Взаимодействие полукочевой и оседлой культур
3304. Некоторые города в период раннего средневековья появлялись на местах постоянных зимовок.
3305. Тюрки были знакомы с процессом плавки металла в V в.
3306. Основные экономические и культурные центры Казахстана в VI-IX в. находились в Семиречье и Южном Казахстане.
3307. В VI веке Испиджаб - крупный торговый город на Шелковом пути, назывался Сайрам.
3308. В XIII веке Испиджаб - крупный торговый город на Шелковом пути, стал называться Сайрам.
3309. По сведениям М.Кашгари в VI в. название Сайрам носил город Испиджаб.
3310. «Тимы» - караван-сараи со специальными помещениями для торговли тканями найдены в средневековом городе Испиджабе
3311. В городе Испиджабе обнаружены караван-сараи со специальными помещениями для торговли тканями тимы.
3312. Крупным торговым городом Чуйской долины являлся Суяб.
3313. Один из крупнейших политико-экономических центров Южного Казахстана в VI-VIII вв. Отрар.
3314. О развитии ремесла в раннесредневековом Казахстане известно в основном по археологическим находкам
3315. Предметом торговли таразских купцов было добываемое в верховьях реки Талас серебро
3316. Тюркские луки были составные.
АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО (VI-IX ВВ.)
3317. В VI-IX вв. вдоль караванных путей тюрки строили «сардобы» - купольные сооружения над колодцами.
3318. В VI-IX вв. тюрки строили «сардобы» - купольные сооружения над колодцами вдоль караванных путей.
3319. В VI-IX вв. тюрки возводили памятники в стиле «дын» - строения из камня в виде юрты на месте захоронения людей.
3320. Тюркские памятники в стиле «дын» - строения из камня на месте захоронения людей в виде юрты относится к периоду доисламскому.
3321. Буддийские храмы относящиеся к VII-VIII вв. найдены на месте города Суяб.
3322. На месте города Суяб найдены относящиеся к VII-VIII вв. буддийские храмы.
3323. На месте города Суяб найдены буддийские храмы, которые относятся к VII-VIII вв.
3324. Наскальные рисунки петроглифы
3325. Архитектурное сооружение на границе между Казахстаном и Каракалпакией Билеули
3326. Памятники средневековой скульптуры Казахстана тюркского периода балбалы
3327. Каменные скульптуры «балбалы» тюрки устанавливали на месте захоронения знатных людей.
3328. Каменные скульптуры, установленные на месте захоронения знатных людей, в древнетюркских письменах называли «балбал».
3329. На территории Казахстана новые виды памятников - скульптуры с вереницами балбалов появились с приходом тюрков
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ТЮРКОВ
3330. Посланники Западнотюркского каганата доставили в Византию письмо написанное скифским письмом.
3331. Древние тюрки пользовались рунической письменностью.
3332. Древнетюркский рунический алфавит, состоявший из 35 букв, был создан на основе родовых тамг
3333. Письменный знак родового имени у тюркских племен тамга.
3334. В эпоху раннего средневековья на основе родовых тамг, был создан алфавит древнетюркский.
3335. Древнетюркская письменность появилась в середине I тыс. до н.э.
3336. Наряду с тюркским письмом в VI-IX в. широкое распространение на территории Казахстана получило согдийское письмо
3337. Распространение ислама и арабской письменности сузили применение тюркского письма
3338. На территории Казахстана впервые найдены тюркские надписи в долине реки Талас
3339. Первым и блестящим образцом древнейшего письменного творчества тюрков являются древнетюркские письменные памятники «Культегин» и «Тоньюкок».
3340. Древнейшие памятники древнетюркской письменности - «Культегин» и «Тоньюкок» являются историческими поэмами.
3341. Древнейшие памятники древнетюркской письменности - «Культегин» и «Тоньюкок» являются историческими дастанами.
3342. Крупнейшим из тюркских рунических текстов являются каменные стелы в честь Бильге-кагана и Культегина
3343. Древнетюркские стелы в честь Бильге-кагана и Куль-Тегина написаны руническим письмом.
3344. Памятники древнетюркской литературы «Культегин» и «Тоньюкок» созданы в период Тюркского каганата
3345. К литературе тюркоязычных народов VIII - IX в. относится книга «Коркыт-Ата».
3346. Коркыт был знаменитым акыном и кобызистом
3347. Более древний вариант поэмы «Огузнаме» был записан в ХIII в. известным персидским историком Рашид ад-Дином.
3348. В период раннего средневековья тюркские племена поклонялись Тенгри.
3349. В период раннего средневековья тюркоязычные жители поклонялись Тенгри и женскому божеству, покровительнице очага и детей Умай.
3350. В период раннего средневековья тюркские племена поклонялись женскому божеству Умай, которая считалась покровительницей очага и детей.
3351. В период раннего средневековья тюркские племена поклонялись волку.
3352. Древние тюрки изготавливали талисманы (тумары) из когтей волка
3353. В период раннего средневековья поклонялись Кок бори (волку) племена тюрков.
3354. Талисман из когтей и шерсти зверя - покровителя племени тумар
3355. По Шелковому пути из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан с середины I в. до н.э. начал(о) распространяться буддизм.
3356. В раннем средневековье роль основных миссионеров буддизма взяли на себя согдийцы.