Американская система защиты прав человека
Интеграционные процессы, происходящие в Европе, уникальны. В других регионах мира они еще далеки от европейских. Межамериканская конвенция по правам человека,принятая
20 ноября 1969 годана Межамериканской дипломатической конференции в Коста-Рике, во многом скопирована с Европейской конвенции. Лишь 12 из 19 латиноамериканских государств, участвовавших на конференции, подписали этот документ. Не подписали Конвенцию и США.
В перечне прав и свобод, закрепленных в Межамериканской конвенции, даже не отражен ряд тех из низ, которые нашли свое отражение в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года, таких как: право на самоопределение, право этнических, религиозных и языковых меньшинств пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию, исполнять свои обряды, а также пользоваться родным языком и др. Также в Конвенции нет основных социально-экономических прав, лишь ст. 26 содержит общее положение об их «последовательной реализации».
Согласно этой Конвенции, полномочия по контролю за выполнением обязательств, взятых государствами-участниками, возложены на Межамериканскую комиссию и Межамериканский суд по правам человека. На практике, деятельность этих органов оказалась весьма неэффективной. Первое решение судом было принято лишь в 1988 году, т.е. спустя 10 лет после вступления Конвенции в силу. В дальнейшем деятельность суда в основном ограничивалась вынесением консультативных заключений, а также постановлений по небольшому количеству конкретных дел, выполнять которые государства-участники особенно не торопились. Например, некоторые правительства проигнорировали решение суда о выплате компенсации семьям бесследно исчезнувших противников политических режимов, и никаких мер к виновным из-за подобного неуважительного отношения в Конвенции и решению суда не было принято.
Африканская система защиты прав человека
Африканские государства разработали и приняли в 1981году Хартию прав человека и правнародов. Положения Хартии учитывают специфику континента и задач государств-участников. В этом документа на первый план выдвигаются вопросы самоопределения, борьбы с колониализмом, с иностранным господством, проблемы социально-экономического и культурного развития, осуществления суверенных прав над природными богатствами и ресурсами. Значительное место в Хартии заняли такие права, как право на международный мир и безопасность, на развитие, на благополучную окружающую среду и др. Хартия предусмотрела и создание Комиссии прав человека и прав народов.
Комиссия ежегодно проводит свои сессии, а государства-участники Хартии каждые два года представляют доклады о законодательных и иных мерах, принятых ими для обеспечения прав и свобод, предусмотренных в Хартии. Функции Комиссии сформулированы в общих лишь чертах, и в Хартии не содержится норм о полномочиях этого органа принимать какие-либо решения по обсуждаемым докладам. На практике Комиссия формулирует предложения по законодательному обеспечению тех или иных прав и свобод человека.
За первые 10 лет в Комиссию было направлено 34 сообщения о массовых нарушениях прав человека. Но ответственного реагирования со стороны ряда правительств на решения Комиссии по этим вопросам не последовало. Процесс продвижения к демократии в Африке развивается весьма сложно и противоречиво. На этом континенте немало лидеров, которые считают, что примат права в жизни страны и уважение основных прав и свобод человека - принципы, применимые лишь к европейским понятиям демократии. Они абсолютизируют роль государственного суверенитета и делают акцент на особые традиции Африки.
Анализируя сотрудничество стран Африки в области прав человека, африканские юристы отмечают, что в основе такого сотрудничества находятся вопросы развития, а также борьбы с колониализмом и расизмом.
Африканский союз- с 2002 года это объединение государств, возникшее на месте Организации Африканского Единства (ОАЕ, 1963г.). Новая организация создана по образу и подобию Европейского союза. Предполагается, что у Африканского Союза будет сформирован единый парламент, общая граница и введена единая валюта, однако, это выглядит как трудно осуществимая мечта.
Содружество Независимых Государств (СНГ)
СНГбыло создано 8 декабря 1991 года.Соглашение о создании СНГ первоначально было заключено Беларусью, Россией и Украиной, позднее присоединились все бывшие республики СССР, за исключением стран Балтии.
В соответствии с Уставом СНГ, принятым в1993 году вМинске, высшим органом объединения признавался Совет глав государств,а высшим исполнительным органом - Совет глав правительств.
26 мая 1995 годав рамках СНГ была принята Конвенция о правах и основных свободах человека,однако, в Конвенции нет механизма осуществления этой деятельности. В отличие от Европейской системы защиты прав человека, не было предусмотрено создание суда по правам человека. Создавалась лишь Комиссия по правам человека, положение о которой было утверждено Советом глав государств. К полномочиям Комиссии были отнесебны лишь принятие заключений и разработка рекомендаций государствам-участникам в области защиты и обеспечения основных прав и свобод человека. Однако, даже в таком общем
виде данный документ не подписали Украина, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан и Туркмения.
Можно сделать вывод, что в рамках СНГ еще пока не создан стабильный, постоянно действующий контрольный механизм в области защиты прав человека.
Контрольные вопросы к теме №3
1. Что такое контрольный механизм и процедура?
2. Какие существуют виды международных контрольных
механизмов и процедур?
3. Перечислите международные контрольные механизмы,
созданные в рамках ООН?
4. На основании каких процедур функционирует Комиссия
по правам человека? Для чего эти процедуры предназначены.
5. Какие функции выполняет Управление верховного ко
миссара по правам человека?
6. Какие договорные органы (комитеты) в области прав
человека вам известны?
7. В чем состоит суть Европейской системы защиты прав
человека?
8. Чем отличаются Американская и Африканская системы
защиты прав человека от Европейской?
9. Конвенция о права человека, принятая в рамках СНГ?