Культурные центры русского зарубежья: Берлин, Париж, Прага.
Постреволюционную эмиграцию из России обычно подразделяют на три основных этапа:
· «Первая волна» охватывает период с 1917 по 1940 год;
· Вторая была вызвана Второй мировой войной и состояла главным образом из перемещенных лиц;
· Третья длилась с перебоями с конца 1960-х годов до конца перестройки.
Первая волна- наиболее яркая. Наиболее важное событие в этот период – высылка более 160 философов, богословов, писателей из СССР в 1922. Так называемый «философский пароход». Троцкий: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно». Кто был выслан: Осоргин, Бердяев, Сергей Булгаков. Лосский и др. Именно в этот период формируются центры русской эмиграции, создаются различные учреждения, позволяющие поддерживать культурную жизнь вне России.
Восток.Центр в ХарбИне. Там было много русских в связи с постройкой железной дороги. Затем приток туда русских был вызван взятием Владивостока Красной Армией в 1922. Один из самых популярных журналов – «Рубеж». Самое известное литературное объединение – «Чураевка». В 1945 Красная Армия оккупировала Маньчжурию, и многие были депортированы в СССР.
Шанхай. В 30-е годы один из самых крупных и космополитичных городов мира. В 1933 появилась «Шанхайская Чураевка», но просуществовала недолго. Свертывание русской культурной жизни началось в 1941, когда Шанхай оккупировали японские войска.
Но, конечно, наиболее важные центры русской диаспоры располагались в Западной Европе. Для многих путь в Европу лежал через Стамбул (Турция) – для крымцев и южан. Балканы и Восточная Европа были важными пунктами на начальном этапе эмиграции. В Софии (Болгария) произошло несколько важных культурных событий: например, в 1921 начала выходить газета «Русская мысль», которая впоследствии издавалась в Праге. Не устраивать Болгария стала после установления советско-болгарских дипломатических отношений и с ростом болгарского национализма. Там сформировалось евразийство – идейное движение, основанное на идеях славянофильства. В 1920 в Софии выходит книга Трубецкого «Европа и человечество» - основа евразийства.
Небольшая русская диаспора возникла и в Сербии. В 1928 в Белграде прошел съезд писателей русского зарубежья. Выходила одна из основных газет русского зарубежья – «Новое время».
Особенно благоприятные условия создавались в Чехословакии. Прага. Выделялись субсидии русским ученым, бюджет для образования эмигрантов. Это способствовало открытию Русского Народного университета, Русского института, Русского исторического общества и т.д. В 1926 был основан Пражский лингвистический кружок (Ян Мукаржовский, Николай Трубецкой, Роман Якобсон, ВИлем Матезиус). Литературные объединения: «Скит поэтов» (с 1922). Особое значение Чехия имела в творчестве Цветаевой. Множество периодических изданий: например, «Воля России» (1922-1932).
Наиболее крупный центр русской эмиграции – Берлин первой половины 20-х. Численность русской диаспоры там составляла около четверти миллиона человек. Здесь был расцвет издательского дела. Много русскоязычных издательств, которые печатали русские книги большими тиражами. Между 1918 и 1928 зарегистрировано около 188 русских издательств (например, «Эпоха», «Москва», «Скифы», «Мысль»). Немало периодических изданий на русском языке: «Жар-птица», «Руль», «Голос России», «Время». В 1921 году в Берлине был создан «Дом искусств». Среди его основателей был Николай Минский. Был разделен на секции (музыка, изо, литература). Другой форум для русских литераторов – Клуб писателей (с 1923). К середине 20-х Берлин теряет свое значение как крупнейшего центра русского зарубежья.
К середине 20-х центром становится Париж. Разная периодика: «Дни», «Россия», «Версты», «Общее дело». Но самым важным были «Современные записки» (с 1920). Лидирующая газета – «Возрождение» (с 1925). Старшее поколение (Бунин, Гиппиус, Мережковский, Осоргин, Тэффи, Ходасевич). Воскресенья у Мережковских. Эти встречи легли в основу создания литературного общества «Зеленая лампа» (1927 – 1939). Журнал «Числа» (с 1930) отражал мироощущение и поэтику младшего поколения эмиграции. Русский богословский православный институт, Религиозно-философская академия. С началом Второй мировой войны литературная жизнь Парижа сходит на нет.