Постановление от 16 мая 1996 года N 12-П

Тема 6. Российское гражданство.

Задачи № 1,2,6,7 и 8

Оглавление.

Задача № 1...................................................................................................................................... 2

Задача № 2...................................................................................................................................... 6

Задача № 6.................................................................................................................................... 10

Задача № 7.................................................................................................................................... 11

Задача № 8.................................................................................................................................... 12

Задача № 1.

Отдельными положениями Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми установлено, что совокупностью избирательных прав и правом на участие в референдуме в Республике Коми наделены не граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Коми, а граждане Республики Коми, т.е. фактически предусмотрено собственное гражданство Республики Коми.

Решение.

Проблема, вытекающая из фабулы задачи, может быть сформулирована следующим образом: правомерно ли установление в законодательстве республики, входящей в состав Российской Федерации, таких правовых норм, которые фактически предусматривают республиканское гражданство? С формально-юридической точки зрения, правильным разрешением проблемы, вытекающей из фабулы задачи, является признание нормативных положений, устанавливающих республиканское гражданство неконституционными. Те контраргументы, которыми обычно опровергается данный тезис, представляются мне неверными. Рассмотрим их более подробно:

1. В Конституции РФ (ч. 2 ст. 5) говорится: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство». Из данной статьи можно сделать вывод о том, что республика, будучи признанной государством, обладает определенным суверенитетом, элементом которого является установление и регулирование республиканского института гражданства. Однако в соответствии с ОПРЕДЕЛЕНИЕМ Конституционного Суда от 27 июня 2000 г. N 92-О «использование в статье 5 (часть 2) Конституции Российской Федерации применительно к установленному ею федеративному устройству понятия "республика (государство)" не означает - в отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992 года - признание государственного суверенитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь отражает определенные особенности их конституционно - правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера».

2. В ОПРЕДЕЛЕНИИ Конституционного Суда можно встретить следующий аргумент (выдвинутый заявителем): «население (народ) Российской Федерации "распределено" по территориям ее субъектов, в том числе республик (в этом смысле, судя по терминологии запроса, можно говорить о "населении" или "народе республики"), из чего следует, что республика правомочна устанавливать собственный институт гражданства». Однако, как сказано в данном определение, тот очевидный факт, на который ссылается заявитель не дает оснований говорить о наличии конституционных оснований для установления республикой (государством) как субъектом Российской Федерации своего гражданства.

Таким образом, та контраргументационная система, которую можно построить, опираясь на источники легального и доктринального характера, отнюдь не доказывает с необходимостью ложность предложенного мной разрешения задачи. Аргументы в пользу правильности моего решения довольно многочисленны:

1. Установление объёма правосубъектности граждан в зависимости от наличия особой политико-правовой связи с таким публичным образованием, как республика нарушает принципы единого и равного гражданства, закрепленные в Конституции РФ и ФЗ «О гражданстве в РФ». Подобная позиция присутствует в решениях Конституционного Суда РФ. Принцип единого гражданства раскрывается в ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 г. N 250-О, в соответствии с которым: «граждане Российской Федерации обладают единым, общим для всех, единственным гражданством и вытекающими из принадлежности к нему едиными и равными федеральными гарантиями прав и свобод и государственной защиты независимо от того, на территории какого субъекта Российской Федерации они проживают, и независимо от оснований приобретения российского гражданства». Что касается принципа равеного гражданства, то его содержание можно определить, приняв во внимание Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 года N 12-П, в котором говорится: «в соответствии со статьями 6 (часть 2), 19 (часть 2) Конституции РФ все граждане РФ обладают на ее территории равными правами и свободами, при этом равенство прав и свобод гарантируется государством независимо от каких-либо обстоятельств».

2. Установление республиканского гражданства противоречит не только принципам единого и равного гражданства, но и принципу равенства перед законом и судом, установленному в статье 19 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П указал: «В соответствии со статьями 6 (часть 2), 19 (часть 2) Конституции РФ все граждане РФ обладают на ее территории равными правами и свободами, при этом равенство прав и свобод гарантируется государством независимо от каких-либо обстоятельств. Принцип равенства в полной мере относится к регулированию активного и пассивного избирательного права и закреплен на федеральном уровне. Субъекты РФ, обладая правом регулировать вопросы осуществления избирательных прав граждан, не должны ограничивать федеральные гарантии избирательных прав. Следовательно, закрепление в оспариваемых положениях иных, дополнительных условий приобретения гражданами пассивного избирательного права, чем это установлено Российской Федерацией, является нарушением принципа равенства права граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти, ущемлением федеральных гарантий избирательных прав».

3. Установление института республиканского гражданства противоречит разграничению предметов ведения между Российской Федерацией и её субъектами, установленному в Конституции РФ, в соответствии с положениями которой (ст. 71) вопросы гражданства находятся в исключительном ведение РФ. Как сказано в ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда от от 6 декабря 2001 г. N 250-О: «Конституция Российской Федерации в статьях о предметах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, не предусматривает гражданство республик либо других субъектов Российской Федерации и их правомочия в этой области. Более того, ее статья 71 (пункт "в") относит гражданство в Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации, что во взаимосвязи со статьей 76 (часть 1) означает регламентирование института гражданства только федеральным законом, имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации.

4. Нарушает равенство субъектов.

5. Нарушает суверенитет РФ.

Обобщая всё вышесказанное, можно с уверенностью заявить, что с формально-юридической точки зрения установление республикой в составе Российской Федерации собственного института гражданства, противоречит Конституции, а именно, статье 6 (часть 2), статье 19 (часть 2), статье 71 (пункт "в") и ФЗ «О гражданстве РФ», в которых не устанавливается возможность введения республиканского гражданства. Причём указанное противоречие однозначно разрешено в решениях Конституционного Суда.

Нормативное основание решения задачи.

Конституция РФ

Статья 5

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 декабря 2001 г. N 250-О

Конституция Российской Федерации ни в статье 6, устанавливающей принцип единого гражданства Российской Федерации, ни в статьях о статусе субъектов Российской Федерации, о предметах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, не предусматривает гражданство республик либо других субъектов Российской Федерации и их правомочия в этой области. Более того, ее статья 71 (пункт "в") относит гражданство в Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации, что во взаимосвязи со статьей 76 (часть 1) означает регламентирование института гражданства только федеральным законом, имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Поэтому тот очевидный факт, на который ссылается заявитель, - что население (народ) Российской Федерации "распределено" по территориям ее субъектов, в том числе республик (в этом смысле, судя по терминологии запроса, можно говорить о "населении" или "народе республики"), - не дает оснований говорить о наличии конституционных оснований для установления республикой (государством) как субъектом Российской Федерации своего гражданства.

граждане Российской Федерации обладают единым, общим для всех, единственным гражданством и вытекающими из принадлежности к нему едиными и равными федеральными гарантиями прав и свобод и государственной защиты независимо от того, на территории какого субъекта Российской Федерации они проживают, и независимо от оснований приобретения российского гражданства.

Именно в силу Конституции Российской Федерации республики как субъекты Российской Федерации не имеют статуса суверенного государства и наделить себя соответствующими свойствами не могут; сохранение в конституциях положения о республике как суверенном государстве - даже с оговоркой, что ее суверенитет выражается в обладании всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения - противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку не соответствующим Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации признано такое же положение.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 июня 2000 г. N 92-О

использование в статье 5 (часть 2) Конституции Российской Федерации применительно к установленному ею федеративному устройству понятия "республика (государство)" не означает - в отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992 года - признание государственного суверенитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь отражает определенные особенности их конституционно - правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера.

Признание Конституцией Российской Федерации суверенитета только за Российской Федерацией воплощено также в конституционных принципах государственной целостности и единства системы государственной власти (статья 5, часть 3), верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, которые имеют прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации, включающей в себя территории ее субъектов (статья 4, часть 2; статья 15, часть 1, и статья 67, часть 1).

Постановление от 16 мая 1996 года N 12-П

Не соответствуют Конституции РФ, ее статьям 6 (часть 2), 15 (часть 1), 19 (часть 2), 32 (часть 2), 71 (пункт "в"), 76 (часть 5) положение статьи 74 (часть первая) Конституции Республики Хакасия, устанавливающее требование о сроке постоянного проживания (не менее пяти лет) как условии избрания гражданина Республики Хакасия депутатом Верховного Совета Республики Хакасия; положение статьи 90 Конституции Республики Хакасия, устанавливающие требование о сроке проживания (не менее семи лет) до выборов как условии избрания гражданина Республики Хакасия Председателем Правительства Республики Хакасия.

В соответствии со статьями 6 (часть 2), 19 (часть 2) Конституции РФ все граждане РФ обладают на ее территории равными правами и свободами, при этом равенство прав и свобод гарантируется государством независимо от каких-либо обстоятельств. Принцип равенства в полной мере относится к регулированию активного и пассивного избирательного права и закреплен на федеральном уровне. Субъекты РФ, обладая правом регулировать вопросы осуществления избирательных прав граждан, не должны ограничивать федеральные гарантии избирательных прав. Следовательно, закрепление в оспариваемых положениях иных, дополнительных условий приобретения гражданами пассивного избирательного права, чем это установлено Российской Федерацией, является нарушением принципа равенства права граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти, ущемлением федеральных гарантий избирательных прав.

Кроме того, оспоренные статьи Конституции Республики Хакасия не соответствуют закрепленному в Конституции РФ разграничению полномочий между РФ и ее субъектами. Первичное конституционно-правовое регулирование в области прав и свобод, в том числе в области избирательных прав, относится к исключительному ведению РФ (пункт "в" статьи 71 Конституции РФ). В соответствии со статьей 76 (часть 1) Конституции РФ по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Таким

федеральным законом на момент рассмотрения дела являлся Федеральный закон от 6 декабря 1994 года "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".

Как следует из статьи 76 (часть 5) Конституции РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ ни при каких условиях не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ, а также по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Это требование обращено как к законодателям в субъектах РФ, так и ко всем правоприменительным органам.

Задача № 2.

Вы руководитель Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Вам поступает на заключение внесенный в Государственную Думу проект Закона об установлении уголовной ответственности за приобретение гражданами РФ второго гражданства.

Решение.

Проблема, которая следует из фабулы задачи, может быть сформулирована следующим образом: является ли правомерным установление юридической ответственности для тех граждан РФ, которые приобретают гражданство другого государства без отказа от гражданства Российской Федерации, т.е. становятся бипатриадами. Следует отметить, что подобное законодательное установление является неправомерным. Впрочем, такое решение отнюдь не является очевидным. В качестве контраргументов, опровергающих его верность, можно указать следующий:

1. Принимая во внимание то обстоятельство, что ст. 62 Конституции РФ, а также ст. 6 ФЗ «О гражданстве в РФ», в которых устанавливается принцип равенства правосубъектности бипатридов и граждан РФ, не обладающих двойным гражданством, носят диспозитивный характер в силу оборота «если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации», можно сделать вывод, что вышеуказанный принцип равенства может допускать исключения. Причём в Конституции РФ и ФЗ «О гражданстве в РФ» ничего не говорится о содержательном характере подобных изъятий, а даётся лишь указание на их формальную характеристику (федеральный закон, международный договор). Необходимо отметить, что исключения из принципа равенства правосубъектности граждан РФ без гражданства иного государства и лиц, обладающих двойным гражданством, уже существуют в действующим законодательстве. В качестве примера можно привести статью 21 закона «О государственной тайне», в которой говорится, что «допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации». В соответствии с данным порядком, определенным ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ДОПУСКА ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО, ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, А ТАКЖЕ ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ЭМИГРАНТОВ И РЕЭМИГРАНТОВ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ» «указанные лица допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, с грифом "секретно" только после проведения проверочных мероприятий органами федеральной службы безопасности». Таким образом, ни в Конституции РФ, ни в ФЗ «О гражданстве РФ» не содержатся прямые запреты умаления правосубъектности бипатридов, а в законодательстве можно встретить примеры такого умаления. Впрочем, данный контраргумент довольно легко опровергнуть. Ст. 6 ФЗ «О гражданстве», п. 3 ст. 55 Конституция.

Несмотря на то, что и Конституция РФ и ФЗ «О гражданстве РФ» устанавливают возможность определенных изъятий из принципа равенства бипатридов и лиц, обладающих только гражданством РФ, т.е. закрепляют специальную норму по отношению к общей норме о равенстве правосубъектности указанных лиц, следует принять во внимание, что данная норма должна толковаться ограничительно. Как следует из ОПРЕДЕЛЕНИЯ Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. N 797-О-О: «Конституция Российской Федерации, предусматривая в статье 62 (часть 2) специальную норму, предполагающую возможность установления федеральным законом особенностей правового положения граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства, допускает тем самым и возможность специального правового регулирования прав и свобод данной категории граждан Российской Федерации, прежде всего политических прав, включая пассивные избирательные права как институт суверенной государственности, приобретение которых связывается, по общему правилу, с наличием у лица гражданства данного государства». Таким образом, произвольное расширительное толкование специальной нормы об изъятиях из принципа равенства недопустимо, а, следовательно, указанный выше контраргумент является ошибочным.

Приведём аргументы, непосредственно доказывающие верность моего решения задачи:

1. Уголовная ответственность предполагает ограничение прав человека, в частности, личных прав,, однако в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ (см. Постановление от 17 февраля 1998 года N 6-П) из статьи 62 Конституции РФ в ее взаимосвязи со статьей 17 (часть 2) и другими статьями Конституции РФ, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях ограничения, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина РФ, то есть возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами.

2. Ограничение прав бипатридов противоречит статье 17 Европейской Конвенции «О гражданстве», в соответствии с которой: «граждане государства-участника, имеющие другое гражданство, обладают на территории этого государства-участника, в котором они проживают, теми же правами и несут те же обязанности, что и другие граждане этого государства-участника», а также статье 5 указанной конвенции, которая гласит: «правовые нормы государства-участника, регулирующие гражданство, не должны проводить различий или включать практику, которые равносильны дискриминации».

3. Ограничение прав бипатридов противоречит принципу равенства, закрепленному в Конституции РФ, Международном пакте о гражданских и политических правах, и в других государственных и международных нормативных актах.

Нормативные основания решение задачи:

О гражданстве в РФ

Статья 6. Двойное гражданство

1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Конституция

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

Статья 62

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 55

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

Статья 21. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне

Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ДОПУСКА ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО,

ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, А ТАКЖЕ ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ИНОСТРАННЫХ

ГРАЖДАН, ЭМИГРАНТОВ И РЕЭМИГРАНТОВ

К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

Указанные лица допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, с грифом "секретно" только после проведения проверочных мероприятий органами федеральной службы безопасности.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 декабря 2007 г. N 797-О-О

Конституция Российской Федерации прямо указывает в статье 62 (часть 2) на возможность введения федеральным законом исключений из общего принципа, согласно которому наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. Из этого исходит и Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", согласно части первой статьи 6 которого гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Следовательно, Конституция Российской Федерации, предусматривая в статье 62 (часть 2) специальную норму, предполагающую возможность установления федеральным законом особенностей правового положения граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства, допускает тем самым и возможность специального правового регулирования прав и свобод данной категории граждан Российской Федерации, прежде всего политических прав, включая пассивные избирательные права как институт суверенной государственности, приобретение которых связывается, по общему правилу, с наличием у лица гражданства данного государства.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ

от 16 декабря 1966 года

О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ

Статья 26

Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то: расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ

О ГРАЖДАНСТВЕ

Статья 5

Недискриминация

1. Правовые нормы государства-участника, регулирующие гражданство, не должны проводить различий или включать практику, которые равносильны дискриминации по признаку пола, религии, расы, цвета кожи или национального или этнического происхождения.

2. Каждое государство-участник руководствуется принципом недискриминации между своими гражданами, будь то граждане по рождению или лица, приобретшие свое гражданство в последующий период.

Статья 17

Права и обязанности, связанные с множественным

гражданством

1. Граждане государства-участника, имеющие другое гражданство, обладают на территории этого государства-участника, в котором они проживают, теми же правами и несут те же обязанности, что и другие граждане этого государства-участника.

2. Положения настоящей главы не затрагивают:

a) норм международного права, касающихся дипломатической или консульской защиты, обеспечиваемой государством-участником одному из его граждан, который одновременно имеет другое гражданство;

b) применения норм международного частного права каждого государства-участника в случаях, касающихся множественного гражданства.

Задача № 6

Гражданка В., имеющая нетрудоспособную мать – гражданку РФ и проживавшая в течение 2,5 лет на территории Санкт-Петербурга, 18 августа 2002 года обратилась в паспортно-визовую службу с заявлением о приеме её в гражданство РФ в упрощенном порядке. Ей было отказано в приеме заявления на том основании, что она должна обратиться в паспортный стол по месту жительства её родителей и не ранее истечения 4-х летнего срока проживания в РФ, поскольку срок постоянного проживания может сокращаться органами внутренних дел максимум на 1 год.

Решение.

Отказ паспортно-визовой службы можно обжаловать в суд. Для выявления оснований подачи жалобы рассмотрим более подробно фабулу задачи. Как сформулировано в условии, паспортно-визовая служба мотивировала свой отказ следующими положениями:

1. гражданка А.С. Волкова должна обратиться в паспортно-визовый стол по месту жительства её родителей. Данное требование противоречит п. 1 «ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСОВ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», в соответствии с которым: «заявление по вопросам гражданства Российской Федерации (далее именуется - заявление) и документы, необходимые для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, подаются по месту жительства заявителя».

2. данное обращение указанное лицо может произвести только по истечению 4-летнего срока проживания в РФ. Это требование противоречит ч. 1 ст. 14 ФЗ «О гражданстве», которая гласит: «иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации». Фигурирующий в процитированном отрезке нормативного акта пункт «а» устанавливает ценз оседлости, необходимый для получения гражданства. Однако статья 13 ФЗ «О гражданстве» закрепляет общую норму, которая не подлежит применению по отношению к Волковой.

Таким образом, отказ паспортно-визовой службы противоречит закону и может быть обжалован в судебном порядке.

Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

2. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом "а" части первой настоящей статьи, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) - в) исключены. - Федеральный закон от 11.11.2003 N 151-ФЗ;

а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

1. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации (далее именуется - заявление) и документы, необходимые для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, подаются по месту жительства заявителя:

лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган Федеральной миграционной службы;

14. а) при приобретении гражданства Российской Федерации на основании пункта "а" части первой статьи 14 Федерального закона:

вид на жительство;

один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию;

один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов, подтверждающих владение русским языком, если заявитель не освобождается в соответствии с названным пунктом от представления этих документов;

свидетельство о рождении заявителя;

паспорт гражданина Российской Федерации родителя, проживающего на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства;

один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов об отказе от имеющегося иного гражданства, а при необходимости - и квитанцию о заказном почтовом отправлении, за исключением случаев, когда отказ от иного гражданства не требуется;

Задача № 7.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 26 января 2007 г. N 25-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ КЛИМАНОВОЙ ТАМАРЫ ПЕТРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 18 июля 2006 г. N 341-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН БАРЫШЕВОЙ ТАТЬЯНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", А ТАКЖЕ ИНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ ПО ВОПРОСАМ ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Задача № 8.

Решением Санкт-Петербургского городского суда оставлена без удовлетворения жалоба гражданина Иордании Аделя Кемаля на действия Миграционной службы Санкт-Петербурга, отказавшей ему в предоставлении статуса беженца. Суд всесторонне исследовал причины, побудившие заявителя выехать из Ливана и не возвращаться в страну его гражданской принадлежности - Иорданию, и сделал вывод о том, что ими явились опасность преследования со стороны властей этих государств не за политические убеждения, а за военную деятельность, а также социально - экономические причины: нестабильность обстановки в данном регионе, желание заявителя дать своим детям возможность жить в условиях иного общественного уклада.

Решение.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ должна оставить решение Санкт-Петербургского городского суда без изменений. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1 ФЗ «О беженцах», беженцем признаётся лицо, «не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений». В соответствии со ст. 5 указанного ФЗ, основанием для отказа лицу в рассмотрении ходатайства по существу являются следующее обстоятельство: «если лицо покинуло государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) не по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, и не желает возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) из опасения понести в соответствии с законодательством данного государства наказание за незаконный выезд за пределы его территории либо за совершенное в нем иное правонарушение». Как следует из фабулы задачи, гражданин Иордании Адель Кемаль стремиться получить статус беженца в силу того, что: 1. он преследуется властями Иордании и Ливана за военную деятельность; 2. он желает дать своим детям возможность жить в условиях другого общественного уклада, покинуть регион нестабильности. Таким образом, приведенные основания не входят в список установленных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 ФЗ «О беженцах» обязательных требований для получения лицом, обратившимся с соответствующим ходатайством, статуса беженца. Выявленные судом обстоятельства не позволяют признать указанного гражданина беженцем и на основании ст. 1 «Соглашения о беженцах и вынужденных переселенцах». Санкт-Петербургский районный суд в процессе разбирательства дела выяснил, что Адель Кемаль стремиться получить статус беженца, в том числе и в силу боязни преследования за военную деятельность. Из фабулы задачи неясно, является ли подобная деятельность преступлением. В случае, если деяния указанного лица содержали состав преступления, то отказ в признании беженцем мог быть дополнительно мотивирован ссылкой на ст. 5 ФЗ «О беженца», а также ссылкой на ст. 1 «Соглашения о беженцах и вынужденных переселенцах».

ФЗ «О беженцах».

Статья 1. Основные понятия

1. Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;

Статья 3. Признание лица беженцем

2. Признание лица беженцем предусматривает:

1) обращение с ходатайством о признании беженцем (далее - ходатайство);

2) предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее - свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

7) выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

3. Решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований.

Статья 5. Основания для отказа лицу в рассмотрении ходатайства по существу

1. Основаниями для отказа лицу в рассмотрении ходатайства по существу являются следующие обстоятельства:

4) наличие у лица гражданства третьего государства, защитой которого лицо может воспользоваться, или права на пребывание на законном основании на территории третьего государства при отсутствии обоснованных опасений стать жертвой преследований в третьем государстве по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;

6) если лицо покинуло государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) не по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, и не желает возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) из опасения понести в соответствии с законодательством данного государства наказание за незаконный выезд за пределы его территории либо за совершенное в нем иное правонарушение;

В случае, если лицу, ходатайствующему о признании беженцем, отказано в рассмотрении ходатайства по существу в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, дипломатическое представительство или консульское учреждение по месту подачи ходатайства либо территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об отказе вручает или направляет данному лицу уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения, а также с разъяснением правового положения лица и членов его семьи на территории Российской Федерации.

Статья 7. Рассмотрение ходатайства по существу

3. Решение о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом по итогам рассмотрения ходатайства по существу.

СОГЛАШЕНИЕ

О ПОМОЩИ БЕЖЕНЦАМ И ВЫНУЖДЕННЫМ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМ

Статья 1

Для целей настоящего Соглашения беженцем признается лицо, которое, не являясь гражданином Стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой Стороны вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами.

Беженцем не может признаваться лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое умышленное уголовное преступление.

Наши рекомендации