Понятие экстремизма и отдельные аспекты его профилактики
Научный руководитель: д-р пед. наук, проф. Петровичев В.М.
Тульский государственный университет
Современные ученые соотносят экстремизм либо с приверженностью к крайним взглядам и мерам, либо с активной деятельностью. Например, В.Ю. Голубовский определяет экстремизм как приверженность к крайним взглядам и мерам, отрицание существующих общественных норм и правил поведения в государстве со стороны отдельных лиц или объединений (групп) [1].
А.Г. Хлебушкин, наоборот, считает, что экстремизм - это противоправная деятельность, осуществление которой причиняет или может причинить существенный вред основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений [2].
Н.Н. Афанасьев дает определение экстремизма «как приверженность к крайним толкованиям» и «методам действий», основанным на нетерпимости к иной точке зрения и жестком противоборстве.[3].
На наш взгляд, под экстремизмом в настоящее время следует понимать именно определенную деятельность, базирующуюся на идеологической основе - отрицание всякого инакомыслия, попытке жестко утвердить свою систему взглядов, навязать ее любой ценой оппонентам.
Для экстремистов характерна бескомпромиссность, непримиримость к позиции оппонентов и отказ от диалога и консенсуса в спорных вопросах. Лидеры экстремистов требуют от своих сторонников полного повиновения и бескомпромиссного выполнения любых приказов. Это, как правило, основано на манипуляции общественным сознанием, использовании особенностей коллективной психологии, в том числе апеллирование к примитивным инстинктом толпы, чувствами, верованиями, предрассудкам людей. Экстремизм тесно связан с радикализмом, поэтому оба эти термина часто употребляются как синонимы.
Доминирующим мотивом преступлений на национально-этнической почве является стремление совершивших их лиц подчеркнуть исключительность своей национальности (расы, религии) и неполноценность потерпевшего в силу принадлежности его к иной национальности (расе, религии), желание учинить массовые беспорядки и дать повод для репрессий.
Понятие экстремизма, сформулированное в ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», является чрезвычайно широким и включает в себя наряду с другими деяниями осуществление террористической деятельности, возбуждение расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, то есть затрагивает те категории общественных отношений (безопасность, основы конституционного строя), ответственность за посягательства на которые была установлена ранее принятыми нормативно-правовыми актами.
Как указывают Головин А.Ю. и Давыдов В.О. «явление экстремизма весьма динамично и с каждым днем приобретает все новые черты и характеристики. В современном информационном обществе экстремистские организации все активнее используют достижения коммуникационных технологий, внедряя в свою деятельность, прежде всего те из них, которые достаточно эффективно воздействуют на массовое общественное сознание» [4].
В условиях расширения масштабов экстремистской деятельности необходимо учитывать, что ликвидировать экстремизм только силами правоохранительной системы невозможно, нужны консолидированные усилия всех органов государственной власти, средств массовой информации, общественных и правозащитных организаций.
Причем, одна из главных ролей в данном процессе принадлежит образовательным учреждениям, в которых необходимо продолжать реализацию комплекса мер по предупреждению экстремистских проявлений среди студентов и учащихся.
Образовательное учреждение, в том числе вуз представляет собой микросоциум с присущими ему опасностями и угрозами. Полноценный учебный процесс в вузе невозможен без создания толерантной среды, основанной на гуманистических, нравственных ценностях и создающей условия для развития и воспитания толерантной личности
На сегодняшний день, приоритетные направления по противодействию проявлениям экстремизма и формированию толерантности можно сформулировать следующим образом:
- формирование у учащихся представление о понятии «толерантность»;
- развитие критического мышления, навыков групповой работы, формирование умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
- воспитание терпимость к чужому мнению;
- создание условий для возможности живого общения, формирования коммуникативных связей в общеобразовательном учреждении, в семье, в социуме;
- создание условия для формирования системы нравственных ценностей на основе распространения этнокультурных традиций всех участников образовательного процесса;
В целом работа по профилактике экстремистских настроений учащейся молодежи в условиях обучения в ВУЗе направлена на достижение следующих целей:
- укоренение в сознание учащихся неприятия насилия;
- противодействие разложению коллектива по национальным признакам;
- формирование толерантного отношения к окружающим.
Задачами профилактической работы в ВУЗе являются:
1. Формирование у учащихся четкого представления о понятиях «толерантность», «экстремизм».
2. Формирование у студентов навыков толерантного сознания, доброжелательного отношения к людям другой национальности.
3. Развитие у учащихся способностей предупреждения конфликтов, а также их разрешения ненасильственными методами.
4. Развитие у учащихся коммуникативных навыков и навыков саморегуляции (умения контролировать свою речь и поступки).
Задача преподавателей специальных юридических дисциплин заключается не только в том, чтобы заложить в сознание будущих специалистов прочные знания, сформировать у них определенные навыки, но и в том, чтобы научить их профессионально мыслить, правильно оценивать складывающиеся на практике ситуации, самостоятельно принимать решения, заложить в их сознание потребность в самообразовании, в освоении новых знаний и умений. Лучшим способом решения проблемных ситуаций в учебном процессе, в том числе и при профилактики проявлений экстремизма в молодежной среде, служит использование интерактивных методов преподавания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Голубовский В.Ю. О совершенствовании деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Защита прав и профилактика правонарушений несовершеннолетних: Материалы Международной научно-практической конференции (26 - 27 августа 2005 г.). М.: ДООП МВД России; ВНИИ МВД России, 2006. С. 6.
2. Хлебушкин А.Г. Преступный экстремизм: понятие, виды, проблемы криминализации и пенализации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007. С. 14.
3. Афанасьев Н.Н. Идеология терроризма // Социально-гуманитарные знания. 2002. N 1. С. 230 - 234.
4. Головин А.Ю., Давыдов В.О. Криминальные технологии использования социальных компьютерных сетей в экстремистских целях. // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 3.2. – Тула, 2012.-С.4.
Бочарова О.Е.