Заключение
История взаимоотношений Церкви и государства непроста и насыщена столкновениями.
Главным признаком религии является вера в сверхъестественное, в чудо и поклонение ему. Последователи религии недаром именуются верующими. Признаётся непознаваемость Бога и ряда догм, таких, например, как “Святая Троица”. Впрочем, непознаваемыми провозглашаются и глубинные тайны бытия.
Государство же исходит из признания познаваемости мира и всех его явлений. Её отождествляют со знанием, основанным на достоверных, истинных сведениях о природе, обществе, человеке и его мышлении. Государство низводит все непознанное, сверхъестественное, чудесное к научно обоснованному. С этой позиции чудо – порождение слепой веры. Ученые нередко повторяют высказывание Д. Дидро: «Чем больше верят, тем больше чудес».
Религиозная вера основана на чувстве, на интуиции, научная деятельность - на рассудочности, на правилах логики: установление достоверных фактов, поиск информации, выяснение действительных, естественных условий и причин очередной загадки природы. Религиозный опыт приобретается молениями и иными культовыми переживаниями.
Религия обращена к субъективной сфере человеческого бытия, осваивает мир и себя через культовые действия, сокровенные религиозные переживания. Верующий обозревает мир природы сквозь призму культа, и в этом видении мир окрашивается мистическим чувством. Более того, этот способ мировосприятия понуждает верующего искать Бога в себе, в своём духовном мире.
Отмеченные различия и противоречия между религией и государством ещё более резки в истории их взаимоотношений. Разумеется, они не конкурировали на поле познания – религия не изучает мир, она объясняет и осваивает его, опираясь на верования. Столкновения между Церковью и государством были обусловлены тем, что открытия последнего нарушило ту картину мира, которая сложилась еще с донаучных времен на основе верований и «священных книг».
В настоящее время созидательной духовной силой общества выступают традиционные религии. Поддержание стабильности в государствах – это, во многом, заслуга традиционных религий. Цель государства в области отношений с религиозными организациями – не только прочный межрелигиозный мир и согласие, не только сохранение исторически сложившейся духовной самобытности, национальных духовных традиций.
Принцип отделения церкви от государства не значит, что государство должно отказываться от учета позитивного наследия и опыта традиционных религий, и тем более этот принцип не предполагает, что государство не имеет права сотрудничать с ними в решении социальных проблем.
Государство, оставаясь светским, может сотрудничать с Церковью. Это не противоречит принципу взаимного невмешательства в дела друг друга.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. от 05.02.2014 № 2-ФКЗ). //Российская газета от 25.12.1993.
2. ФЗ от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «о свободе совести и о религиозных объединениях». // «Собрание законодательства РФ» от 29.09.1997.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Брокгауз Ф.А. Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. –М. Изд. «Эксмо». 2004 г. 672 стр.
2. Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. –М. Изд. «А Темп». 2004 г. 944 стр.
3. Матузов Н.И. «Теория государства и права: курс лекций». –М. Изд. «Норма-инфра». 2011 г. 346 стр.
4. Радугин А.А. «Введение в религиоведение: теория, история, современные религии: курс лекций». –М. Изд. «Центр». 2000 г. 240 стр.
5. «Теория государства и права: схемы и комментарии». –М. Изд. «Юриспруденция». 2011 г. 478 стр.
6. Корельский В.М., Перевалов В.Д. «Теория государства и права». –М. Изд. «Норма-инфра». 2011 г. 478 стр.
7. «Религия и политика в современной России». –М. Изд. «Независимая газета». 2011 г. 415 стр.
8. Самыгин С.И., Ничипуренко В.И., Полонская И.Н. «Религиоведение: социология и психология религии». –Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс». 2011 г. 647 стр.
9. Хропанюк В.Н. «Теория государства и права: учебное пособие для высших учебных заведений». Под ред. Стрекозова В.Г. –М. Изд. «Интерстиль». 2009 г. 421 стр.
10. Симонов В.В. «Церковь в переходном обществе». –М. Изд. «Свободная мысль». 2010 г. 315 стр.
11. Марченко М.Н. «Теория государства и права». –М. Изд. «Проспект». 2013 г. 656 стр.
12. Лазарев В.В. «Общая теория государства и права». –М. Изд. «Юристъ». 2001 г. 520 стр.
13. Исаев И.А. «История государства и права России». –М. Изд. «Юристъ». 2007 г. 797 стр.
14. Протоиерей В.Г. Певцов. Лекции по церковному праву. //http://azbuka.ru/dictionary10/klir-all.shtml
15. Протопресвитер Михаил Помазанский. Православное догматическое богословие. //http://azbuka.ru/hristianstvo/dogmaty/pomazansky_dogmatica_1g_06_all.shtml
16. Безрукова В.С. «Основы духовной культуры». (Энциклопедический словарь) 2000 г. //http://didacts.ru/dictionary/1010/word/dogmat-o-bogovoploscheni
17. Протоиерей Толстов Дионисий. Догмат искупления в святоотеческом наследии. //http://www.bogoslov.ru/text/2894303.html
18. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. –1999. – N 1.
19. Религиоведение/Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект. 2006. //http://religia.narod.ru/zabilako/k26.htm
20. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. –М.: 2007. 728 с.
21. Самыгин Е.Н. Теократическое государство. –М.: Московский общественный научный фонд. 1999. 128 с.
[1] Брокгауз Ф.А, Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. С. -485. –М. Изд.:«Эксмо». 2004 г.
[2] Брокгауз Ф.А, Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. С. -624. –М.: «Эксмо». 2004 г.
[3] Радугин А.А. «Введение в религиоведение: теория, история, современные религии: курс лекций». –М. Изд. «Центр». 2000 г. -53 с.
[4] Радугин А.А. «Введение в религиоведение: теория, история, современные религии: курс лекций». –М. Изд. «Центр». 2000 г. -56 с.
[5] Радугин А.А. «Введение в религиоведение: теория, история, современные религии: курс лекций». –М. Изд. «Центр». 2000 г. -62 с.
[6] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. –М.: «Норма». 2007. -140 с.
[7] Религиоведение/Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект. 2006. -1256 с. // http://religa.narod.ru/zabijako/k26.htm (01.06.2014)
[8] Г.М. Керимов. Государство и власть в Исламе. // http://turkportal.ru/religiousarticle/5-gosudarstvo-v-islame.html (01.06.2014)
[9] Ю. Рубан. Православная церковная иерархия. // http://azbyka.ru/dictionary/09/ruban_tserkovnaya_ierarhiya-all.shtml (01.06.2014)
[10] Теория государства и права: схемы и комментарии. –М. Изд. «Юриспруденция». 2011 г. Стр. 87