Социально-экономический и политический строй древнерусского государства в IX-XII вв. Культура Киевской Руси
Уже с IX века известна территория расселения восточных славян. соседями восточных славян были финно-угорские племена на северо-востоке, ирано-язычные – на юге. шел процесс ассимиляции, взаимодействия культур. Экономика восточных славян была смешанного типа: преобладало земледелие, которое дополнялось скотоводством и промыслами (охота, рыболовство, бортничество). Развитие ремесел зависело от наличия сырья. наиболее распространены были кузнечное, ткацкое, кожевенное и гончарное ремесла. На основе крупных речных систем зарождается торговля. Торговали славяне медом, воском, мехами и т.д.
Развитие общественных отношений у восточных славян привело к зарождению государственности.
Киевская Русь, как политическое объединение, начинает складываться в ходе экспансии варягов из Новгорода на юг сразу же после прихода на княжение Рюрика с дружиной. Оказав значительное влияние на оформление княжеской власти и развитие культуры, варяги не принесли на Русь государственности, складывающейся и развивающейся в древнерусском обществе. После смерти Рюрика его родственник Олег, захвативший власть в Новгороде, в 881 году объединил Новгород и Киев. Олег покорил соседние племена древлян, северян и радимичей. Однако власть эта была непрочна, и преемнику Олега Игорю вновь пришлось покорять древлян. в 945 году, взяв с древлян дань, он вернулся к ним с небольшой дружиной за новой данью, но был убит. Его жена Ольга жестоко отомстила за его смерть. Столица древлян Искоростень была сожжена, многие древляне убиты и обращены в рабство.
Рост и укрепление Киевского государства привело к активизации внешней политики. Не ограничиваясь торговлей, Олег, а затем и Игорь совершили походы на богатый Царьград (Константинополь). Княгиня Ольга посетила Царьград с «дружественным визитом». Ее воинственный сын Святослав вел борьбу с Византийской империей, разгромил Хазарский каганат, нанес поражение народам Северного Кавказа. Византийскому императору удалось использовать в борьбе со Святославом печенегов, от руки которых и пал возвращавшийся из похода на Византию Святослав в 972 году. При младшем сыне Святослава Владимире I (Красно Солнышко) уже все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Было принято христианство. Владимиру удалось укрепить государственный аппарат и обеспечить защиту русских земель от печенежских племен.
Культура Киевской Руси достигла высокого уровня развития. В основе – устное народное творчество. Если о славянской мифологии сохранилось мало сведений, то о более позднем пласте народной культуры – былинах – известно значительно больше. Наиболее известны циклы героических былин о богатырях. Былины дают представление о культурном уровне народа, образованности и грамотности. Широкое распространение грамотности подтверждается и другими источниками (берестяные грамоты, граффити).
К XI веку относится зарождение русской литературы, возникает русское летописание («Поветь Временных Лет», написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором). Выдающимся памятником древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве».
В Киевской Руси высокого уровня достигла архитектура. Памятников древнерусского деревянного зодчества не сохранилось, но до наших дней дошло немного и каменных построек. Например, Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, Успенский собор во Владимире, княжеский замок в Боголюбове, церковь Покрова на Нерли.
В Древней Руси получила распространение и живопись, прежде всего фрески – роспись по сырой штукатурке и икона.
Развиваются художественные ремесла – «златокузнечество» (ювелирное дело), гончарное дело и др. Говоря о развитии древнерусской культуры в IX-XII веках, следует отметить, что она проникнута языческими традициями. Двоеверие, сочетание христианской веры и прежних языческих обычаев было характерно не только в домонгольский период, но и до конца XVII века, а в некоторых случаях и позднее.