Социальная реклама военного периода
Переход всех государственных звеньев на военный режим означал значительную переориентацию основных коммуникативно-идеологических процессов, в том числе и социальной рекламы. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» стал точным отображением той неимоверной концентрации усилий (как материальных, так и моральных), которой жила страна на протяжении всех военных лет.
Вся социальная реклама этого времени подчинена военной тематике. Рекламно-агитационная работа была организована тремя ведущими учреждениями: Совинформбюро, издательством «Искусство» и Главным политическим управлением Красной армии. Контроль над их деятельностью осуществлялся агитационно-пропагандистским отделом ЦК ВКП(б). Согласно принятому 24 июня 1941 г. постановлению «О создании и задачах Советского информационного бюро», основная цель этой организации в контексте социальной рекламы состояла в сплочении русского народа перед лицом врага, а также в пропаганде против немецкой агитации.
Ведущее место в рекламно-агитационном процессе военного времени заняли наиболее мобильные и эмоционально воздействующие жанры: радиообращения, плакаты, листовки, лозунги, фронтовая кинохроника. Существенную роль играла сатира, изображавшая события того времени.
С началом войныв первую очередь изменилась сетка радиовещания. Из трех транслировавшихся по стране программ осталась одна. Приказом по радиокомитету от 25 июня 1941 г. отдел общественно-политических передач был преобразован в отдел социально-политической агитации.
Социально-экономическая и психологическая обстановка в государстве побуждала к переходу на лозунговый стиль радиопрограмм. Лозунговый характер носила одна из первых военных передач, адресованных действующей армии, под названием «Слушай фронт». В подобного рода трансляциях активно продвигались лозунги, направленные на укрепление духа русского народа, на вселение веры в победу над врагом. Например: «Проклятие и смерть оккупантам!», «Никакой пощады предателям!».
Однако иногда лозунговый характер сменялся проникновенной душевностью, находившей неменьший отклик у слушателей. Это, прежде всего, касается циклов ежедневных радиопередач «Письма с фронта» и «Письма на фронт», которые стали выходить с июля—августа 1941 г. Названные передачи выполняли важную миссию: позволяли людям, потерявшим родных в круговороте военных событий, отыскать друг друга. Радиоотдел «Письма на фронт и с фронтов Отечественной войны» превратился в адресный стол, куда тысячи людей обращались, взывая о помощи в поисках родных и близких.
Содержание этих передач позволяет условно отнести их к внутреннему социальному PR. Внутренний социальный PR — одно из основных направлений социальной рекламы, общественная потребность в котором сильно обостряется в периоды социальных потрясений.
Другим направлением социальной радиорекламы начала войны можно считать передачи, ориентированные на зарубежные страны. В них содержался призыв противостоять гитлеровскому режиму, «рекламировались» достоинства социалистического образа жизни. Например, на Германию транслировались послания такого рода: «Немцы! Зачем вам нужна война с Советским Союзом? Она несет лишь смерть вашим солдатам, голод, болезни и нищету. Немецкий народ, единственный путь к миру — это противостояние режиму Гитлера. Долой Гитлера! За свободную Германию!» [47].
В 1943 г. в Ленинграде была построена радиовещательная станция повышенной мощности, которая получила возможность вещания на оккупированных территориях. Это было особо значимо для партизанского движения: кроме общеполитических сообщений, там транслировались и жизненно необходимые инструкции («Как уничтожать вражеский транспорт», «Искусство маскировки», «Технология засады»). Однако важны были не только технические рекомендации, но и сам факт трансляций, еще больше воодушевлявших народ против врага.
Все коммуникативные службы воюющих стран вкладывали ранее наработанный рекламный потенциал в социально-пропагандистские акции. При этом особое значение приобретало их визуальное подкрепление
26 июня 1941 г. на базе Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС) был осуществлен оперативный выпуск плакатов «Окна ТАСС». Плакаты создавали ведущие художники, уже известные мастера того времени, Дмитрий Моор, Михаил Черемных, Виктор Дени, Кукрыник-сы Подписи к плакатам придумывали знаменитые поэты* Демьян Бедный, Александр Жаров, Семен Кирсанов, Самуил Маршак.
«Окна ТАСС» выходили тиражом в несколько тысяч экземпляров. Они рассылались в действующие армии, вывешивались в витринах, на улицах, на фронтовых дорогах. Так же, как и во времена гражданской войны, в плакатах преобладали сатирические и героические сюжеты. Одним из наиболее ярких примеров тому может служить «Окно ТАСС» № 640, выполненное художниками Кукрыниксами и поэтом Д. Бедным. Здесь изображены идущие в строю замерзшие немецкие солдаты, следующая шеренга уже превращается в череду фашистских свастик, которые затем сменяются могильными крестами. Текст плаката поясняет.
...Здесь, где окна все — бойницы, Здесь, где смерть таят кусты, Здесь, глотнув чужой землицы, Одураченные «фрицы» Превращаются в кресты...
Этот плакат вполне можно считать хорошей пропагандистской рекламой того времени Он вызвал широкий общественный резонанс
Трудно не упомянуть классику агитационного плаката — плакат «Родина-мать зо-вет> (рис 1). Он был создан художником Ираклием Тоидзе в первые дни войны и производил неизгладимое впечатление как на бойцов, так и на рабочих тыла
Рис 1 |
Рекламные плакаты начала войны были проникнуты пафосом веры в победу. Художники нередко выезжали на фронт, а свои эскизы делали под огнем противника Это помогало создавать поистине потрясающие образы. Один из примеров — плакат Виктора Корецкого «Воин Красной армии, спаси!», где очень зримо переданы бедствия
Рис. 2
Рис.3
первых военных лет. На плакате в пламени пожарищ изображена мать, защищающая ребенка, на которого направлен кровавый фашистский штык. В глазах ребенка — ужас, а лицо женщины искажено не страхом, а яростным гневом. В нижней части плаката четким красным шрифтом набрана просьба о спасении. Страстью борьбы наполнен плакат Алексея Кокоре-кина «За Родину!» (рис. 2), на котором смертельно раненный матрос бросает в гущу врагов противотанковую гранату.
На втором этапе войны(после 1943 г.) отчетливо видно изменение общей тональности рекламы. На смену предельному ожесточению приходит все большая уверенность в победе. На плакате Виктора Иванова, созданном в 1943 г., изображен русский солдат, пьющий из шлема воду Днепра (рис. 3).
Рис. 4 |
Немало плакатных сюжетов этого периода посвящено труженикам тыла. Однако реклама такого рода была больше подвержена унификации, поэтому для нее характерно однообразие тем и композиций. Тем не менее были и выдающиеся сюжеты, такие как плакат Петра Караченцева «Урал — фронту» (рис. 4). На темном фоне из светлого металлического ковша вытекает порция пла-
менеющего металла, которая тут же превращается в снаряд, а ниже изображен вражеский танк, разбитый предыдущим снарядом.
Больше внимания авторы стали уделять сатирической рекламе, целью которой было высмеивание гитлеровского режима, карикатурное изображение Гитлера и его пособников. Одна из наиболее известных таких карикатур — плакат Бориса Ефимова под названием «Новый порядок», где показаны европейские страны в тюремном дворе. Тюрьма представлена в форме фашистской свастики, а в центре двора стоит виселица. Гитлер торжествующе наблюдает за этим, сидя на крыше. Подпись к плакату: «Законченный архитектурный проект здания Новой Европы. Автор — Адольф Гитлер».
Карикатура всегда задерживает внимание зрителя, выставляя объект в смешном и жалком виде. Во время войны основной ее задачей была разрядка всеобщей боли и гнева. Она укрепляла людей в осознании собственной силы, способствовала победе над врагом.
Кроме всего прочего, социальные плакаты публиковались в газетах, что было максимально эффективно по охвату аудитории. Кукрыниксы преимущественно печатались в «Правде», Б. Ефимов — в «Известиях» и «Красной звезде».
В эти годы стали появляться малые формы рекламы. Реклама тиражировалась на табачных пачках, на упаковках с едой, которая отправлялась на фронт, на открытках.
Социальные и политические рекламные цели также преследовали фронтовые газеты, издававшие листовки, которые называли «изогазе-тами». Они распространялись в том числе во вражеском тылу и разоблачали нацистские мифы, призывали немцев сдаваться в плен.
Не менее эффективным средством социальной рекламы стали выпускаемые в то время киносборники и документальные фильмы. Большой резонанс имел фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», основной социальной целью которого было укрепление патриотических чувств народа. Такой же успех получил фильм Михаила Слуцкого «Один день войны». Документальные съемки запечатлели хронику одного дня — 13 июня 1942 г. — на фронте и в тылу. Более ста пятидесяти кинооператоров работали в этот день в самых разных местах страны, а потом из полученных кадров был смонтирован фильм, оказавший огромное влияние на общественность.
В целом социальная и политическая реклама в период Великой Отечественной войны значительно способствовала поддержанию боевого духа народа на фронте и в тылу и внесла весомый вклад в общее дело Победы.