ВОПРОС 14 ПСГ: преступления и наказания
ПСГ вводит в понятие «преступление» не только причинение ущерба лицу, но и государству.
- Система преступлений выглядела следующим образом:
- Против государства: измена («перевет»).
- Против порядка управления: взятка («посул») судье), вторжение в судебное помещение, насилие в отношении судьи.
- Против личности: убийство («головщина»), побои, оскорбление действием. Наиболее тяжкими считались — братоубийство и убийство родителей.
- Имущественные преступления: кража («татьба»), кража церковного имущества, поджог, конокрадство, грабёж, разбой. Наказание за кражу дифференцируется в зависимости от размеров похищенного, способа совершения и повторности. Наиболее тяжкими преступлениями против собственности считались поджог и конокрадство. За них присуждалась смертная казнь.
Наказание и его цель.
Система наказаний:
- Смертная казнь (ст 7-8).
- Денежные штрафы — за большинство преступлений по ПСГ.
Телесные наказания, применявшиеся на практике, законодательно предусмотрены не были.
Наказание, в основном, несло компенсационный, а не карательный характер.
ВОПРОС 15 ПСГ: судоустройство, судопроизводство, виды судебных доказательствСтатья 2 Псковской СуднойГрамоты также устанавливала отдельный суд наместника архиепископа. В этотсуд запрещалось вмешиваться княжескому наместнику или господе, а наместникуархиепископа запрещалось вмешиваться в светский суд: "2. И владычнюнаместнику суд и на суд не судить, ни судиям ни наместнику княжа суда несудите." В статье 109 было записано какие дела относятся к какому суду.Суд, когда и истец, и ответчик являлись духовными лицами, относился ккомпетенции церковного суда. Если же и истец, и ответчик являлись мирянами,то суд относился к компетенции мирского суда - Господы. Если один являлсямирянином, а второй - духовным лицом, то собиралась особая коллегия,состоявшая из князя, посадника и наместника архиепископа: "109. А попы идияконы и проскурница и черньца и черница судить наместнику владычьню. Ажепоп, или диакон или противу черньца, или черницы ж, а будет обаи не простыелюди церковные, ино не судить князю, ни посаднику, ни судиам не судить,занеже суд владычня наместника, а булет один человек простой истец мирянин,аже церковный человек с церковным, то судить князю и посаднику с владычнимнаместником вопчи, також и судиям."Судебный процесс по Псковской Судной Грамоте носил состязательныйхарактер, роль суда по сравнению с Русской Правдой была гораздо больше.Вызов ответчика производился самим судом по официальной повестке черезсудебного исполнителя. Уклонение от явки в суд влекло официальное наказания- от денежного штрафа до привлечения к ответственности как за убийство.Запрещалось пересматривать дела, рассмотренные раннее, посадник, сложившийс себя посадничество, обязан был сам окончить начатые им дела (статья 6).Суд собирался у князя в передней, судьям запрещалось входить в тайныесделки с тяжущимися или помогать одной из сторон на основании родства илидружбы (статьи 3-4). Человек, занимавший ответственный правительственныйпост не мог ходатайствовать перед судом о смягчении наказания, если дело незатрагивало его семью или близких (статьи 68-69).Вызов ответчика. Вызов ответчика на суд регламентировался статьями 25, 26, 57. Встатье 25 говорится о том, как вызывать ответчика на суд: "25. А которойпозовник поидет исца звати на суд, и тот позваный не поидет на погост кцеркви позывницы чести, или стулится от позывницы, ино позывница прочестина погосте пред попом; или пакы той ж позваный позывницею, не емля оброкуда не станет на суд пред господою, ино господе дать на него грамота навиноватого на 5 ден позовником." В случае, если ответчик скрывался от"позовницы" - судебного исполнителя, призванного доставлять в суд истца иответчика - то "позовница" обязан был "прочести на погосте грамоту предпопом." Позовникам запрещалось силой приводить истцов на суд, если же ониприменяли силу, то их должен был судить суд: "26. А кто возмет грамоту насвоего исца, и оно ограмочному поимав по грамоте не мучит, ни бить,поставить пред господою; а ограмочному против своего исца не битися, неколотися, а толко имет сечися, или колотися, да учинит головшину, ино бытиему самому в головшине."Свидетели. В Псковской Судной Грамоте есть три статьи, напрямую относящиеся ксвидетелям или "послухам", как они именовались раньше. В статье 22говорится о том, что если послух не придет на суд или скажет обратное тому,что доказывает истец, вызвавший его, то этот свидетель перестает бытьсвидетелем, а истец считается проигравшим судебное разбирательство: "22. Ана которого послуха истец послется, и послух не станет, или став на суде недоговорит в ты ж речи, или переговорит, ино тот послух не в послух, атот недоискался." Также свидетелем не считался человек, заинтересованный в данномделе: "23. Или который истец пошлется ... на послуха, а на котором сочат... а ркучи: тот мене сам бил с тым своим послухом, а нонеча на нево жшлется, ино тот послух в послух, которого на суде наимянуют." Суд имелправо приговорить свидетеля к судебному поединку. На этом судебном поединкепротивник свидетеля мог нанять себе наймита, если был "стар или млад, иличем безвечен, или поп, или чернец", в то время как послух не имел правананимать себе наймита.Пособничество. ПСГ допускала судебные поединки между истцом и ответчиком, или междуистцами, по терминологии ПСГ, и "послухами" - свидетелями. Так как некаждый мог выйти драться на поле, то грамота устанавливало возможностьпомощи таким людям - "пособничество". В статье 21, в частности, говорится:"А против послуха... стар или млад, или чем безвечен, или поп, или чернецино против послуха нанять волно наймит, а послуху наймита нет." В этойстатье закреплена возможность найма бойца против послуха, при этом послухне имел возможности нанять себе бойца. Найм бойца разрешался только в томслучае, если истец был из духовенства, инвалидом или слишком старым илимолодым. В статье 119 указывается: "А жонки з жонкою присужать поле, анаймиту от жонки не быти ни с одну сторону", то есть если истцом иответчиком являлись женщины, то им разрешалось присуждать судебныйпоединок, при этом ни одна из них не могла нанять бойца. Если же однойстороной был мужчина, а другой - женщина, и им был назначен судебнойпоединок, то согласно статье 58 женщина имела право нанять бойца: "... апособников бы не было ни с одной стороны, опричь жонки, или за детину, илиза черньца или за черницу, или который человек стар велми или глух, ино затех пособнику быти." Отдельно оговаривалось в статье 36 право на найм бойцапри делах, связанных с закладами и залогами: "А на котором человеке имутьсочити долгу по доскам, или жонка, или детина, или стара, или немощна, иличем безвечен, или чернец, или черница, ино им наймита волно наняти, а исцомцеловати, а наймитом битись, а против наймита исцу своего наймита волно,или сам лезет." По сути, здесь опять оговаривалось право истца, если онявлялся несовершеннолетним, лицом духовного сословия, женского пола илиинвалидом, на найм бойца. Но в этой категории дел, в случае, если одинистец пользуется наемным бойцом, то и другой имел право на найм бойца,тогда как в других делах этого не допускалось. Но бойцам-"пособникам"запрещалось в день биться сразу же на двух судебных разбирательствах(статья 71): "А одному пособнику одного дни за 2 орудиа не тягатся."