Недемократические режимы иного типа

Посттоталитаризм

К посттоталитарнымотносят порядки советского типа, например постсталинский режим. Методы правления здесь уже утрачивают ряд ос­новных признаков тоталитаризма. Такие режимы отличаются и от собствен­но авторитарных, хотя в ряде отношений посттоталитарные политические, социальные и экономические структуры преобразуются в авторитарном на­правлении.

недемократические режимы иного типа - student2.ru Абсолютные системы сильны до тех пор, пока они абсолютны. Если они начинают реформы, они проигрывают, однако они не могут из­бежать реформ или они взорвутся.   М. Джилас,«Лицо тоталитаризма»

Обычно посттоталитарные режимы развиваются после ухода из жиз­ни тоталитарного лидера-харизматика, когда начинается процесс так назы­ваемой рутинизации харизмы (т.е. попытки законсервировать идеалы пре­жнего правления). Поскольку культ личности здесь явно ослабевает, то су­щественно возрастает уровень бюрократизации правящей элиты.

Главными характеристиками посттоталитаризма являются: ослабление полицейских служб или их нейтрализация с помощью армии; разрешение кризиса управления путем создания центра власти уже в виде коллективно­го, а не персонального руководства; переутверждение роли партии как быв­шего источника легитимности лидера; постепенный процесс детоталитаризации (т.е. снятия наиболее жестких характеристик режима) во избежа­ние радикального переворота.

Начало бюрократизации и профессионализации, определенные элемен­ты либерализации (смягчение тотальной идеологии и большая терпимость к деполитизации) политического процесса в целом означают уже посттота­литарное развитие. Политологи выделяют три состояния режима. Ранний посттоталитаризм наиболее близок к тоталитарному правлению, однако отличается от него, как правило, возникновением ограничителей на власть лидера (СССР при Н.С. Хрущеве, 1953-1964). В позднем посттоталитариз­ме власть все более терпимо относится к критике режима (Чехословакия, 1977-1989). При зрелом посттоталитаризме значительно преобразуются все характеристики прежней системы властвования, неизменной остается только руководящая роль партии (Венгрия, 1982-1988).

В тоталитаризме нет ни социального, ни экономического, ни полити­ческого плюрализма, и власть жестоко подавляет любые попытки институционализации или просто выражения оппозиционных мнений. Авторитар­ные режимы признают ограниченный политический и более широкий эко­номический и социальный плюрализм. При зрелом посттоталитаризме раз­вивается социальный плюрализм, может даже формироваться параллельная политическая культура, появляются по сути антитоталитарные публикации самиздата. Тогда же складывается и известный экономический плюрализм в виде небольшого частного сектора в сфере услуг, сельском хозяйстве. Вме­сте с тем посттоталитарный социальный и экономический плюрализм от­личается от авторитарного: 1) в авторитаризме сильнее развит частный сек­тор и больше свободы вероисповедания; 2) зарождающаяся посттоталитар­ная параллельная культура представляет собой лишенную традиций новую тенденцию, ибо предыдущий режим искоренил все источники организо­ванного и ответственного плюрализма.

недемократические режимы иного типа - student2.ru Обратите внимание Самиздат — написание, нелегальное издание и распространение не разрешенной властями литературы, содержащей критику советского строя и действий властей. Считается, что самиздат появился в СССР и соцстранах-сателлитах после смерти Сталина как реакция интеллигенции на ликвидацию свободы слова. Советский режим пытался бороться с этим явлени­ем, подрывавшим монополию государства на распространение ин­формации, уголовным и административным преследованием не толь­ко самиздатовцев, но и их читателей, особенно в 1970-е гг., а также ограничением доступа к копировально-множительной технике. Са­миздат был свернут к началу 1990-х гг., когда возникли независимые СМИ и издательства, получившие конституционные гарантии.   В посттоталитарной Венгрии самое влиятельное самиздатовское из­дание «Beszelo» выходило с 1982 по 1989 г. ежеквартально тиражом в 20 тыс. экз.   К 1 февраля 1988 г. в СССР наблюдатели насчитывали 30 тыс. не­формальных групп, представляющих различные социальные инте­ресы. Столь бурный рост подобных неформальных объединений оз­начал начало процесса полной детоталитаризации. Закон об индивидуальной трудовой деятельности стал первым ша­гом к созданию частного сектора в СССР: в январе 1989 г. в стране было уже 75,5 тыс. кооперативов.

Как показывает исторический опыт, самым устойчивым наследием тоталитаризма оказались позиции господствующей партии. И в посттота­литарных обществах официальная партия все еще обладает «руководящей и направляющей» ролью в политике, монополией на власть и стоит над государством, а пределы ее критики санкционированы только рамками «со­циалистического плюрализма» мнений.

недемократические режимы иного типа - student2.ru Коммунистическая партия как организация, объединяющая наибо­лее сознательных представителей всех классов и социальных групп общества, тысячами нитей связанная с массами, призвана выполнять объединяющую роль, интегрировать в единой политике многообраз­ные, подчас противоречивые интересы, добиваться единства и спло­ченности нашего общества, причем единства на основе широкого плюрализма мнений, позиций, точек зрения в рамках социализма, с одной стороны, и сознательного, добровольного сотрудничества лю­дей, соединения существующих интересов — с другой. «Очерк теории социализма» (1989)

Однако при посттоталитаризме меняется характер руководства. Лиде­ры уже не являются харизматическими фигурами — ведь коллективное руководство не способно быть таковым. Правящая элита расширяется за счет бюрократов, технократов и пр. — номенклатурных работников.

недемократические режимы иного типа - student2.ru Номенклатура и есть пресловутый один из отрядов интеллигенции, профессионально занимающийся управлением и поставленный в несколько особое положение по отношению к тем, кто занят испол­нительским трудом... Ей и принадлежит особое место в обществен­ной организации труда при социализме... Номенклатура и есть гос­подствующий класс советского общества. Управляющие — это но­менклатура.   М. Восленский, «Номенклатура»

После кончины всевластного тоталитарного лидера политическая эли­та прежде всего старается обеспечить предсказуемость нового руководите­ля и тем самым свою безопасность, что становится едва ли не главным фак­тором перехода от тоталитаризма к посттоталитаризму. Лидеры нового ре­жима по-прежнему являются выходцами из «руководящей и направляющей» партии, но они неспособны на устрашение своего окружения и общества в целом даже просто из-за нехватки харизматичности. Кроме того, на них уже действуют идеологические лимиты. С точки зрения конституционно­сти власти лидера, ограничения его власти и предсказуемости политики посттоталитарное лидерство сближается с авторитарным.

Различия между посттоталитаризмом и авторитаризмом прослежива­ются между тем в процессе рекрутирования лидеров. Посттоталитарные лидеры обязательно выдвигаются структурами, созданными самим тотали­тарным режимом, авторитарных же поднимают к вершинам власти силы прежнего режима. Основной критерий для вхождения в тоталитарную пра­вящую группировку —личная преданность вождю, в авторитаризме — про­фессиональные навыки в любых областях, включая юриспруденцию и ком­мерцию. Хотя в зрелом посттоталитаризме профессионализм и компетент­ность в управлении постепенно выходят на первое место, но доступ к получению таких навыков все еще контролируется партией, членство в ко­торой необходимая предпосылка карьеры.

недемократические режимы иного типа - student2.ru Партия придает первостепенное значение тому, чтобы все участки партийной, государственной, хозяйственной и культурно-воспита­тельной и общественной работы возглавляли политически зрелые, знающие свое дело, способные организаторы.   «Стенографический отчет XXIV съезда КПСС» (1972)

По своему содержанию посттоталитарная идеология мало чем отлича­ется от тоталитарной, продолжая считаться основой легитимности правя­щей партии, а также существующей политической иерархии.

недемократические режимы иного типа - student2.ru Консолидирующим началом духовной жизни социализма является марксистско-ленинская идеология как совокупность идей, теорети­ческих положений, выражающих коренные интересы рабочего клас­са, всех трудящихся и научно отражающих объективные закономер­ности социалистического развития... Основная функция социалис­тической идеологии — это сплочение трудящихся вокруг идеи создания нового общественного строя.   «Очерк теории социализма» (1989)

Вместе с тем в посттоталитаризме меняется отношение к идеологии со стороны и общества и некоторых представителей элиты. Сравнение дей­ствительности с утопическим идеалом наполняет политическое сознание скептицизмом, апатией или критическими настроениями, недоверием к «конечной цели» тотальной идеологии. Для большинства граждан идеоло­гия становится просто формальным ритуалом, т.е. идеологизированная то­талитарная мобилизация замещается посттоталитарным конформизмом (приспособленчеством). Если в тоталитаризме действовал принцип «тот, кто не с нами, тот против нас», то в идущем ему на смену режиме он пере­формулирован — «тот, кто не против нас, тот с нами». Значит, можно гово­рить об относительных деидеологизации и политической демобилизации посттоталитарного общества.

Итак, характерные признаки посттоталитарных режимов:

- отсутствие политического плюрализма;

- появление элементов социального и экономического плюрализма;

- сохранение официальной идеологии при сравнительном уменьше­нии идеологизированности;

- некоторое ослабление мобилизации граждан через существующие институты, но при обеспечении необходимого уровня конформизма по от­ношению к режиму;

- бюрократическое номенклатурное руководство, рекрутируемое из рядов правящей партии.

Султанистское правление

Султанистские режимы подвластны «султану» — здесь наименование правителя нужно понимать в переносном смысле слова. Султанизм, по Лин­цу, — крайняя форма патримониального наследственно-родового господства, которая не сводится исключительно к режимам Ближнего Востока. Формула, приписываемая Людовику XIV (1638-1715) в качестве генерального прин­ципа его политики, — «Государство — это я!», — выражение не только мо­нархического абсолютизма, но и султанистского подхода к властвованию.

недемократические режимы иного типа - student2.ru Патриархальному (и патримониальному — как его разновидности) господству свойственно то, что наряду с системой непреложных, абсолютно священных норм, нарушение которых влечет за собой дурные магические или религиозные последствия, действует свое­образный произвол и милость господина, основанные, в принципе, на чисто «личных», а не «объективных» отношениях, и потому «ир­рациональные».   М. Вебер, «Социология религий»
недемократические режимы иного типа - student2.ru Обратите внимание Султан — титул мусульманского светского правителя. В Осман­ской (европейское название — Оттоманской) империи (XV — на­чало XX в.) ее султан после покорения Дамаска (1516) получил ти­тул калифа, что подразумевало религиозную власть. Светское и ре­лигиозное единоначалие были разделены еще в те времена.

Султанистские режимы, как и авторитарные, существуют с античнос­ти, примеров подобного правления в истории немало.

недемократические режимы иного типа - student2.ru Не только писатели, но и их книги были объектами безумия... и пре­краснейшие работы были сожжены... Они выдворяли учителей фи­лософии, вытесняли все благородные побуждения... и никто не мог противостоять им... Мы были свидетелями крайнего порабощения.   Тацит, «Биография Агриколы» (97)

Султаны (т.е. деспоты, тираны) по своему усмотрению казнят или ми­луют, пытают или одаривают. Все индивиды, группы и институты могут в любой момент стать объектами непредсказуемого деспотического вмеша­тельства со стороны султана и его окружения.

недемократические режимы иного типа - student2.ru Этот человек волной излил свою щедрость на весь Каир. Во всем султанате не было ни одного придворного или другого чиновника, который не получил бы от него подарка золотом. Аль-Омари, хронист XIV в., о правителе Мали

недемократические режимы иного типа - student2.ru Примеры султанистских режимов — Гаити при Дювалье, Доминикан­ская республика при Трухильо, Центральноафриканская Республика при Бокассе, Филиппины при Маркосе, Заир при Мобуту и т.д.

В султанистском режиме личное переплетается с общественным, про­сматривается сильная тенденция к семейной династической власти и пре­емственности, нет различий между государственной службой и служением правителю, успехи должностных лиц зависят от личных отношений с дес­потом, напрочь отсутствует сколь-нибудь рациональная идеология и, что самое важное, султан абсолютно свободен в своих действиях для достиже­ния любых целей.

недемократические режимы иного типа - student2.ru Обратите внимание В Книгу рекордов Гиннесса (1999) по категории «самое крупное во­ровство у нации» занесен бывший президент Филиппин Фердинанд Маркое: нанесенный им ущерб нации с 1965 г. — примерно 5-10 млрд долларов. Журнал «Forbes» (1999) оценил личное состояние иракс­кого правителя Саддама Хусейна в 6 млрд долларов, из которых 2 млрд он потратил на президентские дворцы; своим соратникам он выплачивал многотысячные месячные стипендии при средней гос­зарплате в 3,5 доллара. Из 22 млн долларов кредита МВФ за 16 млн гаитянская семья Дювалье не отчиталась. Это примеры тесного переплетения личного с государственным. Та­кие режимы называют также клептократиями (гр. klepto — краду).

В данном режиме не может быть места для оп­позиции и плюрализма, нет ни одной сферы в эконо­мике или обществе, которая была бы ограждена от тиранических проявлений воли султана. Полное от­сутствие плюрализма — едва ли не единственная схожая черта у тоталитаризма и султанизма.

Султанистские режимы лишены какой-либо иде­ологической основы. Некоторые высказывания лиде­ра могут претендовать на идеологичность, однако они не формируют идеологию, как в тоталитаризме. Идеи лидера доводятся до масс после его прихода к власти или в связи с определенными действиями и никоим образом не ограничивают его владычество, ибо все­гда корректируются в зависимости от ситуации. В то­талитарных режимах лидеры тоже имели возможность манипулировать идеологией для оправдания своих ак­ций, но они пытались хотя бы вписаться в некие иде­ологические рамки. Султаны не ограничены ничем — ни идеологией, ни законами, ни принципами, ни мо­ралью, ни традициями, даже несмотря на заверения в уважении к ним.

недемократические режимы иного типа - student2.ru Тиран — это разбойник, не боящийся ни суда, ни наказаний. Это — палач без судьи и закона. Это — человек, отвергший все человечес­кое. Это — черт в зримом обличьи... А на нашем языке тирана зовут «людодерцем»... Кто не думает ни о страхе Божием, ни о стыде пе­ред людьми, ни о славе грядущих времен, — тот истинный и под­линный тиран.   Ю. Крижанич, «Политика» (1667)

Султаны могут объявлять себя пожизненными президентами, импера­торами, назначать своих родственников принцами и герцогами, менять свои имена, навязывать обществу династическую преемственность власти. К при­меру, Бокасса, захвативший в 1966 г. пост президента в ЦАР,сначала про­возгласил себя маршалом и пожизненным президентом, а затем назвал стра­ну империей, а себя — императором.

В отличие от авторитарных лидеров власть и поступки султана совер­шенно непредсказуемы. Правители из семьи Дювалье предпочитали убий­ства и пытки (как некоторые авторитарные лидеры), а Саддам Хусейн ис­пользовал химическое оружие, атакуя курдские поселения на севере Ира­ка. Перечень преступных действий подобной власти можно продолжать почти бесконечно.

недемократические режимы иного типа - student2.ru недемократические режимы иного типа - student2.ru Обратите внимание Мобуту Сесе Секо Куку Нгбенду Ва За Банга (настоящее имя Жозеф Дезире МОБУТУ; 1930-1997) - правитель Заира с начала 1960-х гг., изгнан из страны в 1997 г. Заирский диктатор Мобуту пришел к власти в 1965 г., официально объявил себя президентом в 1972 г. и поменял имя на другое, кото­рое переводится с банту как «всемогущий воин, который благодаря своей выносливости и непоколебимой воле к победе будет покорять все новые вершины, оставляя за собой огонь». Личное состояние Мобуту в середине 1980-х гг. оценивалось в 4 млрд долларов. Его считали единственным лидером в мире, который мог бы оплатить долги страны из своего кармана.

Источники утверждают, что император Бокасса хранил у себя в холодильнике тела своих жертв и был людоедом. В каннибализме обвиняют и президента Мобуту, и дик­татора Уганды Иди Амина, которые, расправляясь с по­литическими противниками, таким образом торжество­вали над ними.

Мобилизация населения в политику (одна из главных характеристик тоталитаризма) редко приме­няется султанистскими режимами, не имеющими соответствующих институтов и идеологии. Если мо­билизация и происходит, то только в определенных ситуациях; она жестко контролируется султаном и не­равномерна. Массовая поддержка основана на инте­ресе, обещаниях награды за преданность либо на боязни расправы за неповиновение. Если султаны объявляют выборы, то результаты в случае пассивности избирателей непременно фальсифицированы в пользу власти.

недемократические режимы иного типа - student2.ru Обратите внимание Шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви предложил подданным вступить в его партию или отправиться в тюрьму; тысячи отказавшихся были убиты. В 1954 г. режим получил 100% голосов на выборах, однако бюллетеней оказалось больше, чем зарегистрированных избирателей. Принято считать, что Гаити занимает первое место в мире по фаль­сификации выборов, в результате которых приходили к власти все президенты страны.

недемократические режимы иного типа - student2.ru Отсутствие мобилизации в султанизме несколько напоминает авторита­ризм. Однако большинство авторитарных режимов отличается от султанистских наличием определенных структур со своими нормами, процедурами и ролями (к примеру, функциональные обязанности бюрократии, «разделение труда» между армией, полицией и налоговыми орга­нами). В султанистских режимах полномочия и функ­ции всех структур меняются в зависимости от усмот­рения султана: этот хозяин общества может приказать выполнять свою волю любому подданному, даже если это не входит в его прямые обязанности.

Итак, признаками персонифицированных султа­нистских режимовявляется отсутствие: идеологии, политической мобилизации, ограничителей на власть султана, плюрализма.

В заключение приведем очень четкую компара­тивную таблицу режимов, созданную Линцем и Сте­паном (см. с. 111).

Вопросы для семинарского занятия

1. Является ли культ личности или харизматичность лидера, который кон­центрирует значительную власть, необходимой чертой тоталитарных режимов?

2. Ведут ли к распаду тоталитарных режимов кризисы преемственности?

3. Не все однопартийные режимы тоталитарны, тогда какие признаки делают режим таковым? Может ли тоталитарный режим быть много­партийным?

4. Приведите примеры дототалитарных авторитарных режимов. Покажите отличие их от тоталитарных.

5. Каковы причины, способствующие появлению и распаду военных ре­жимов?

6. Сравните несколько примеров постколониального авторитаризма. Не­которые политологи называют постколониальные режимы личными диктатурами во главе с лидером-харизматиком. Согласны ли вы с этим?

7. Существуют ли сходство и различия между тоталитарным и султанистским режимом? Некоторые политологи сравнивают режим Саддама Хусейна с режимом Гитлера. Согласны ли вы с этим?

8. На рисунке (политические режимы по X. Линцу) попробуйте показать режимы И.В. Сталина, Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева, М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина и В.В. Путина.

9. Режимы какого типа нуждаются во внешней поддержке и финансовой помощи? Какие режимы получали поддержку США, СССР и почему?

10. Каковы были характеристики политического режима в СССР/России, непосредственно предшествовавшего перестройке?

Сравнительная таблица общих характеристик основных политических режимов

Характеристика Демократический Авторитарный Тоталитарный Посттоталитарный Султанистский
Политический плюрализм Ответственный плюра­лизм Ограниченный, безответ­ственный плюрализм; может быть слабая оппозиция Нет (официальная партия обладает полной монополией на власть) Нет (партия все еще формально монополизи­рует власть) Нет (ни одна группа не свободна от власти деспота); нет правового порядка
Социальный и экономический плюрализм Да Может быть Нет возможности для параллельного общества или теневой экономики Ограниченный, но ответственный (в зрелых режимах оппозиция часто создает «вторую культу­ру», «параллельное общество» или теневую экономику) Существует, но могут быть непредсказуемые деспотические вмеша­тельства
Идеология Приверженность гражданским принципам и правилам конкуренции; уважение прав меньшин­ства, законности и ценности личности Нет четко разработанной руководящей идеологии Наличие руководящей и направляющей идеоло­гии, описывающей достижимую в будущем утопию Руководящая идеология официально существует, но уменьшаются привер­женность и вера граждан; смещение акцента с идеологии на прагмати­ческий консенсус Манипуляция символами; прославление правителя; отсутствие руководящей идеологии
Мобилизация Низкая мобилизация, при понимании ценности высокого уровня участия; терпимость к мирной, соблюдающей правила оппозиции Нет политической мобилизации, кроме исключительных случаев Экстенсивная мобилиза­ция в большое число созданных режимом организаций; мобилиза­ция основана на энтузиазме Постепенная потеря интереса к мобилизации; рутинная мобилизация в госорганизации поддер­живает необходимые конформизм и покорность Низкий уровень; периодически бывают мобилизации для насилия над группами, указанны­ми султаном
Лидерство Лидеры меняются периодически по итогам свободных выборов; власть их ограничена конституционно Власть лидера (малой группы правителей) огра­ничена вполне предсказу­емыми, но плохо определенными нормами Неопределенные границы, большая непредсказуемость лидерства, часто харизма­тического; рекрутирова­ние на высшие посты зависит от приверженно­сти и успешной карьеры в парторганизации Высшие лидеры практи­чески не бывают харизматиками; их рекрутируют из офици­альной партии, а деятельность в основном ограничивается парт-структурами, процедура­ми и механизмами «внутренней демократии» Лидерство сильно персонифицировано; отсутствуют рациональ­но-легальные ограничи­тели; покорность лидеру базируется на страхе или ожидании награды; его окружение рекрутируется из членов семьи, друзей либо людей, обеспечива­ющих насилие со стороны режима; мощная династическая тенденция

Линц X., Степан А., «Проблемы демократического транзита и консолидации»

Тексты

Арендт X. Истоки тоталитаризма. — М., 1996. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. — М., 1993. Восленский М. Номенклатура. — М., 1991. Джилас М. Лицо тоталитаризма. — М., 1992.

О'ДоннелГ. Делегативная демократия. —Пределы власти. — 1994. —№ 1. Поппер К. Открытое общество и его враги. — М., 1992. Риггс Ф. Непрочность режимов «третьего мира». — Международный жур­нал социальных наук. — 1993. — № 3. Friedrich С. J., Brzezinski Z. Totalitarian dictatorship and autocracy.—N.Y., 1967. Linz J. Totalitarian and authoritarian regimes. — Boulder, CO, 2000.

Дополнительная литература

Авторитаризм и демократия в третьем мире. — М., 1996. Андерсон Р.Д. Тоталитаризм: концепт или идеология? — Полис. — 1993. — №3.

Истягин Л.Г. Исследования по тоталитаризму: в поисках нового обоснова­ния концепции. — Полис. — 1997. — № 2.

Миллер А. Авторитарный и тоталитарный опыт Центральной Европы. —\ Мировая экономика и международные отношения. — 1996. — № 7.

Цыганков П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. — М., 1995.

Щербинин А.И. Тоталитарная индоктринация: у истоков системы (Поли­тические праздники и игры). — Полис. — 1998. — № 5.

Huntington S.P The Soldier and the State. The Theory and Politics of Civil-Military Relations. — Cambridge, Mass., 1957.

Finer S.E. The Man on Horseback. — Harmondsworth, 1976.

Friedrich C.J., Curtis M., Barber B.R. Totalitarianism in Perspective: Three Views. — N.Y., 1969.

Moore B. Social Origins of Dictatorship and Democracy. — Boston, 1966.

Sultanistic Regimes (H.E. Chehabi, J.J. Linz, eds.). — Baltimore, 1998.

Глава 5

Демократия

недемократические режимы иного типа - student2.ru

Программные тезисы

· Исторические формы демократии (первобытная, античная, демокра­тические системы Нового времени и в США), их особенности и фак­торы преемственности. Всенародность, самоуправление, выборность и равенство граждан как базисные принципы первоначальных видов демократии.

· Классические и современные модели демократии. Охранительная де­мократия с разделением властей и набором правил, ограничивающих власть государства. Демократия для развития свободных информиро­ванных граждан. Понятие общей воли. Демократия для народа (или марксистская) с идеалом отмирания государства. Партиципаторная концепция демократии: расширение политического участия как цель; демократические механизмы — референдум, инициатива и отзыв вы­борного лица. Понятие прямой демократии. Демократия для избран­ных — элитарная концепция: избиратели контролируют власть только на выборах. Плюралистическая модель: соревнование партий и воз­можность групп интересов свободно выражать мнение.

· Понимание современной демократии как полиархии — власти мно­гих, но не всех. Идеальные критерии, реальные институты и принци­пы (правление большинства при уважении прав меньшинства, равен­ство граждан, легитимность и представительный характер власти, плю­рализм и свобода в политике) полиархии. Характеристики форм политического правления. Определенность процедур при неопределен­ности результатов. Понятие и функционирование консоциативной де­мократии.

· Переходы к демократии и периодизация «волн» демократизации. Ус­ловия демократии: национальная идентичность и государственное единство, экономические и культурные параметры. Понятие и фазы демократического транзита — либерализация, демократизация и кон­солидация демократии.

Проблемные вопросы

1. Как народ может реализовать свою власть?

2. Следует ли признать любое правление в интересах народа демокра­тичным?

3. Существуют ли пределы для прямого самоуправления народа и нужно ли ему правительство?

4. Насколько совместимо непосредственное осуществление власти все­ми с установлением меры политического участия каждого в процессах самоуправления?

5. Означает ли делегирование власти ее утрату? Как избежать такой ут­раты?

6. Что позволяет гражданам контролировать тех, кому они делегировали власть?

7. В чем состоит демократический и гуманистический потенциал основ­ных правил политической игры при полиархии?

Наши рекомендации