Заболеваемость населения наркоманией и токсикоманией

   
Взято на профилактический учет в связи со злоупотреблением наркотическими средствами                  
всего тыс. 7,2 6,7 6,7 10,8 15,5 21,6 27,0 39,2  
на 100 тыс. населения 4,9 4,5 4,5 7,3 10,5 14,6 18,5    
ненаркотическими средствами всего, тыс. 7,9 5,7 6,1 5,3 6,1 9,6 11,8 14,0  
на 100 тыс. населения 5,3 3,9, 4,1 3,6 4,2 6,5 8,1    
Состоит на учете больных с диагнозом наркомания                  
Всего. Тыс. 28,3 30,3 32,6 38,7 47,9 64,9 81,1 120,6  
на 100 тыс. населения 19,1 20,4 22,0 26,2 32,5 44,0 60,2    
Состоит на профилактическом учете в связи со злоупотреблением: наркотическими средствами                  
Всего, тыс. 19,5 19,4 20,3 24,7 31,6 41,7 52,8 72,4  
На 100 тыс. человек 13,2 13,1 13,7 16,7 21,5 28,3 36,1    
Наркотическими средствами                  
Всего тыс. 14,1 13,1 13,1 12,7 12,9 16,5 21,2 27,0  
На 100 тыс. населения 9,5 8,9 8,8 8,6 8,8 11,1 14,5    
Взято под диспансерное наблюдение больных с впервые установленным диагнозом:                  
Наркомания всего, тыс. 4,6 5,0 5,1 9,5 14,0 22,9 30,4 41,6  
На 100 тыс. населения 3,1 3,4 3,5 6,4 9,5 15,5 20,7    
Токсикомания всего, тыс. 1,8 1,5 1,3 1,2 1,3 2,0 2,9 3,7  
На 100 тыс. населения 1,2 1,0 0,9 0,8 0,9 1,4 2,0    
                     

При характеристике лиц, употребляющих наркотики, следует обратить внимание на следующее. Значительные различия существуют при анализе распределения потребляющие наркотики по полу: мужчины и женщины, употребляющие наркотики, соотносятся 1:10 (в различных регионах мира это соотношение колеблется: от 1:2 в странах Западной Европы до 1:19 в Турции).

Пример 1.

С помощью коэффициента корреляции Спирмена определите, существует ли достаточно тесная связь между показателями смертности мужчин в ряде стран за рассматриваемый период.

Смертность мужчин от зависящих от алкоголя причин (хронический алкоголизм, алкогольный психоз, цирроз печени, случайные отравления алкоголем) в некоторых странах мира ( на 100000 лиц мужского пола)

Страна   1970 – 1974 гг. 1985 –1989 гг.
Латвия   42,8   29,3  
Россия   57,7   49,4  
Франция   70,7   42,5  
Венгрия   26,2   81,8  
Германия   44,2   38,4  
Бывший ГДР   23,8   42,0  
Польша   27,1   34,2  
Финляндия   25,9   37,1  
Великобритания   6,7   9.1  
Швеция 20,8   20,3  
США   34.3   24,8  
Япония   29,5   22,7  
Норвегия   11,6   21,0  

Решение:

Смертность мужчин от зависящих от алкоголя причин (хронический алкоголизм, алкогольный психоз, цирроз печени, случайные отравления алкоголем) в некоторых странах мира (на 100 000 лиц мужского пола)

Страна 1970-1974 it. l985 - 1989 гг. R1 R2 di di2
Латвия 42,8 29,3 -4
Россия 57,7 49,4
Франция 70.7 42,5 -2
Венгрия 26,2 81,8
Германия 44,2 38,4 -2
Бывший ГДР 23,8 42,0
Польша 27,1 34,2
Финляндия 25.9 37,1
Великобритания 6,7 9,1
Швеция 20,8 20,3 -1
США 34,3 24,8 -4
Япония 29.5 22,7 -4
Норвегия 11,6 21,0

Заболеваемость населения наркоманией и токсикоманией - student2.ru Заболеваемость населения наркоманией и токсикоманией - student2.ru

Связь достаточно высокая, то есть за рассматриваемый период распределение стран по уровню смертности, несмотря на рост показателей, осталось практически без изменений.

Пример 2.

Рассчитайте индексы сезонности и постройте волну по данным таблицы.

Годы   Число преступлений по месяцам ( Заболеваемость населения наркоманией и токсикоманией - student2.ru )  
                       
                       

Решение:

  Годы     Число преступлений по месяцам ( Заболеваемость населения наркоманией и токсикоманией - student2.ru )  
                       
    150 160     155 157 164   164 167   180 170 154   200 215 216   193 200 210   144 161 163   176 177 174   190 182   205 211 201   187 190 194  
Заболеваемость населения наркоманией и токсикоманией - student2.ru 211,7     158,3   165,7     208,3       175,7   205,7   190.3  
Заболеваемость населения наркоманией и токсикоманией - student2.ru 116,4   85,8   87,0   91,1   92,4   114.5   110,5   85,8   96.6   101,2   113,1   104.6  

1) рассчитываем общую среднюю по всем месяцам вместе за весь период ( Заболеваемость населения наркоманией и токсикоманией - student2.ru ):

Заболеваемость населения наркоманией и токсикоманией - student2.ru Заболеваемость населения наркоманией и токсикоманией - student2.ru

n – число месяцев за 3 года.

2) Рассчитываем среднюю по каждому месяцу ( Заболеваемость населения наркоманией и токсикоманией - student2.ru ):

Заболеваемость населения наркоманией и токсикоманией - student2.ru

Заболеваемость населения наркоманией и токсикоманией - student2.ru

………………………

Заболеваемость населения наркоманией и токсикоманией - student2.ru

3) Рассчитываем индексы сезонных колебаний Заболеваемость населения наркоманией и токсикоманией - student2.ru по каждому месяцу

Заболеваемость населения наркоманией и токсикоманией - student2.ru ;

Заболеваемость населения наркоманией и токсикоманией - student2.ru ;

Заболеваемость населения наркоманией и токсикоманией - student2.ru

Пример 3.

Рассчитайте коэффициент пораженности преступностью для молодежи в возрасте 16 -17 лет за 1999 и 2000гг. по приведенным ниже данным:

Численность возрастной группы 16-17 лет в 1999 г. составила 4313 тыс. человек, в 2000 г. - 4368 тыс. человек, общая численность населения: в 1999 г. 147938 тыс. человек, в 2000 г. - 147607 тыс. человек. Общее количество совершенных преступлений в 1999г. составило 2755669, в 2000 г. - 2625081. Численность осужденных несовершеннолетних в возрасте 16-17 лет составила в 1999 г. 86744 человек, в 2000 г. - 89987

Решение: Заболеваемость населения наркоманией и токсикоманией - student2.ru

1999 год

Заболеваемость населения наркоманией и токсикоманией - student2.ru - доля осужденных i-той группы во всем населении

Заболеваемость населения наркоманией и токсикоманией - student2.ru ;

Заболеваемость населения наркоманией и токсикоманией - student2.ru - доля населения i-той группы во всем населении

Заболеваемость населения наркоманией и токсикоманией - student2.ru ;

Заболеваемость населения наркоманией и токсикоманией - student2.ru .

2000 год

Заболеваемость населения наркоманией и токсикоманией - student2.ru ;

Заболеваемость населения наркоманией и токсикоманией - student2.ru ;

Заболеваемость населения наркоманией и токсикоманией - student2.ru .

Данные свидетельствуют о повышенной криминальной активности несовершеннолетних в РФ, причем показатели увеличиваются.

4. В последние годы численность лиц, состоящих на учете с диагнозом ал­коголизм и алкогольный психоз проявляет тенденцию к:

а) росту;

б) снижению.

5. Сезонное распределение самоубийств характеризует пик:

а) весенний;

б) осенний;

в) зимний.

6. Оцените структурные различия в структуре питания семей с различным уровнем денежного дохода.

Потребление основных продуктов питания (на члена семьи в месяц) (кг)

Группы продуктов   Семьи с денежным доходом  
на уровне прожиточного минимума   выше прожиточного минимума в 5 раз и более  
Хлеб и хлебные продукты Картофель Овощи и бахчевые Фрукты и фруктовые консервы Молоко и молочные продукты Мясо и мясопродукты Рыба и рыбопродукты Сахар и кондитерские изделия   9,1   10,2 4,2   1,1   21,6 3,8 0,4 1,7   8,3   10,7 8,4   4,4   30,8 6,7 1,5 3,5  

7.По имеющимся данным измерьте сезонные колебания по следующему виду преступности. Построить сезонную волну.

Воровство и мошенничество

Годы   Количество преступлений по месяцам  
                       
                    99)      
                           

8. Рассчитайте коэффициент пораженности преступностью для женщин за 1999 и 2000 гг. по приведенным ниже данным:

Численность женщин в 1999 г. составила 78320 тыс. человек, в 2000 - 78108 тыс. человек, общая численность населения: в 1999 г. -147976,4 тыс. человек, в 2000 г. - 147502,4 тыс. человек. Общая численность лиц, совершивших преступления в 1999 г. составила 1618,4 тыс., в 2000 г. -1372,2 тыс. Численность женщин, совершивших преступления, составила в 1999г. 257,3 тыс. человек, в 2000г - 186,1.

9. Наиболее значительным образом в последние годы в России происходит рост потребительских цен на:

а) продовольственные товары;

б) непродовольственные товары;

в) платные услуги.

10. Оплата труда в структуре доходов населения составляет в настоящее время в России порядка:

а) 80%;

б) 60%;

в) 40%.

ТЕСТЫ

Дайте правильные ответы

Вариант 1

Задание № 1. Укажите автора учебника для юридических вузов «Советскаясудебная статистика» (М., 1976).

А. А.А. Герцензон.

Б. М.Н. Гернет.

В. В.Н. Кудрявцев.

Г. С.С. Остроумов.

3адание № 2. В настоящее время термин «статистика»имеет следующие значения (укажите правильные ответы):

А. Собирание сведений о различных общественных явлениях.

Б. Различные статистические сборники, статистические пока­затели.

В. Особая отрасль науки.

Г. Методология общественных наук.

Задание № 3. Работник, для которого сбор статистических дан­ных является родом профессиональной деятельности, именуется:

А. Статистом.

Б. Статистиком.

В. Сборщиком данных.

Задание № 4. Укажите этапы всякой законченной статистической работы.

А. Подготовительная работа.

Б. Статистическое наблюдение.

В.Сводка и группировка собранного материала.

Г. Обработка и анализ сводных статистических показателей.

Задание № 5. Правовая статистика включает следующие отрасли:

А. Статистику социальных отклонений.

Б. Уголовно-правовую статистику.

В. Гражданско-правовую статистику.

Г. Административно-правовую статистику.

Д. Моральную статистику.

Вариант 2

Задание № 1. Укажите первый этап статистического исследо­вания.

А. Разработка программы исследования.

Б. Статистическое наблюдение.

В. Сводка и группировка собранных данных.

Г. Пилотажное обследование.

Задание № 2. Укажите составные разделы уголовно-правовой статистики в соответствии с основными стадиями уголовного процесса.

А. Статистика органов дознания.

Б. Статистика предварительного расследования.

В. Статистика уголовного судопроизводства.

Г. Статистика исполнения приговоров.

Д. Статистика прокурорского надзора.

Задание № 3. Укажите основные разделы гражданско-право­вой статистики в соответствии с основными стадиями граждан­ского процесса.

А. Статистика искового производства.

Б. Статистика гражданского судопроизводства.

В. Статистика исполнения судебных решений.

Задание № 4. Укажите основные формы статистического на­блюдения.

А. Анкетный опрос.

Б. Мониторинг.

В. Отчетность.

Г. Специально организованное статистическое наблюдение.

Задание № 5. Укажите условия правильной организации выборочного обследования.

A. Число взятых в выборку единиц должно быть достаточно ве­лико.

Б. Выбор отдельных единиц должен происходить таким обра­зом, чтобы каждая единица совокупности имела совершенно оди­наковые шансы со всеми другими единицами данной совокупно­сти попасть в выборку.

В. Сплошное обследование единиц наблюдения.

Г. Выбор должен быть произведен из всех частей изучаемой со­вокупности.

Вариант 3

Задание №1. Получение статистического материала обычно проводится следующими тремя способами:

А. Непосредственное наблюдение.

Б.Опрос.

В. Самотестирование.

Г. Документальный способ.

Задание №2.Укажите конкретные объекты регистрации уголовно-правовой статистики.

А. Преступления.

Б. Лица, совершившие преступления.

В. Наказания.

Г. Аморальные явления.

Задание № 3. Укажите конкретные объекты гражданско-пра­вовой статистики.

А. Суд, рассматривающий гражданское дело.

Б. Спор о праве гражданском.

В. Стороны в гражданском процессе.

Г. Судебное решение.

Задание № 4. Укажите виды статистического наблюдения в за­висимости от полноты охвата единиц совокупности.

А.Сплошное.

Б. Монографическое.

В. Не сплошное.

Г. Анкетное.

Задание № 5. Непосредственный источник, первичная ячей­ка, от которой получают данные о единице совокупности, в статистике называется:

А. Объектом наблюдения.

Б. Единицей измерения.

В. Единицей учета.

Г. Единицей наблюдения.

Д. Единицей регистрации.

Вариант 4

Задание № 1. Укажите виды статистического наблюдения в зависимости от учета фактов во времени.

А. Периодическое.

Б. Единовременное.

В. Временное.

Г. Текущее (постоянное).

Задание № 2. Укажите виды выборки в зависимости от спо­соба ее формирования.

А.Сплошная.

Б. Собственно случайная.

В. Систематическая (или механическая).

Г. Типическая.

Задание № 3. Согласно теории уголовной статистики пре­ступность измеряется:

А. Числом лиц, потерпевших от преступлений.

Б. Числом совершенных преступлений.

В.Числом лиц, совершивших преступления.

Г. Числом рассмотренных судами всех инстанций уголовных дел.

Задание № 4. Укажите автора монографии «Очерки по исто­рии уголовной статистики дореволюционной России» (М., 1961).

А. А.А. Герцензон.

Б. А.А. Пионтковский.

В. С.С. Остроумов.

Г В.Н. Кудрявцев.

Задание № 5. Укажите, как называется перечень вопросов, на которые в процессе статистического исследования должны быть получены ответы от каждой единицы совокупности.

А. Табулятор наблюдения.

Б. Классификатор наблюдения.

В.Программа наблюдения.

Г. План наблюдения.

Вариант 5

Задание № 1. С точки зрения статистической науки отчетность имеет три специфические особенности.

А. Отчетность — завершающий этап статистического исследо­вания.

Б. В отчетности как в системе взаимосвязанных показателей получает свое отчетливое выражение программа наблюдения.

В. Отчетность представляет собой сводку и группировку до­кументов первичного учета.

Г.Отчетность есть основная форма статистического наблюдения.

Задание № 2. В зависимости от формы документы первичного учета подразделяются на:

А. Тесты.

Б. Документы журнальной формы.

В. Карточной формы.

Г. Регистрационные листы.

Задание № 3. Расчленение по определенным признакам массы изучаемых общественных явлений на типичные совокупности в статистике называют:

А. Категоризацией.

Б. Классификацией.

В. Группировкой.

Г. Типологией.

Задание № 4. В целях обнаружения скрытых закономерностей изменения динамических рядов наиболее часто применяют следующие приемы их преобразования:

А. Сглаживание рядов.

Б. Укрупнение рядов.

В. Удлинение рядов.

Г. Усреднение рядов.

Задание № 5. Укажите, на какие категории подразделяются обобщающие показатели.

А. Вероятностные.

Б. Абсолютные величины.

В. Относительные величины.

Г. Средние величины.

Вариант 6

Задание №1. Укажите, как называют общий принцип, в си­лу которого совокупное действие большого числа случайных фак­торов приводит (при некоторых весьма общих условиях) к резуль­тату, почти не зависящему от случая.

А. Закон перехода количества в качество.

Б. Закон отрицания.

В. Закон больших чисел.

Г. Закон средних величин.

Задание № 2. Укажите виды группировок.

А. Аналитические.

Б. Типологические.

В. Вариационные.

Г. Систематические.

Задание № 3. В зависимости от организации сводка статисти­ческих данных может быть:

А. Машинная.

Б. Ручная.

В. Централизованная.

Г. Децентрализованная.

Задание № 4. Укажите элементы, из которых состоит статис­тическая таблица.

А. Статистическое сказуемое.

Б. Статистическое подлежащее.

В. Статистическое прилагательное.

Г. Статистический образ.

Задание № 5. Динамические ряды, используемые в аналити­ческой работе правоохранительных органов, могут быть разделе­ны на три основные группы:

А. Одномоментные ряды.

Б. Моментные ряды.

В. Интервальные ряды.

Г. Ряды средних или относительных величин.

Вариант 7

Задание №1. В аналитической работе правоохранительных ор­ганов наиболее часто применяются следующие виды относитель­ных величин:

А. Отношение части к целому или отношение интенсивности.

Б. Отношения, характеризующие структуру совокупности, или отношения распределения.

В. Отношения степени и сравнения.

Г. Отношения, характеризующие средние величины.

Задание № 2 . Укажите виды статистических таблиц.

А. Описательные таблицы.

Б. Простые таблицы.

В. Сложные или групповые таблицы.

Г. Комбинационные таблицы.

Задание № 3. Укажите, как называются величины, представ­ляющие собой обобщенную характеристику качественно одно­родной совокупности явлений по определенному количественно­му признаку.

А. Индексы.

Б. Коэффициенты.

В. Средние величины.

Задание № 4. Укажите, как называется операция по подсче­ту, подытоживанию результатов статистической регистрации и за­писи этих сведений в таблицы.

А. Табулирование.

Б. Группировка.

В. Сортировка.

Г. Сводка.

Задание № 5. Укажите автора монографии «Моральная статистика» (М., 1922).

А. В.Н. Кудрявцев.

Б. С.С. Остроумов.

В. М.Н. Гернет.

Г. A.A. Герцензон.

Вариант 8

Задание № 1. . Укажите, как называются группировки, имею­щие своей целью (задачей) установление взаимосвязи между изу­чаемыми явлениями.

А. Типологические.

Б. Вариационные.

В. Аналитические.

Г. Комбинационные.

Задание № 2. Укажите математическую основу закона больших чисел.

А. Теория выборки.

Б. Теория статистических показателей.

В.Теория вероятностей.

Г. Теория относительности.

Задание № 3. Укажите единицы измерения преступности.

А. Меры наказания.

Б. Уголовное дело.

В. Преступление.

Г. Лицо, совершившее преступление.

Задание № 4. Укажите общие требования, предъявляемые к данным статистической отчетности.

А. Отчетные данные должны быть полными и достоверными.

Б. Данные отчетности должны быть несопоставимы по своим качественным признакам (программе наблюдения) и отрезкам вре­мени.

В. Отчетные данные должны быть точными и своевремен­ными.

Г. Отчетные данные должны быть угодны руководству.

Задание № 5. Укажите, как называется обследование, при ко­тором регистрации подвергается только часть интересующей ис­следователя по какому-либо признаку совокупности и получен­ные результаты служат характеристикой всей совокупности.

А. Монографическое.

Б. Выборочное.

В. Сплошное.

Г. Аналитическое.

Вариант 9

Задание № 1. Для того чтобы погрешность в выводах была не­значительной, при организации выборочного наблюдения необ­ходимо соблюдать следующие требования (укажите, какие).

А. Выбор единиц должен быть преднамеренным.

Б. Число единиц, взятых для выборочного наблюдения, долж­но быть достаточно большим.

В. Единицы наблюдаемой совокупности в равной мере долж­ны иметь возможность попасть в выборку.

Г. Выбор единиц должен производиться из некоторых частей наблюдаемой совокупности.

Задание № 2. Как называется неделимый составной элемент изучаемой совокупности, признаки которого регистрируются в процессе статистического наблюдения.

А. Единица регистрации.

Б. Единица наблюдения.

В. Единица совокупности.

Г. Единица измерения.

Задание № 3. Укажите, как называются показатели, из которых состоят динамические ряды.

А. Тренд.

Б. Длина динамического ряда.

В. Уровень динамического ряда.

Г. Тенденция динамического ряда.

Задание № 4. Укажите виды статистического наблюдения по охвату единиц исследуемой совокупности.

А. Длящееся.

Б. Единовременное.

В. Сплошное.

Г. Не сплошное.

Задание № 5. Укажите вид ответственности за нарушение по­рядка представления государственной статистической отчетности.

А. Уголовная.

Б. Дисциплинарная.

B. Административная.

Вариант 10

Задание №1. Укажите, какие группировки имеют своей целью выявление структуры совокупности.

А. Комбинационные.

Б. Аналитические.

В.Типологические.

Г. Вариационные.

Задание № 2.Укажите, как называются закономерности, ко­торые обнаруживаются лишь при суммировании большого числа единичных фактов.

А. Корреляционные.

Б. Стохастические.

В. Динамические.

Г. Статистические.

Задание № 3. Как называется множество элементов, облада­ющих некоторыми общими свойствами, существенными для их ха­рактеристики:

А. Группировка.

Б. Система.

В. Совокупность.

Г. Объект наблюдения.

Задание № 4. Укажите признаки совокупности, в которой только и могут быть выявлены соответствующие закономерности.

А. Репрезентативность.

Б. Иррегулярность, т.е. внешняя независимость отдельных фактов, входящих в эту совокупность.

В. Массовость.

Г. Устойчивость.

Задание № 5. Укажите основоположника «моральной» стати­стики.

А. Дж. Граунт.

Б.А.Н. Радищев.

В. У. Петти.

Г. А. Кетле.

Вариант 11

Задание № 1. Укажите, какие группировки имеют своей целью выделить однородные в качественном отношении группы.

А. Комбинационные.

Б. Аналитические.

В. Типологические.

Г. Вариационные.

Задание № 2. Укажите, как называется закон, являющийся од­ним из выражений диалектической связи между случайностью и не­обходимостью.

А. Закон перехода количества в качество.

Б. Закон отрицания.

В. Закон единства и борьбы противоположностей.

Г. Закон больших чисел.

Задание № 3. Укажите основные правила для выбора группировочных признаков.

А.В основу группировки необходимо положить наиболее су­щественные признаки, отвечающие задачам исследования.

Б. Для всесторонней характеристики сложных общественных явлений целесообразно брать один признак.

В. Группировочные признаки должны отбираться с учетом кон­кретных особенностей изучаемых явлений.

Задание № 4. Укажите, на основе каких материалов заполня­ются документы единого учета преступлений.

А. Материалов криминологического изучения преступности.

Б. Контент-анализа материалов средств массовой информации.

В. Материалов опроса населения об отношении к преступно­сти.

Г. Материалов уголовного дела.

Задание № 5. Укажите средние величины, наиболее распростра­ненные в аналитической работе правоохранительных органов.

А. Средние арифметические.

Б. Средняя квадратическая.

В. Средние геометрические.

Г. Средние ступенчатые.

Вариант 12

Задание № 1. Укажите факторы, определяющие уровень латентности преступности. А. Уголовно-правовая квалификация совершенного преступления.

Б. Процессы криминализации или декриминализации деяний.

В. Особенности учета преступлений.

Г. Тяжесть совершенного преступления.

Задание № 2. Укажите правоотношения, учитываемые гражданско-правовой статистикой.

А. Все правоотношения, регулируемые ГК РФ.

Б. Правоотношения, ставшие предметом спора, разрешаемого судом.

В. Правоотношения, ставшие предметом спора в арбитраже.

Г. Правоотношения, утверждаемые нотариатом.

Задание № 3. Укажите, как называется этап (стадия) статис­тического исследования, в процессе которого осуществляется массовая цифровая регистрация определенных индивидуальных яв­лений по тем или иным интересующим нас признакам.

А. Статистическое наблюдение.

Б. Сбор статистических данных.

В. Сводка и группировка статистических данных.

Г. Научная обработка статистических данных.

Задание № 4. Укажите, как называется этап (стадия) статис­тического исследования, представляющий собой подсчет и разбив­ку на определенные категории соответствующих документов пер­вичного учета (статистических карточек).

А. Кодификация.

Б. Классификация.

В. Научная обработка статистических данных.

Г. Сводка и группировка статистических данных.

Задание № 5. Укажите вид нормативного акта, регулирующе­го единый учет преступлений.

А. Федеральный закон.

Б. Межведомственная инструкция.

В. Ведомственная инструкция.

Г. Постановление Правительства РФ.

Вариант 13

Задание № 1. Укажите форму наблюдения, при которой каж­дое нижестоящее звено (районный суд, райгорпрокуратура и т.д.) по единым утвержденным формам и в установленные сроки обя­зано представить вышестоящему органу соответствующие докумен­тально обоснованные сведения.

А. Мониторинг.

Б. Перепись.

В. Отчетность.

Г. Оперативный учет.

Задание № 2. Укажите основной источник информации для за­полнения статистической карточки на подсудимого.

А. Протокол судебного заседания.

Б. Свидетельские показания.

В. Заключение экспертов.

Г. Приговор и обвинительное заключение.

Задание № 3. Как в статистике называется первичное звено, от которого собираются необходимые статистические данные.

А. Единица наблюдения.

Б. Единица совокупности.

В. Единица учета.

Г. Единица измерения.

Задание № 4. Укажите, в каких единицах учета измеряется объ­ем работы следователя.

А. Числом проведенных следственных действий.

Б. Числом раскрытых преступлений.

В. Числом оконченных расследованием уголовных дел.

Г. Числом лиц, привлеченных к уголовной ответственности.

Задание № 5.Укажите, кто из перечисленных ниже деятелей считается основоположником русской уголовно-правовой стати­стики.

А. А.Н. Радищев.

Б. Н.С. Таганцев.

В. М.Н. Гернет.

Г. М.М. Сперанский.

Вариант 14

Задание № 1. Система учета преступлений основывается на их регистрации:

А. По моменту утверждения прокурором обвинительного за­ключения.

Б. По моменту вынесения судом обвинительного приговора.

В. По моменту вступления обвинительного приговора в законную силу.

Г. По моменту возбуждения уголовного дела.

Задание № 2. Укажите, на основе каких документов (носителей информации) осуществляется формирование статистической отчетности о преступности.

А.Статистических карточек первичного учета.

Б. Документов оперативного учета.

В. Заявлений граждан о совершенном в отношении их преступ­лении.

Г. Обвинительных заключений по уголовным делам.

Задание № 3. Укажите, какой орган в соответствии с норма­тивным актом о едином учете преступлений осуществляет их ре­гистрацию, лиц, совершивших преступления, уголовных дел, а также ведение статистической отчетности по преступности.

А. Районные суды.

Б. Органы внутренних дел.

В. Органы прокуратуры.

Задание № 4. Укажите, какой срок хранятся в учетно-регистрационных подразделениях органов внутренних дел документы пер­вичного учета после составления на их основе статистической от­четности.

А. Постоянно.

Б. В течение одного года.

В. В течение двух лет.

Задание № 5. Укажите необходимое условие для составления высококачественной и своевременной статистической отчетности.

А. Установление ответственности за нарушение сроков ее представления.

Б. Четкое распределение обязанностей сотрудников учетно-регистрационных подразделений.

В. Четкая организация первичного учета.

Г. Научно обоснованная программа статистического наблюдения.

Вариант 15

Задание № I.Система учета лиц, совершивших преступления, основывается на их регистрации:

А.По моменту избрания меры пресечения в отношении ли­ца, подозреваемого в совершении преступления.

Б. По моменту возбуждения уголовного дела.

В. По моменту утверждения прокурором обвинительного приговора.

Г. По моменту вступления обвинительного приговора в закон­ную силу.

Задание № 2. Укажите, с какого момента преступление счи­тается учтенным.

А. С момента вступления обвинительного приговора в закон­ную силу.

Б. Когда оно внесено в карточку первичного учета.

В. Когда оно зарегистрировано в журнале учета преступлений.

Г. Когда оно поставлено на централизованный учет.

Д. Когда в отношении него выполнены все перечисленные вы­ше действия.

Задание № 3. Укажите, как называются абсолютные величи­ны, приведенные в сравнимый вид.

А. Постоянные величины.

Б. Обобщающие показатели.

В. Переменные величины.

Г. Средние величины.

Задание № 4. Укажите виды вариационных рядов.

А. Дискретные.

Б. Моментные.

В. Непрерывные.

Г. Сплошные.

Задание № 5. Теория статистики различает следующие виды группировочных признаков:

А. Интервальные.

Б. Количественные.

В. Атрибутивные.

Г. Дискретные.

Вариант 16

Задание№ 1. Укажите, как называются суммарные величины, взятые из статистических таблиц без всякого преобразования.

А. Нормальные величины.

Б. Относительные величины.

В. Абсолютные величины.

Г. Обобщающие показатели.

Задание № 2. В зависимости от числа признаков, положенных в основу группировок, последние подразделяются на:

А. Сложные (или комбинационные).

Б. Простые.

В. Постоянные.

Г. Дискретные.

Задание № 3. Укажите атрибутивные группировочные призна­ки среди перечисленных ниже показателей правовой статистики.

А. Сроки расследования уголовных дел.

Б. Категории совершенных преступлений.

В. Число участников в совершении преступления.

Г.Виды мер наказаний.

Задание № 4. Определите вид относительной величины, харак­теризующей распространенность интересующего нас явления.

А. Отношения степени и сравнения.

Б. Отношения координации.

В. Отношения, характеризующие структуру совокупности, или отношения распределения.

Задание № 5. Назовите способ вычисления относительных величин динамики, при котором показатели каждого последую­щего периода сопоставляются со своими предшествующими по­казателями.

А. Ступенчатый.

Б. Базисный.

В. Цепной.

Г. Агрегатный.

Вариант 17

Задание № 1. Укажите количественные группировочные признаки среди перечисленных ниже показателей правовой статистики.

А. Размер штрафа.

Б. Сроки лишения свободы.

В. Формы вины зарегистрированных преступлений.

Г. Сроки рассмотрения судами уголовных дел.

Задание № 2. Определите вид относительных величин, харак­теризующих удельный вес отдельных категорий преступлений к их общему итогу.

А. Отношение выполнения плана.

Б. Отношения степени и сравнения.

В. Отношения, характеризующие структуру совокупности, или отношения распределения.

Г. Отношения части к целому или отношения интенсивности.

Задание № 3. Укажите, как называется способ вычисления от­носительных величин динамики, при котором за базу (100%) принимается все время одна величина и к ней процентируются все остальные.

А. Ступенчатый.

Б. Агрегатный.

В. Базисный.

Г. Цепной.

Задание № 4. Определите вид относительных величин, харак­теризующих темпы изменения какого-либо явления во времени.

А. Обобщающий показатель.

Б. Отношения степени и сравнения.

В. Отношения, характеризующие динамики.

Г. Отношения, характеризующие структуру совокупности.

Задание № 5. Укажите вид обобщающих показателей, представ­ляющих собой обобщенную характеристику качественно однород­ной совокупности явлений по определенному количественному при­знаку.

А. Индексы.

Б. Относительные величины.

В. Средние величины.

Г. Постоянные величины.

Вариант 18

Задание № I. Укажите название средней величины — варианта, которому соответствует наибольшая частота.

А. Коэффициент.

Б. Мода.

В. Медиана.

Г. Индекс.

Задание № 2. Укажите название динамических рядов, характеризующих изменение величины какого-либо явления за опре­деленный период времени.

А. Вариационный ряд.

Б. Моментные ряды.

В. Интервальные ряды.

Г. Ряды относительных величин.

Задание № 3.Определите название части генеральной совокупности, подлежащей обследованию по определенным признакам.

А. Генеральная совокупность.

Б. Сплошная совокупность.

В. Выборочная совокупность.

Г. Случайная совокупность.

Задание № 4. Укажите, как называется ошибка (разность) между средними величинами выборочной и генеральной совокуп­ности.

А. Логическая ошибка.

Б. Арифметическая ошибка.

В. Ошибка случайности.

Г. Ошибка репрезентативности.

Д. Вероятная ошибка.

Задание № 5. Определите вид относительных величин, харак­теризующих удельный вес какого-либо явления в генеральной со­вокупности.

А. Отношения выполнения плана.

Б. Отношения, характеризующие динамику.

В. Отношения, характеризующие структуру совокупности.

Г. Отношения степени и сравнения.

Вариант 19

Задание № 1. Укажите, как называется серединная варианта ранжированного ряда.

А. Коэффициент.

Б. Мода.

В. Медиана.

Г. Константа.

Задание № 2. Укажите, как называется закономерность, про­являющаяся в каждом отдельном случае.

А. Корреляционная закономерность.

Б. Статистическая закономерность.

В. Динамическая закономерность.

Г. Стохастическая закономерность.

Задание № 3. Вычислите ошибку репрезентативности по сле­дующим данным: 10%-ная выборка уголовных дел показала, что по мотиву мести совершено 20% убийств, в то время как на основе сплошного обследования месть составила 18%.

А. 2%.

Б. 38%.

В. 8%.

Г. 1,8%.

Задание № 4, Укажите, в форме каких закономерностей проявляются закономерности преступности.

А. Постоянных закономерностей.

Б. Динамических закономерностей.

В.Статистических закономерностей.

Г. Стохастических закономерностей.

Задание № 5. Укажите, как называется характеристика динамического ряда, выражающая длительную, ведущую тенденцию развития явления.

А. Лаг.

Б. Закономерность.

В. Тренд.

Вариант 20

Задание № 1. Укажите, как называется процесс изучения, со­поставления, сравнения полученных цифровых данных, их обоб­щения, истолкования и формулирования научных и практических выводов.

Л. Корреляция.

Б. Анализ.

В. Синтез.

Г. Сводка.

Задание № 2. Определите, как называется величина, получа­емая как отношение показателей одинаковой размерности при их сопоставлении (например, за различные периоды времени).

А. Индексный показатель.

Б. Конъюнктурный показатель.

В. Средний показатель.

Г. Вероятностный показатель.

Задание № 3. Укажите, как называются динамические ряды, характеризующие изменения какого-либо явления путем сравне­ния его величины по состоянию на определенную дату.

А. Базисные ряды.

Б. Интервальные ряды.

В. Моментные ряды.

Г. Ряды средних величин.

Задание № 4. Укажите, как называется характеристика меры (степени) объективной возможности возникновения интересую­щего нас явления или иного случайного события в данной кон­кретной среде.

А. Мода.

Б. Случайность.

В. Вероятность.

Г. Необходимость.

Задание № 5. Укажите, как называется показатель, измеряю­щий динамику разнокачественных явлений (например, правона­рушений).

А. Медиана.

Б. Коэффициент.

В. Индекс.

Г. Координата.

Экзаменационные вопросы.

1. Понятие правовой статистики, её предмет и задачи.

2. Методология правовой статистики и её место в системе наук.

3. Возникновение и развитие статистической науки и практики.

4. Современная организация правовой статистики в РФ.

5. Стадии статистического исследования. Их основное содержание.

6. Формирование информационной базы статистического исследования.

7. Программно-методологические и организационные вопросы статистического исследования.

8. Статистическое наблюдение: понятие, виды.

9. Генеральная совокупность, единица совокупности, о6ъект наблюдения, выборочная совокупность.

10. Выборочное статистическое наблюдение. Виды отбора.

11. Репрезентативность выборки. Ошибка репрезентативности.

12. Группировка статистических данных. Виды группировок.

13. Типологическая группировка.

14. Вариационная группировка.

15. Аналитическая группировка.

16.Статистическая сводка, ее этапы и способы организации.

17. Статистические таблицы. Их элементы и виды.

18. Графическое отображение статистической информации.

19. Понятие абсолютных величин и обобщающих показателей.

20. Коэффициент интенсивности и его значение в правовых исследованиях.

21. Динамика статистических явлений. Метод подвижной и неподвижной базы.

22. Виды средних величин и их значение в криминологических исследовани­ях.

23. Мода и медиана. Методология их расчета и практическое значение.

24. Средняя арифметическая, ее основные свойства и практическое значение.

25. Средняя геометрическая, её основные свойства и практическое значение.

26. Показатели вариации. Способы их расчета.

27. Общие понятия и основные виды индексов. Их практическое значение.

28. Ряды динамики. Их показатели и практическое значение.

29. Преобразование динамических рядов. Его практическое применение.

30. Экстраполяция и интерполяция. Их определение и практическое приме­нение.

31. Анализ статистической связи признаков. Его криминологическое значе­ние.

32.Методы вторичных группировок и параллельных рядов.

Экзаменационные задачи.

1. В ИТК общего режима содержатся 18 осужденных в возрасте от 18 до 24 лет, 38 осужденных в возрасте от 25 до 30 лет, 46 в возрасте от 31 до 40 лет, 38 в возрасте от 41 до 50 дет, 22 в возрасте от 51 до 70 лет. Определите средний возраст осужденных.

2. На улицах, площадях, в парках и других общественных местах в Пен­зенской области совершено убийств: 1998 г. – 40, 1999 г. – 34, 2000 г. – 30, 2001 г. – 25. Построите столбчатую диаграмму по заданным величинам.

3. В 2001 году в Пензенской области совершено 161 убийство: из них на бытовой почве - 129, из корыстных побуждений- 21, из хулиганских побуждений - 9, сопряженных с изнасилованием- 2. Постройте круговую диаграмму по указанным данным.

4. В районе зарегистрировано бракоразводных процессов:, 1995r.-34,l996r.-43.1997r.-

52.1998r.-36,1999r.-46,2000r.-50,2001г.-47. По заданным величинам определите медиану.

5. В бракоразводных процессах за год истцами выступали - 135 женщин и 70 мужчин. Определите среднеквадратическое отклонение качественного признака.

6. Определите минимально возможную совокупность выборки при следующих заданных параметрах криминологического исследования - предельная ошибка выборки = 0,05, среднеквадратическое отклонение = 0,5,доверительная вероятность t = 2.

7. В районе осуждено к лишению: свободы: 23 чел. в возрасте до 18 лет, 35 в возрасте 19-25 лет, 62 в возрасте 26-35 лет, 51 в возрасте 36-45 лет, 34 в возрасте 46-55 лет, 7 в возрасте 56-65 лет. По указанным данным определите моду.

8. Постройте радиальную диаграмму по следующим данным: январь-34,февраль-38, март-45, алрель-46, май-59,июнь-50,июль-64, август-88,сентя6рь-92,октя6рь-б4 , ноябрь-75, декабрь-80.

Из 100 несовершеннолетних преступников привлекались к административной ответственности-30, состояли на учете в ИДН-26, не работали и не учились- 16, доставлялись в медицинский вытрезвитель-13. Изобразите это в виде столбчатой диаграммы.

Наши рекомендации