Межэтническая напряженность в студенческой среде: специфика социологического подхода
Тульский государственный университет
Актуальность проблемы межэтнических отношений и межэтнической напряженности в студенческой среде обусловливается, с одной стороны, возрастанием объема интернациональных связей, в которые вступают современные студенты. Процессы глобализации вызывают необходимость все более интенсивного включения в межкультурную коммуникацию, что особенно актуально в условиях студенческой среды. С другой стороны, складывающийся в учебной группе социально-психологический климат, определяющийся качеством взаимоотношений студентов, существенно влияет на процесс адаптации студентов, их мотивацию к обучению, глубине усвоения профессиональный знаний. Поскольку целенаправленное обучение межкультурному взаимодействию в вузах не осуществляется, формирование навыков толерантного взаимодействия происходит стихийно, вследствие чего обостряется проблема возникновения межэтнической напряженности и межэтнических конфликтов.
Проблема межэтнических отношений в студенческой среде является достаточно хорошо изученной в рамках таких наук, как социология, психология, социальная психология, педагогика. Следует отметить значительный объем работ, посвященных исследованиям феномена толерантности в полиэтническом межкультурном сообществе (А.Г. Асмолов, В.В. Глебкин, А.В. Петровский, Г.В. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шаров и др.). Немаловажную роль в исследованиях межэтнических отношений играют труды, раскрывающие суть конфликтного взаимодействия этнических групп (В.А. Авксентьев, Л.М. Дробижева, А.Г. Здравомыслов, Э.А. Паин, А.А. Попов, А.А. Празаускас, М.В. Савва, В.А. Тишков, Ф. Барт, Д. Кэмпбелл, Л. Козер, Р. Дарендорф, Э. Геллнер и др.).
Основными целями изучения проблемы межэтнической напряженности с социологической и социально-психологической точки зрения выступают: диагностика характера отношений, складывающихся между студентами различных национальностей; изучение причин возникновения межэтнической напряженности и межэтнических конфликтов для выработки механизмов их преодоления; исследование опыта снижения межэтнической напряженности в вузах; разработка мер по профилактике межэтнической напряженности и предотвращению межэтнических конфликтов в студенческой среде.
Теоретико-методологическая база решения указанных задач может быть представлена следующими подходами:
- конструктивизм, позволяющий исследовать специфику и закономерности процессов этнической самоидентификации;
- конфликтологический подход, в рамках которого анализируются причины, особенности и пути преодоления межэтнических конфликтов;
- символический интеракционизм, позволяющий выявлять механизмы и закономерности взаимодействия представителей различных наций и национальностей;
- этнометодология, в рамках которой накоплен опыт изучения скрытых, неосознаваемых механизмов межэтнического взаимодействия.
Для изучения межэтнических отношений и межэтнической напряженности в студенческой среде представляется целесообразным использование совокупности следующих методов, применяемых в социологии и смежных науках:
1. Анкетный опрос – метод социологического исследования, необходимый как источник данных, позволяющих сделать выводы о характере отношений между представителями различных наций и национальностей, мотивов вступления в межэтнические отношения, доминирующих установок на межкультурное взаимодействие, степени толерантности / интолерантности русских и иностранных студентов и др.
2. Глубинное интервью – метод, оптимально дополняющий метод массового анкетного опроса и позволяющий более глубоко анализировать межэтнические отношения студентов, специфику процесса формирования этноцентричных или этнорелятивных установок на иную культуру, особенности опыта пребывания в инокультурной среде, причины роста межэтнической напряженности, вовлечения в межэтнические конфликты и др.
3. Экспертный опрос – метод, необходимый для составления максимально объективной картины межэтнических отношений студентов Тульского государственного университета и основанный на привлечении мнений специалистов (в первую очередь сотрудников высших учебных заведений). Также метод целесообразен для исследования опыта снижения межэтнической напряженности, возможных средств формирования установок толерантности, методов преодоления межэтнических конфликтов.
Таким образом, специфика социологического подхода к анализу проблемы межэтнической напряженности в студенческой среде состоит в применении социологических методов к изучению характера, факторов и динамики межэтнических отношений в студенческой среде для выработки мер по снижению уровня межэтнической напряженности и профилактике межэтнических конфликтов.
Гоголева Е.Н.