Применение мер безопасности и лечения к лицам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией

Статья 107 УК устанавливает, что в случае совершения преступления лицами, страдающими хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, суд при наличии медицинского заключения, суд наряду с наказанием за совершенное преступление может применить к ним принудительное лечение.

Принудительное лечение играет важную роль в исправлении осужденных хронических алкоголиков, наркоманов и токсикоманов. Путем применения только наказания достичь исправления лиц, продолжающих быть зависимыми от алкоголя, наркотиков и токсинов, невозможно. Положительный результат может быть достигнут только в случаях, когда указанные лица наряду с отбыванием наказания или иных мер уголовной ответственности будут подвергнуты принудительному лечению от алкоголизма, наркомании или токсикомании.

Для применения принудительных мер безопасности и лечения к лицу, осуждаемому за совершенное преступление, требуется медицинское заключение врачебно-консультационной комиссии психоневрологического учреждения о том, что данное лицо является хроническим алкоголиком, наркоманом или токсикоманом. Алкоголиками, наркоманами или токсикоманами признаются лица, у которых на почве систематического потребления спиртных напитков, наркотических и других одурманивающих веществ возникло заболевание, характеризующееся патологическим влечением к ним.

Закон не содержит каких-либо ограничений в отношении применения принудительного лечения к хроническим алкоголикам, наркоманам и токсикоманам, совершившим преступления. На основании ст.107 УК оно может быть назначено любому лицу (пенсионного возраста, инвалиду, несовершеннолетнему и т.д.). Однако суд не вправе назначить принудительные меры безопасности и лечения лицу, страдающему таким тяжелым заболеванием, которое фактически исключает возможность применения лечения от алкоголизма, наркомании и токсикомании.

Принудительные меры безопасности и лечения применяются судом к хроническим алкоголикам, наркоманам и токсикоманам при вынесении приговора по собственной инициативе при наличии заключения врачебной комиссии. В том случае, когда наличие данного заболевания будет установлено во время отбывания наказания, суд применяет к нему принудительное лечение по представлению соответствующего уголовно-исполнительного органа или администрации исправительного учреждения.

Статья 107 УК не устанавливает срока, в течение которого лицо должно подвергаться принудительному лечению, поскольку заранее определить время, необходимое для излечения от хронического алкоголизма, наркомании или токсикомании невозможно.

Согласно ст.107 УК в отношении хронических алкоголиков, наркоманов и токсикоманов, осужденных к аресту, лишению свободы или пожизненному заключению, лечение осуществляется по месту отбывания наказания. Если лицо ко времени освобождения из мест лишения свободы не излечилось, то суд по представлению администрации исправительного учреждения и при наличии медицинского заключения продлевает ему принудительное амбулаторное наблюдение и лечение по месту жительства.

В отношении осужденных к иным видам наказания или мерам уголовной ответственности принудительные меры безопасности и лечения применяются по месту жительства путем принудительного амбулаторного наблюдения и лечения.

Прекращение принудительного лечения от хронического алкоголизма, наркомании и токсикомании производится судом на основании заключения медицинской комиссии учреждения, в котором лицо находилось на излечении.

Литература

Улицкий С.Я. Проблемы принудительных мер медицинского характера. — Владивосток, 1973; Овчинникова А.П. Сущность и назначение принудительных мер медицинского характера. — М., 1977; Протченко Б.А. Принудительные меры медицинского характера. — М., 1977; Икрамова М.Г. Сочетание мер уголовного наказания с принудительным лечением // Совершенствование мер борьбы с преступностью и ее профилактика. — Ташкент, 1989; Шакаров Ю.Т. Понятие и сущность принудительных мер медицинского характера // Совершенствование мер борьбы с преступностью и ее профилактика. — Ташкент, 1989.

Наши рекомендации