанность, по сути, означает необхо­димость и подчинение установленному императиву.

Конституция РФ предусматривает, в частности, следующие обя­занности, конкретизированные и детализированные в отраслевом

законодательстве:

-соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15). Существен­но то, что данная обязанность распространяется не только на граж­дан России, но и на лиц, находящихся на ее территории;

-уважать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17);

-обязанность родителей заботиться о детях, воспитывать их (ч. 2 ст. 38); -Щ

-обязанность совершеннолетних трудоспособных детей забо­титься о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38);

-обязанность каждого получить основное общее образова­ние и обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми обязательного основного общего образования (ч. 4 ст. 43);

-заботиться о сохранении исторического и культурного наследия беречь памятники искусства и культуры (ч. 3 ст. 44);

-платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

-сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

-обязанность граждан Российской Федерации защищать Оте­чество (ч. 1 ст. 59).

Личность и государство — взаимообусловливающие явления, существующие в неразрывном единстве.

Личность — обладатель (носитель) прав, свобод и обязанностей В имеет возможность как непосредственно, так и через социальные институты влиять на государство. Так, личность посредством выбо­ров участвует в формировании законодательных (представитель­ных) органов государственной власти, обладает возможностью обжаловать действия и решения должностных лиц, нарушающих права личности, в судебном и ином порядке. f

Государство также имеет большие юридические возможности влиять на личность. «Признание, соблюдение и защита прав и сво­бод человека и гражданина — обязанность государства», — закреп­лено в ст. 2 Конституции РФ.

Взаимная ответственность государства и личности — необходи­мый показатель их взаимодействия. Этот принцип выражает пра­вовые и нравственные начата в отношениях между государством как носителем политической власти и конкретным гражданином. Это, в частности, проявляется в следующем: ЩШЯ

1.Устанавливая в законодательной форме свободу личности, само государство не свободно от ограничений в собственных реше­ниях и действиях. Подчиняясь праву, государство не может нару­шать его предписания.

2.В случае принятия неконституционных законов, реализация которых посягает на основные права человека, может наступить конституционная ответственность парламента. Мерой ответствен­ности в таком случае будет признание таких законов недействую­щими Конституционным Судом рф.

3.Органы исполнительной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации могут также выступать в каче­стве субъекта конституционной ответственности по нарушениям прав граждан. По отношению к Правительству РФ в качестве санк­ции конституционной ответственности может стать его отставка по инициативе Президента РФ, Государственной Думы и по его собственной инициативе.

.В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Этим предопределяется обязанность госу­дарства возместить причиненный вред в связи с наличием такого

основания.

5.Статья 1069 ГК РФ устанавливает обязанность государства возместить вред гражданину, если таковой был причинен в резуль­тате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.

6.Согласно ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, возмещается за счет казны Россий­ской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом. Следовательно, государ­ство берет на себя обязательство возместить причиненный ущерб вне зависимости от причины нарушения прав гражданина.

Наши рекомендации