Греческие земли в конце XVIII — начале XIX в. Ионическая республика
В XVIIIв. всостав Османской империи входили почти все территории, полностью или частично заселенные греками: континентальные области —Беотия, Аттика, Акарнания, Эпир, Фессалия,, часть Македонии, именуемые обычно Румелией по названию турецкого эялета, в который они входили; п-ов Пелопоннес (Морея)^ острова Эгейского архипелага, Крит, Самос. Власти Венецианской республики подчинялись населенные греками Ионические острова и расположенные на побережье Ионического моря города Парга,. Превеза, Воница и Бутринто. Кроме того, во многих областях Балканского полуострова, во всех крупных портах Средиземного и Черного морей, в европейских государствах имелись греческие фактории. Многочисленными были греческие колонии в столице Турции — Стамбуле.
Порта рассматривала своих подданных-греков как членов православного миллета — автономной религиозной общины, возглавляемой константинопольским патриархом, пользовавшимся в отношении своей паствы не только абсолютной религиозной властью, но отчасти и гражданской. Это не означало, однако, что греческие земли были исключены из общей системы административного устройства балканских владений Османской империи. Так,, большая часть Румелии входила в состав крупных военно-административных единиц — санджаков и управлялась пашами (санджак-бегами). Но в рамках местной администрации обычно имелись и представители турецкой власти, назначаемые центральным правительством, и выбранные представители населения. Функции системы местного самоуправления постепенно расширялись, особенно в таких областях, как Пелопоннес и острова Архипелага, где в XVIII в. отношения с Портой ограничивались уплатой налогов. Представители местного самоуправления избирались на должность, но в выборах участвовала лишь небольшая часть населения.. Система самоуправления была аристократической по характеру1. В некоторых горных, труднодоступных районах Греции существовали общины, в которых турки так и не смогли утвердить свою власть. К таковым относились Мани в Пелопоннесе, Сули и Хима-ра в Эпире и Сфакья на Крите, сохранявшие большие пережитки патриархальных отношений. Ими управляли капитаны, должность которых постепенно стала переходить по наследству в наиболее богатых и влиятельных семьях. В Мани окружными капитанами избирался верховный правитель области — бей, утверждавшийся Портой2. Эти военно-административные объединения имели много общего с черногорскими и герцеговинекими племенами.
На греческие земли распространялась турецкая военно-ленная система, некоторые области и острова являлись владениями (хаеа-ми) крупных чиновников. Так, например, острова Эгейского архипелага были хасом капудана-паши —министра и командующего ' военно-морскими силами империи османов и находились в его управлении. В XVII—XVIII вв. в греческих землях, как и в других провинциях Турции, вместо ленов стали создаваться частные земельные владения — чифтлики, что обычно являлось следствием развития товарно-денежных отношений и разрушения натурального хозяйства. Притом владельцами чифтликов здесь становились не только турки, но и греки. Это были коджабаши, или приматы,— землевладельцы и представители местного самоуправления. Они распределяли и собирали налоги с населения, имели некоторые судебные функции, что позволяло им обогащаться и приобретать большое влияние. Каджабаши иногда превращались в фактических правителей целых провинций, населенных греками, и эксплуатировали население не меньше, чем турки. Привилегированный общественный слой греческой национальности имелся и в самом Константинополе. Это было высшее православное духовенство и тесно связанные с константинопольской патриархией фанариоты — греческая аристократия и торгово-ростовщическая верхушка. Высший греческий клир, фанариоты сосредотачивали в своих руках крупные денежные средства и пользовались громадным политическим влиянием в Османской империи. Фанариоты иногда занимали высокие чиновничьи посты, назначались на должности господарей Дунайских княжеств, драгоманов Порты и т. д.3 Высшая иерархия среди греческого духовенства угнетала и эксплуатировала православное население балканских областей, входивших в состав Константинопольской патриархии.
В последней четверти XVIII в. греческие земли, в особенности острова Эгейского и Ионического морей, быстро вовлекались в орбиту международных торговых связей Европы, стали поставщиком сельскохозяйственной продукции и сырья. Часть накопляемых таким путем капиталов вкладывалась в производство товаров, появлялись некоторые мануфактурные предприятия. Наибольшее развитие при этом получило торговое судоходство и судостроение на некоторых островах Архипелага. Греческий флот занял важное место в средиземноморской торговле. После заключения Кючук-Кайнарджийского мира в 1774 г.. когда Черное море и проливы открылись для международной торговли, стали быстро расширяться торговые связи греков с Россией. Смирна, Салоники и сам Константинополь стали важными центрами греческой торговли. Это были первые шаги на пути капиталистического развития, но по сравнению ° другими балканскими владениями Порты греческие земли отличались более высоким уровнем производительных сил и торговли. Торговая буржуазия формировалась как новая социальная сила, особенно значительная на островах. В эту прослойку входили и представители греческих колоний в различных частях Османской империи и в европейских странах, поддерживавшие прочные связи с родиной.
Таким образом, общественно-экономические условия в Греции имели ряд специфических особенностей. Но здесь, как и в других балканских землях, находившихся в составе Турции, отсутствовали благоприятные условия для экономического и общественного прогресса. Жизнь и имущество предпринимателей и купцов оставались совершенно необеспеченными в обстановке царящей в империи анархии и беспорядков. В исключительно тяжелом положении находилась масса трудового населения, ибо в роли эксплуататоров выступали не только турецкие феодалы, но и крупные земельные собственники греческой национальности. Это крайне обостряло социальные противоречия в некоторых областях, в частности на Пелопоннесе. Недовольство турецким режимом нарастало*, захватывая подчас даже привилегированные слои греческого общества, тесно связанные с Портой. Угроза падения Османской империи побуждала их устанавливать политические контакты с европейскими государствами, в частности с Россией.
Политическая программа освободительного движения греков первоначально сводилась к возрождению с помощью европейских держав погибшей под ударами османов Византийской империи или государства, подобного феодальным монархиям, во главе с самостоятельным владетелем-христианином. Строились планы преобразования Турецкой империи в греческую. Распространение получили произведения, в которых предвещалось близкое падение Турции. Но модель государства, которое предполагалось создать на ее развалинах, оставалась феодальной по типу и не строилась на национальном принципе. Большинство такого рода планов исходило из феодально-клерикальной среды4. Имели хождение и оказывали воздействие на греков также всевозможные планы сокрушения | Османской империи, возникавшие у европейских деятелей в конце XVIII в. Велико было, например, идеологическое влияние известного «греческого проекта» Екатерины II и Иосифа II, исходившего из замысла возрождения греческой империи. План политического переустройства Османской империи, сформулированный в «греческом проекте», полностью совпадал с замыслами высшего грече-| ского духовенства, фанариотов и торгово-роетовщических кругов. Прогресс в общественно-экономическом развитии Греции вел к формированию нации и национального самосознания. Среди образованных греков распространялись идеи европейского Просвещения. Большое влияние на греческих просветителей и передовых общественных деятелей оказала Великая французская революция. Конкретно это выразилось в идеях знаменитого греческого просве-| тителя Адамантиса Кораиса о создании республики «греко-фран-| цузов» и особенно в политической программе Ригаса Велестинли-I са, выдвинувшего идею создания демократической «Греческой рее-публики» и основавшего первую балканскую революционную организацию— «Этерию». В 1797 г. Ригас издал в Вене брошюру под названием «Новое политическое правление для народов Румелии, Малой Азии, островов Средиземного моря, Валахии и Молдавии». Это была конституция, составленная по образцу якобинской конституции 1793 г., в которой развивались принципы «Декларации прав человека и гражданина»: равенство всех членов будущей «Греческой республики» независимо от религиозной и национальной принадлежности, от имущественного положения. Но при этом Ригас не учитывал многонациональный состав жителей Балкан и Малой Азии, предполагая, что все они образуют единый «эллинский народ», а греческий язык станет государственным языком республики. Создание такого унитарного республиканского государства на месте Османской империи было нереальным, не соответствовало тенденциям общественного и национального развития балканского региона \ Идеи Ригаса Велестинлиса свидетельствуют, что процесс складывания греческой нации и национального самосознания в конце XVIII в. еще не зашел достаточно далеко. Отчасти поэтому в качестве основного принципа государственного объединения национальная общность греков не выступала.
Реальный же ход развития оказался иным: происходило постепенное освобождение от иноземной власти населенных греками земель и формирование Греческого буржуазного государства на национальной основе. Первым кратковременным, но немаловажным эпизодом в этом длительном процессе было создание полунезависимой Ионической республики.
После падения Венецианской республики по миру в Кампофор-мио в октябре 1797 г. Франция оставила за собой Ионические острова, которые занимали очень важное стратегическое положение в Восточном Средиземноморье, как бы прикрывая собой подступы к Балканскому полуострову. Но уже в следующем году французы были выбиты с островов соединенными русскими и турецкими военно-морскими силами под общим командованием адмирала Ф. Ф. Ушакова. По Константинопольской конвенции 21 марта (1 апреля) 1800 г. Россия и Турция определили статус Ионических островов как полунезависимой республики, находящейся под сюзеренитетом султана и уплачивающей Порте дань (правда, чисто символическую) при гарантии и покровительстве русского императора. Зависимость от Османской империи Республики Семи Соединенных островов была почти фиктивной. Она имела свой флаг, широкую автономию во внутренних делах, право разработать собственное конституционное устройство, которое должно было утверждаться Россией и Турцией. «Сказанная республика и подданные ее,— говорилось в конвенции,— имеют пользоваться в рассужденииполитических своих дел, внутренней их конституции и торговли всеми преимуществами, которыми пользуется Респуб-
лика 1\пузенская и ее подданные»".
История создания и существования в течение почти 10 лет
Ионическом республики перш реческого национального госу- дарства нового времени, участие России и русских государственных деятелей в разработке ее конституции, в общественной борьбе детально', на большом архивном материале освещены А. М. Станиславской в книгах «Россия и Греция в конце XVIII—начале XIX в.» (М., 1976), «Политическая деятельность Ф. Ф. Ушакова в Греции. 1798—1800» (М., 1983), а также в ряде статей7. Основываясь на этих исследованиях, можно суммарно изложить особенности государственного развития Республики Семи Соединенных островов и роли в этом России.
Ионическое общество имело ярко выраженный сословный характер. Первым его «разрядом» являлись наследственные дворяне (нобилитет), являвшиеся в большинстве крупными землевладельцами (по местным масштабам). Они составляли замкнутую касту, объединявшуюся в Большом совете и имевшую привилегии не только экономические, но и политические. Ко второму «разряду» относились купцы, владельцы промышленных предприятий, интеллигенция. Народные низы объединялись в «нижний народ», среди которого особую категорию постепенно заняло крестьянство. Во время венецианского господства острова управлялись чиновниками из числа венецианских патрициев. Высшую власть составляли: губернатор (проведитор); капитан-инспектор, ведавший военным делом и полицией; казначей.
После ухода из Ионических островов французов вопрос о государственном строе островов стал предметом серьезной общественной борьбы. Выступая против господства нобилитета, крестьянство добивалось ликвидации феодальных институтов, а буржуазные слои — политических прав и участия в управлении. Во время пребывания на островах российской эскадры в 1798—1800 гг. Ушаков вел политику, имевшую цель предотвратить назревавший общественный конфликт путем компромисса между буржуазной верхушкой и нобилями. Составленная в 1799—1800 гг. и утвержденная Ушаковым конституция («План временного правления») ограничивала права наследственного дворянства, предоставляя «второклассным» участие в управлении и политические права. Порта неодобрила этого проекта, заменив его составленной нобилями конституцией, утверждавшей дворянско-олигархическую систему правления (так называемая Константинопольская, или Византийская, конституция 1800 г.). Но крестьянство и буржуазные слои воспротивились введению таких порядков. Антифеодальное крестьянское пшжение стало быстро расширяться, превратившись в восстание. Происходил захват земель, принадлежавших нобилям, их убийства, поджоги и разгром поместий. Крестьянские отряды успешно сражались с правительственными войсками, на некоторых островах занимали города и создавали новые органы управления. Выступления против конституции имели место и в городах, смыкаясь с крестьянским восстанием. Управление в Республике было раскроено, она оказалась на грани гражданской войны. Осенью 1801г. собрание народных представителей — «Досточтимая депу-1нция юродов п селений о. Корфу» провозгласило себя времен- ным правительством и вскоре подготовило новый проект конституции, демократической по содержанию. Но по требованию Турции конституционный проект не был .введен в жизнь, а «Досточтимая депутация» вскоре вынуждена была самораспуститься. Внутреннее положение на островах оставалось крайне обостренным.
Эти события, а в особенности угроза, что в Республике утвердится Франция или какое-либо другое европейское государство, побудили правительство Александра I в 1802 г. направить свои войска на Корфу. Прибывший туда полномочный представитель императора граф Г. Д. Мочениго должен был контролировать административные органы Республики, направлять их деятельность. При этом предполагалось добиться примирения нобилитета и верхушки буржуазии путем компромисса, разработать и ввести такую конституцию, которая в какой-то мере удовлетворяла бы интересы среднего буржуазного класса и интеллигенции, возможно меньше вызывала недовольство массы народа.
Проект такой конституции был составлен Г. Д. Мочениго и посланником в Неаполе А. Я. Италийским при участии представителя островов С. Наранци, рассмотрен в Петербурге и после этого доработан. Учредительный Законодательный корпус Республики в ноябре 1803 г. утвердил эту четвертую по счету конституцию. Соответственно ей государственный строй островов приобретал характер централизованной аристократической республики, все политические права в которой принадлежали нобилям и лицам, отвечающим определенным цензам (прежде всего имущественному), т. е. зажиточной прослойке второклассных. Законодательная власть передавалась Законодательному собранию (корпусу), а исполнительная—сенату во главе с принцем или князем, избиравшимся Законодательным собранием на два года. На каждом из островов имелось местное управление — регентство. Суд объявлялся независимым от административных органов. Жителям Республики гарантировалась свобода личности, неприкосновенность собственности, домашнего очага. В литературе конституция 1803 г. оценивается как проявление политического либерализма, как плод влияния принципов Великой французской революции (конкретно — конституции Французской республики 1795 г.)
Правительство Александра I договорилось с Портой об утверждении ею конституции, но само оно лишь выразило удовлетворение по поводу организации Законодательного корпуса и подготовки новой конституции. Кроме того, было оговорено, что какие-либо изменения в ней могут делаться с позволения и при утверждении Турции и России. Конституция 1803 г. не изменила давно сложившихся на островах аграрных отношений, но некоторые преобразования в это время были осуществлены. Так, десятина, уплачиваемая государству в натуральном виде, заменена денежным налогом. Была организована регулярная армия и милиция и введено нечто вроде всеобщей воинской повинности независимо от социальной принадлежности.
Международная обстановка в Восточном Средиземноморье, не- I. юнпо обострявшаяся в связи с нараставшей угрозой агрессии
п. лсоиовской Франции в этом регионе, способствовала отходу
правительства Александра I от либеральной линии по вопросу о государственном устройстве Ионической республики. В 1805 г. Прежняя конституция была отвергнута и разработан новый ее проект, преследовавший цель сделать правительственную власть более сильной и концентрированной, а компетенцию сената — более широкой. Но этот проект не был введен в жизнь. Правительство Александра I проявило колебания и нерешительность при разработке принципов государственного устройства Ионической республики и иг сумело довести дело до конца. Отчасти это было следствием чрезвычайно сложной международной обстановки и поражений, которые терпели участники третьей и четвертой коалиции в войнах с наполеоновской Францией. Но именно эти войны поддерживали иинтересованность России в проведении активной политики в отношении Ионических островов, являвшихся важной базой русских военно-морских сил. В планах создания автономных или полностью независимых государств на Балканах, которые выдвигались в правительственных кругах Петербурга (и конкретно. — А. А. Чар-торыйским) в 1804—1806 гг., учитывалось реальное существование Республики Семи Соединенных островов. Так, во время переговоров с Великобританией весной 1806 г. русская сторона выдвинула предложение создать на Балканах славянское государство и государство «из всех греческих народностей, объединенных с Ионической республикой». Внутренний строй таких государств должен был соответствовать статусу Республики Семи островов. Такого рода замыслы не были поддержаны в Лондоне и сошли с повестки дня. По Тильзитскому миру, заключенному между Россией и Францией после поражения четвертой коалиции летом 1807 г., Ионические'острова вновь переходили к Франции и были оккупированы ее поисками.
После падения империи Наполеона 24 октября (5 ноября) 1815 г. в Париже был заключен русско-английский договор, согласно которому Ионические острова превращались в «одно свободное и независимое государство под названием Соединенных областей островов Ионических». Это государство должно было «состоять» под непосредственным и исключительным покровительством Великобритании, но пользоваться внутренней автономией, иметь собст-венные органы управления и конституцию. Английскому королю поручалось «особенное попечение как о законодательстве, так и общем управлении государством». Он назначал в Соединенные области лорда-верховного комиссара, становившегося фактически перховным правителем на островах. Под его руководством Законодательное собрание должно было составить новую «конституционную хартию», которая затем подлежала утверждению английским
оролем. Все порты и крепости, военные силы островов поступали Под начальстве и контроль Великобритании. Гарантами такого птического статуса островов становились Россия, Австрия и Пруссия 8.
ным правительством и вскоре подготовило новый проект конституции, демократической по содержанию. Но по требованию Турции конституционный проект не был введен в жизнь, а «Досточтимая депутация» вскоре вынуждена была самораспуститься. Внутреннее положение на островах оставалось крайне обостренным.
Эти события, а в особенности угроза, что в Республике утвердится Франция или какое-либо другое европейское государство, побудили правительство Александра I в 1802 г. направить свои войска на КорФУ- Прибывший туда полномочный представитель императора граф Г. Д. Мочениго должен был контролировать административные органы Республики, направлять их деятельность. При этом предполагалось добиться примирения нобилитета и верхушки буржуазии путем компромисса, разработать и ввести такую конституцию, которая в какой-то мере удовлетворяла бы интересы среднего буржуазного класса и интеллигенции, возможно меньше вызывала недовольство массы народа.
Проект такой конституции был составлен Г. Д. Мочениго и посланником в Неаполе А. Я. Италийским при участии представителя островов С. Наранци, рассмотрен в Петербурге и после этого доработан. Учредительный Законодательный корпус Республики в ноябре 1803 г. утвердил эту четвертую по счету конституцию. Соответственно ей государственный строй островов приобретал характер централизованной аристократической республики, все политические права в которой принадлежали нобилям и лицам, отвечающим определенным цензам (прежде всего имущественному), т. е. зажиточной прослойке второклассных. Законодательная власть передавалась Законодательному собранию (корпусу), а исполнительная— сенату во главе с принцем или князем, избиравшимся Законодательным собранием на два года. На каждом из островов имелось местное управление — регентство. Суд объявлялся независимым от административных органов. Жителям Республики гарантировалась свобода личности, неприкосновенность собственности, домашнего очага. В литературе конституция 1803 г. оценивается как проявление политического либерализма, как плод влияния принципов Великой французской революции (конкретно—■ конституции Французской республики 1795 г.)
Правительство Александра I договорилось с Портой об утверждении ею конституции, но само оно лишь выразило удовлетворение по поводу организации Законодательного корпуса и подготовки новой конституции. Кроме того, было оговорено, что какие-либо изменения в ней могут делаться с позволения и при утверждении Турции и России. Конституция 1803 г. не изменила давно сложившихся на островах аграрных отношений, но некоторые преобразования в это время были осуществлены. Так, десятина, уплачиваемая государству в натуральном виде, заменена денежным налогом. Была организована регулярная армия и милиция и введено нечто вроде всеобщей воинской повинности независимо от социальной принадлежности.
Международная обстановка в Восточном Средиземноморье, не- уклонно обострявшаяся в связи с нараставшей угрозой агрессии наполеоновской Франции в этом регионе, способствовала отходу правительства Александра I от либеральной линии по вопросу о государственном устройстве Ионической республики. В 1806 г. прежняя конституция была отвергнута и разработан новый ее проект, преследовавший цель сделать правительственную власть более сильной и концентрированной, а компетенцию сената — более широкой. Но этот проект не был введен в жизнь. Правительство Александра I проявило колебания и нерешительность при разработке принципов государственного устройства Ионической республики и не сумело довести дело до конца. Отчасти это было следствием чрезвычайно сложной международной обстановки и поражений, которые терпели участники третьей и четвертой коалиции в войнах с наполеоновской Францией. Но именно эти войны поддерживали заинтересованность России в проведении активной политики в отношении Ионических островов, являвшихся важной базой русских военно-морских сил. В планах создания автономных или полностью независимых государств на Балканах, которые выдвигались в правительственных кругах Петербурга (и конкретно — А. А. Чар-торыйским) в 1804—1806 гг., учитывалось реальное существование Республики Семи Соединенных островов. Так, во время переговоров с Великобританией весной 1800 г. русская сторона выдвинула предложение создать на Балканах славянское государство и государство «из всех греческих народностей, объединенных с Ионической республикой». Внутренний строй таких государств должен былсоответствовать статусу Республики Семи островов. Такого рода замыслы не были поддержаны в Лондоне и сошли с повестки дня. По Тильзитскому миру, заключенному между Россией и Францией после поражения четвертой коалиции летом 1807 г., Ионические острова вновь переходили к Франции и были оккупированы ее поисками.
После падения империи Наполеона 24 октября (5 ноября) 1815 г. в Париже был заключен русско-английский договор, согласно которому Ионические острова превращались в «одно свободное и независимое государство под названием Соединенных областей островов Ионических». Это государство должно было «состоять» под непосредственным и исключительным покровительством Великобритании, но пользоваться внутренней автономией, иметь собственные органы управления и конституцию. Английскому королю поручалось «особенное попечение как о законодательстве, так и общем управлении государством». Он назначал в Соединенные области лорда-верховного комиссара, становившегося фактически верховным правителем на островах. Под его руководством Законодательное собрание должно было составить новую «конституционную хартию», которая затем подлежала утверждению английским королем. Все порты и крепости, военные силы островов поступали подначальстве и контроль Великобритании. Гарантами такого политического статуса островов становились Россия, Австрия и Пруссия 8.
ным правительством и вскоре подготовило новый проект конституции, демократической по содержанию. Но по требованию Турции конституционный проект не был введен в жизнь, а «Досточтимая депутация» вскоре вынуждена была самораспуститься. Внутреннее положение на островах оставалось крайне обостренным.
Эти события, а в особенности угроза, что в Республике утвердится Франция или какое-либо другое европейское государство, побудили правительство Александра I в 1802 г. направить свои войска на Корфу. Прибывший туда полномочный представитель императора граф Г. Д. Мочениго должен был контролировать административные органы Республики, направлять их деятельность. При этом предполагалось добиться примирения нобилитета и верхушки буржуазии путем компромисса, разработать и ввести такую конституцию, которая в какой-то мере удовлетворяла бы интересы среднего буржуазного класса и интеллигенции, возможно меньше вызывала недовольство массы народа.
Проект такой конституции был составлен Г. Д. Мочениго и посланником в Неаполе А. Я. Италийским при участии представителя островов С. Наранци, рассмотрен в Петербурге и после этого доработан. Учредительный Законодательный корпус Республики в ноябре 1803 г. утвердил эту четвертую по счету конституцию. Соответственно ей государственный строй островов приобретал характер централизованной аристократической республики, все политические права в которой принадлежали нобилям и лицам, отвечающим определенным цензам (прежде всего имущественному), т. е. зажиточной прослойке второклассных. Законодательная власть передавалась Законодательному собранию (корпусу), а исполнительная—сенату во главе с принцем или князем, избиравшимся Законодательным собранием на два года. На каждом из островов имелось местное управление — регентство. Суд объявлялся независимым от административных органов. Жителям Республики гарантировалась свобода личности, неприкосновенность собственности, домашнего очага. В литературе конституция 1803 г. оценивается как проявление политического либерализма, как плод влияния принципов Великой французской революции (конкретно — конституции Французской республики 1795 г.)
Правительство Александра I договорилось с Портой об утверждении ею конституции, но само оно лишь выразило удовлетворение по поводу организации Законодательного корпуса и подготовки новой конституции. Кроме того, было оговорено, что какие-либо изменения в ней могут делаться с позволения и при утверждении Турции и России. Конституция 1803 г. не изменила давно сложившихся на островах аграрных отношений, но некоторые преобразования в это время были осуществлены. Так, десятина, уплачиваемая государству в натуральном виде, заменена денежным налогом. Была организована регулярная армия и милиция и введено нечто вроде всеобщей воинской повинности независимо от социальной принадлежности.
Международная обстановка в Восточном Средиземноморье, не-уклоннообострявшаяся в связи с нараставшей угрозой агрессии наполеоновской Франции в этом регионе, способствовала отходу правительства Александра I от либеральной линии по вопросу о государственном устройстве Ионической республики. В 1805 г. прежняя конституция была отвергнута и разработан новый ее проект, преследовавший цель сделать правительственную власть более сильной и концентрированной, а компетенцию сената — более широкой. Но этот проект не был введен в жизнь. Правительство Александра I проявило колебания и нерешительность при разработке принципов государственного устройства Ионической республики и не сумело довести дело до конца. Отчасти это было следствием чрезвычайно сложной международной обстановки и поражений, которые терпели участники третьей и четвертой коалиции в войнах с наполеоновской Францией. Но именно эти войны поддерживали заинтересованность России в проведении активной политики в отношении Ионических островов, являвшихся важной базой русских военно-морских сил. В планах создания автономных или полностью независимых государств на Балканах, которые выдвигались в правительственных кругах Петербурга (и конкретно — Л. А. Чар-торыйским) в 1804—1806 гг., учитывалось реальное существование Республики Семи Соединенных островов. Так, во время переговоров с Великобританией весной 1806 г. русская сторона выдвинула предложение создать на Балканах славянское государство и государство «из всех греческих народностей, объединенных с Ионической республикой». Внутренний строй таких государств должен был соответствовать статусу Республики Семи островов. Такого рода замыслы не были поддержаны в Лондоне и сошли с повестки дня. По Тильзитскому миру, заключенному между Россией и Францией после поражения четвертой коалиции летом 1807 г., Ионические острова вновь переходили к Франции и были оккупированы ее войсками.
После падения империи Наполеона 24 октября (5 ноября) 1815 г. в Париже был заключен русско-английский договор, согласно которому Ионические острова превращались в «одно свободное и независимое государство под названием Соединенных областей островов Ионических». Это государство должно было «состоять» под непосредственным и исключительным покровительством Великобритании, но пользоваться внутренней автономией, иметь собственные органы управления и конституцию. Английскому королю поручалось «особенное попечение как о законодательстве, так и общем управлении государством». Он назначал в Соединенные области лорда-верховного комиссара, становившегося фактически верховным правителем на островах. Под его руководством Законодательное собрание должно было составить новую «конституционную хартию», которая затем подлежала утверждению английским королем. Все порты и крепости, военные силы островов поступали под начальстве и контроль Великобритании. Гарантами такого политического статуса островов становились Россия, Австрия и Пруссия 8.
Провозглашение Ионических островов «свободным и независимым государством» носило по существу декларативный характер, ибо на островах был введен режим, близкий к колониальному. Экономические интересы населения постоянно приносились в жертву интересам Англии. По новой конституции 1817 г. население не получило политической свободы. Все же формальное провозглашение независимости Ионических островов, достигнутое благодаря усилиям русской дипломатии, в дальнейшем облегчило борьбу их населения за воссоединение с Грецией9.
Краткое существование Ионической республики, ее конституционное устройство оказали воздействие на формирование идеи о греческой национальной государственности, на освободительное движение.