Страны Западной Европы и США во второй половине ХХ в.
Две мировые войны, мировой экономический кризис 1929 – 1933 г. («Великая депрессия»), послевоенное восстановление разрушенного хозяйства, в итоге привели к повышению роли государства в экономике. После окончания второй мировой войны было необходимо создать новые рабочие места, обеспечить конверсию, т.е. переход от выпуска военной продукции к мирной. Частный бизнес был не способен в одиночку решить накопившиеся проблемы. В послевоенных Великобритании и Франции были национализированы важнейшие отрасли промышленности. При помощи государства стали создаваться крупные корпорации. Итогом этого стало формирование в большинстве западноевропейских стран смешанной экономики– увеличение прямого участия государства в экономике, при сохранении частного капитала. Управление государственной промышленностью проводилось на плановой основе. Для частного сектора плановые задания носили рекомендательный характер. Однако используя налоговую политику, распределяя заказы, изменяя проценты по банковским вкладам, государство влияло на частный сектор.
Все это обеспечило относительно бескризисное, стабильное экономическое развитие стран Запада в дальнейшем. Темпы экономического роста в странах Западной Европы в 1950 – 70-е гг.были самыми высокими – ок. 5% в год (Германия и др.), а Японии – более 10% в год. Такое быстрое восстановление послевоенной экономики и стабильный экономический рост получил наименование «экономическое чудо». В свою очередь это привело к значительному повышению уровня жизни населения, почти полное решение проблем безработицы и бедности.
Важным источником стабильности в ведущих индустриальных странах стало формирование социально ориентированной рыночной экономики. В США ее основы были созданы еще в 1930-е гг., во время «Нового курса» президента Рузвельта. В США обеспечивались условия для возвращения военнослужащих к мирной жизни (льготы при поступлении в вузы, кредиты на строительство жилья, создание малого бизнеса). Американские власти стремились повышению степени равноправия в обществе, к достижению полной занятости населения, обеспечения малоимущих дешевыми квартирами. Совершенствовалась и становилась доступной для всех система здравоохранения, образования. Населению в «зонах экономического упадка» стала оказываться помощь. Аналогичные процессы происходили в странах Западной Европы.
Здесь внедрялись формы социального партнерства – представители профсоюзов входят в руководящие структуры компаний, рабочие становятся акционерами своих предприятий (появление т.н. «рабочих акций»). Это создало для наемных работников новые стимулы для повышения производительности труда.
Наиболее совершенная, как принято считать, модель социально ориентированной экономики сложилась в Швеции. В дальнейшем она была заимствована другими Скандинавскими странами. Главными чертами «шведской модели» стало сочетание развитой экономики с высоким уровнем потребления, занятости и самой совершенной в мире системой социального обеспечения. При этом в стране не проводилось массовых национализаций. Достигается это за счет перераспределения значительной части производимого дохода государством через налоговую политику. В Швеции уровень налога на высокие доходы составлял 70%. В итоге, к концу ХХ в. государство здесь перераспределяет 2/3 ВВП (для большинства развитых стран – мене ½). В Швеции здравоохранение, образование, коммунальные услуги стали практически бесплатными, пенсии и пособия по безработице являлись самыми высокими в мире (ок. 80% зарплаты).
Итогом данных процессов стало становление в странах Запада в 1960 – 70-х гг. общества «всеобщего благоденствия» (иначе – «общества благосостояния»). Общими его признаками стали социальная защищенность трудящихся, высокий уровень жизни большинства населения, передовая промышленность и наука и т.д.
К числу важнейших методов проведения социальной политики относится принятие законов, обеспечивающих интересы трудящихся. В национальных конституциях и международно-правовых документах нашли отражение право человека на труд, на отдых, пенсионное и медицинское обеспечение. Это сыграло важную роль в поддержании в обществе стабильности. Если человек, столкнувшийся с социальной несправедливостью. Может опереться на защиту закона, у него нет потребности в насильственных действиях. Важной задачей социальной политики стало обеспечение равных стартовых возможностей для молодежи. Дети малоимущих родителей имеют возможность получить высшее образование и на равных конкурировать на рынке труда со своими сверстниками из более обеспеченных семей.
Средствами проведения социальной политики в странах Запада являются:
· Прямое финансирование социальной сферы за счет государства. Бюджетные средства направляются на создание новых рабочих мест, развитие государственной системы здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, выплату пособий по безработице, нетрудоспособности, жилищное строительство для малоимущих и т.д.
· Используются косвенные методы. К ним относится система прогрессивного налогообложения, которая предполагает больший налог для лиц, получающих высокие доходы, налог на недвижимость, которой больше у богатых, налог на наследство. Это позволяет понижать уровень социального неравенства, регулировать соотношение доходов бедных и богатых граждан.
· Увеличение масштабов общественной помощи бедным. Общественные организации помогают бедным в решении их проблем. Это социальная реабилитация новых маргиналов, помощь в овладении им новыми профессиями, борьба с безработицей.
· Увеличивается роль крупных корпораций в решении социальных проблем. Ими вводится для своих работников система корпоративных льгот, проявляется забота о повышении их квалификации. Заинтересованные в создании положительного имиджа крупные корпорации выделяют крупные суммы на благотворительность, решении проблем того региона, где находятся их предприятия. Государство поощряет подобную деятельность, освобождая средства, направляемые на благотворительность, от налогов.
Т.о., в развитых странах демократии сложилась многосторонняя система социальной защиты.
С конца 1960-х и в 1970-е гг. в развитых странах Запада вновь произошли ряд экономических кризисов. Их проявлениями были спад производства, рост безработицы, инфляция. Инфляция и связанный с ней рост цен снижали покупательную способность населения, что препятствовало дальнейшему развитию экономики. Однако это были уже не кризисы перепроизводства, которые со становлением смешанной экономики ушли в прошлое. Причинами новых кризисов были:
· Бюджетный дефицит, т.е. превышение государственных расходов над доходами, что, в свою очередь, было вызвано масштабными расходами правительств на увеличение социальных программ для населения. К этому добавились рост военных расходов. США в это время вели изнурительную войну во Вьетнаме.
· Исчерпание возможностей экстенсивного развития. В первые послевоенные десятилетия экономический рост осуществлялся за счет строительства новых заводов и фабрик, наращиванием объемов выпускаемой продукции. В свою очередь это вело к истощению доступных природных ресурсов.
· Внешнеполитические противоречия между странами Запада и Востока. В 1973 г. начался быстрый рост цен на нефть. Одной из причин этого стало сокращение исламскими странами Ближнего Востока добычи нефти, как протест на помощь Запада Израилю в очередной арабо-израильской войне. Произошла национализация нефтедобывающих предприятий, принадлежащих западным компаниям. В итоге, цена на нефть увеличилась в 4 раза. Это увеличило издержки производства сырья, транспорта. Исламская революция в Иране и свержение проамериканского режима шаха в 1979 г. привело к очередному повышению цен на нефть почти в два раза.
Экономические трудности привели в Западной Европе к новому подъему рабочего движения, росту влияния левых сил, особенно коммунистов. Последние выдвинули платформу еврокоммунизма. Ее теоретики отвергали советскую модель коммунизма, предлагали модель «социализма с человеческим лицом», которая была близка к идеалам социал-демократии. Предлагалось сочетать регулирующую роль государства с расширением самоуправления трудящихся на предприятиях и местных органах самоуправления. На волне нового подъема рабочего движения в 1970-х – начале 1980-х гг. к власти в ряде стран пришли левые правительства (Франция и др.). Однако попытки левоцентристских правительств продолжать социально ориентированную политику прежними методами не увенчалась успехом. Увеличивался дефицит бюджета, рост инфляции и, как следствие, падение уровня жизни населения.
В условиях, когда коммунисты пошли на сотрудничество с социал-демократическими и либеральными партиями, роль крайней оппозиции перешла к левым радикалам. В 1960-е гг. оформилось новое идейное течение – неомарксизм.Его идеологи обратили внимание на проблему отчуждения человека от реального влияния на политическую и экономическую жизнь людей. «Государство благосостояния» расценивалось как бюрократическая машина, которая занята обслуживанием самой себя и не способной учесть интересы отдельной личности. Новые левые призывали к революции, которая освободит человека от всех форм принуждения, обезличивания и власти бюрократии. При этом альтернативное устройство общества не предлагалось, считалось, что оно сложится само собой в ходе борьбы. Призывы к революции обращались к молодежи и маргиналам. Революционной силой также считалось население слаборазвитых стран, т.е. все те, кто не нашел себе место в «обществе благосостояния». В 1960 – 70-е гг. неомарксизм получил большую популярность среди молодежи, особенно у студентов. Его приверженцы отрицали ценности «общества благоденствия» как ограниченные и мещанские. На практике это вылилось в целый ряд студенческих выступлений (во Франции – события «красного мая» 1968 г., которые привели к отставке президента де Голля; в Италии – «горячая осень» 1969 г.). Другой формой борьбы стали леворадикальные террористические группировки (например, т.н. «Красные бригады» в Италии), а также рост леворадикальных взглядов в профсоюзном движении, что привело к новой вспышке забастовочной борьбы.
Кризисные явления в области экономики, неспособность традиционных политических сил, выступавших за активное вмешательство государства в экономику (либеральные, социал-демократические, коммунистические партии) решить возникшие проблемы вызвали поиск новых путей развития. Против традиционных методов решения государством социально-экономических проблем выступили неоконсерваторы. Они рассматривали «государство всеобщего благоденствия» как бюрократического монстра, ограничивавшего свободу граждан, вытесняющего дух предпринимательства. Они выступали за модернизацию экономики с опорой на частное предпринимательство, возрождение традиционных моральных ценностей.
В основе теории неоконсерватизма лежали идеи экономиста Милтона Фридмана, лидера т.н. чикагской школы экономистов. Он считал, что государство должно поддерживать не потребителя товаров, а производителя путем сокращения налога на прибыль. Налоговые послабления должны привести к росту производства и, следовательно, удешевлению товаров, повышению уровня жизни населения. Т.о., основное внимание нужно уделять не перераспределению доходов, а обеспечению постоянного экономического роста, повышению эффективности и рентабельности производства. Это также приведет к увеличению рабочих мет и снижению безработицы. При этом неоконсерваторы не выступали за полный отказ от вмешательства государства в сферу социально-экономических отношений. Речь шла о децентрализации и частичном сокращении социальных программ. Они предлагали передать часть функций по проведению социальной политики от центрального правительства местным властям, сделать социальные программы адресными, т.е. только тем, кому это действительно необходимо. Они считали, что граждане должны опираться прежде всего на собственные силы, проявлять инициативу и ответственность, что должно стимулировать как частный бизнес, так и развитие гражданского общества.
Неоконсерваторы считали, что «общество благосостояния» привело к упадку традиционных для стран Запада моральных ценностей (добровольная безработица, «сексуальная революция» и распущенность нравов). Они выступали за возрождение авторитета семьи, школы, церкви, выступали за уважение закона и порядка, проявление дисциплинированности, сдержанности. Патриотизма, что встретило поддержку самых широких слоев общества.
К концу 1970-х гг. во многих странах Запада к власти приходят неоконсерваторы. Это премьер-министр Великобритании М. Тэтчер (1979 – 1990 гг.), президент США Р. Рейган (1980 – 1988 гг.), канцлер Германии Г. Коль (1982 – 1998 гг.) и др. Свою главную задачу они видели в модернизации экономики. Их политика в области социально-экономических отношений известна как неоконсервативная революция. Слагаемыми этой политики стали:
· Отказ от дотирования из бюджета убыточных производств, их приватизация, т.е. передача частным компаниям на льготных условиях. В Великобритании государственный сектор сократился на 2/3, выручив от продажи госпредприятий 80 млрд.ф.ст.
· Значительная часть муниципального жилья была приватизирована и передана квартиросъемщикам, что привело к расширению слоя собственников.
· Экономия бюджетных средств привела к снижению инфляции, позволила остановить рост цен. Произошло сокращение численности гос.служащих.
· Была реформирована социальная политика. Многие социальные программы передавались в ведение местных властей, стали более адресными. Часть средств, которая ранее шла на пособия по безработице, теперь предоставлялась им в виде кредита на открытие своего малого бизнеса, открывались курсы для начинающих предпринимателей. В итоге значительная часть ранее нуждающихся приобрели независимый от государства источник доходов.
· Были снижены налоги на бизнес. Вводились налоговые льготы для производителей, внедрявших новые технологии и модернизировавших производство. Это привлекло капиталы ТНК в развитые страны, повысило деловую активность.
Меры, осуществленные в рамках неконсервативной революции, заложили основу формирования информационного общества (постиндустриальной цивилизации). Главным достижением неоконсервативной модернизации стала структурная перестройка экономики. Возникли предпосылки для дальнейшего ускоренного развития самых передовых производств.
Наиболее последовательно неоконсервативная модернизация экономики осуществлялась в США и Великобритании. Активное сопротивление неоконсервативным преобразованиям оказали профсоюзы, усилив забастовочную борьбу. Т.к. их влияние в странах континентальной Европы было сильнее, здесь преобразования были менее последовательными. В США и Великобритании, наоборот, власти использовали даже репрессивные меры против профсоюзного движения.