Вопрос. Февральская революция 1917 г. Мероприятия Временного правительства и их оценка

ФЕВРАЛЬСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Начало 1917 г. ознаменовалось подъемом стачечного и забастовочного движения в стране, перебоями в работе железнодорожного транспорта, трудностями в обеспечении крупных городов продуктами питания; налицо было назревание общенационального кризиса. Та легкость, с которой за одну неделю власть по всей стране перешла от царского дома к Временному правительству и Советам депутатов, свидетельствует о полном отсутствии социально-политической опоры у самодержавия к февралю 1917 г. Против власти Николая II объединились не только трудящиеся и буржуазия, но и часть высшего дворянства, не видевшая больше перспектив у императорского дома Романовых.

Восстание в Петрограде началось стихийно, в Международный женский день 23 февраля по старому стилю, когда на улицы вышло порядка 130 тыс. человек. На протяжении нескольких следующих дней к выступавшим присоединились солдаты ряда полков, расквартированных в столице, что и предопределило общий успех революции. 28 февраля всеобщая политическая стачка развернулась и в Москве, а к концу дня 1 марта весь город был в руках восставших. Схожим образом во всех городах России власть почти исключительно мирным путем была отобрана у царского правительства.

Николай II, получив сведения о резком изменении обстановки в столице от начальника штаба Ставки генерала Алексеева, согласился вначале на создание «ответственного министерства», а вскоре, после получения телеграмм от всех командующих фронтов, и на отречение от престола в пользу своего сына Алексея. Но этот шаг уже не мог остановить крушения самодержавия. В ночь на 3 марта 1917 г. Николай II подписал новый манифест об отречении, на этот раз в пользу своего брата Михаила, и передал его представителям Временного комитета Государственной думы Гучкову и Шульгину. Окончательно прекращение правления в России царского дома Романовых зафиксировал манифест Михаила Александровича, который возложил вопрос о будущем устройстве государства на Учредительное собрание, созываемое на основе всеобщих, прямых, равных и тайных выборов.

В это время в Петрограде уже фактически сложилась система двоевластия. Формально власть принадлежала созданному 2 марта Временному правительству, срок полномочий которого был ограничен периодом до созыва Учредительного собрания. При этом реальная власть находилась в руках Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, опиравшегося на военную силу подчиненных ему отрядов. В создавшихся условиях эти два органа вынуждены были сосуществовать и координировать свои действия. Период двоевластия продлился до 4 июля 1917 г., когда Временное правительство подавило направленные против него выступления рабочих и солдат, поддерживавшиеся многими депутатами Советов.

На местах весной 1917 г. власть переходила к комиссарам Временного правительства (ими становились председатели земских управ), с одной стороны, и к образовывавшимся по всей стране Советам рабочих, солдатских, крестьянских депутатов – с другой.

71. ПОЛИТИКА ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1917 г.

Основные положения провозглашенной социально-экономической политики Временного правительства устраивали большую часть общества. Несмотря на это, Временное правительство не смогло стать консолидирующей силой и обеспечить мирное развитие страны. В своих действиях оно изначально было ограничено самим временным (до Учредительного собрания) характером власти и невозможностью в связи с этим на правовой основе решать наиболее острые проблемы, стоявшие перед обществом. В стране в 1917 г. сложилась крайне тяжелая экономическая ситуация, отягощенная продолжавшейся войной и начинавшейся разрухой в промышленности. Эффективность политики Временного правительства снижал его коалиционный состав, пытавшийся зачастую примирить противоположные точки зрения в ущерб делу, а также отсутствие прочной опоры на местах и слабость реальной власти. В России к середине 1917 г. сложилась громоздкая система управления государством.

В результате реформы местного самоуправления сеть земств была распространена на всю Россию, однако реальная власть зачастую принадлежала не им, а Советам депутатов, число которых увеличилось за короткий период примерно с 600 до 1000. Советы не хотели брать в свои руки верховную власть и оказывали на Временное правительство мощное давление «слева». Зачастую их решения шли вразрез с политикой Временного правительства – напр. 1 марта 1917 г. был принят так называемый «Приказ № 1», провозгласивший выборность в армии, передачу многих функций от офицеров солдатским комитетам и т. п. Этот приказ сыграл огромную роль в разложении старой армии и совершенно не соответствовал государственным интересам России. Кроме этого приказа большую роль в развитии событий сыграли подписанное Петроградским советом соглашение с фабрикантами о введении восьмичасового рабочего дня и принятие манифеста «К народам всего мира», декларировавшего отказ от аннексий и контрибуций в войне. Подобные популистские решения в большинстве случаев отвечали чаяниям части населения, но не могли устроить все общество, что приводило к дальнейшей эскалации напряженности.

Первый кризис в работе Временного правительства произошел как раз в связи с вопросом о продолжении войны. 18 апреля министр иностранных дел Милюков направил союзникам России ноту, подтверждавшую обязательства страны вести боевые действия до победного конца. Такая позиция правительства не устраивала солдат, не желавших отправляться на фронт, и под давлением многочисленных демонстрантов Гучков и Милюков подали в отставку. В мае 1917 г. был сформирован новый состав Временного правительства с участием шести социалистов и десяти либералов.

Однако желаемого затишья в стране добиться не удалось. Уже в июне демонстрации в ряде городов проходили под лозунгами «Долой министров-капиталистов!», «Долой войну!», «Вся власть Советам!»

72. ПОЛИТИКА ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1917 г

Манифестации 4 июля в Петрограде привели к вооруженному противостоянию на улицах, и на этот раз жертв оказалось больше, чем во время свержения монархии, – около 700 человек. Сторонники правительства взяли верх, один из организаторов выступления – партия большевиков – на время потеряла свое влияние в массах. По их авторитету ударило не только поражение восстания, но и опубликованные документы о получении ими денег от Германии.

После событий 4 июля был изменен состав Временного правительства – его возглавил А.Ф. Керенский, а пост Главнокомандующего получил Л.Г. Корнилов. Третье по счету с марта 1917 г. правительство попыталось остановить сползание к хаосу и гражданской войне с помощью созыва Государственного совещания в Москве 12–15 августа. Несмотря на наметившееся сближение позиций по ряду вопросов, в главном устранить разногласия между социалистическими партиями и либералами не удалось – слишком различались их подходы к решению общероссийских проблем.

Очередной политический кризис разразился в конце августа, когда генерал Л.Г. Корнилов попытался с помощью армии установить диктатуру и провести ряд чрезвычайных мер. Большую роль в разгроме его войск сыграли социалистические партии и, в частности, большевики, с этого момента вновь начавшие обретать популярность. Их простые и радикальные лозунги отвечали надеждам большинства населения которое уже не верило обещаниям Временного правительства.

В создавшейся обстановке ряд руководителей большевиков во главе с В.И. Лениным провозгласили лозунг вооруженного восстания с целью захвата власти. Опираясь на отряды Красной гвардии (созданной весной 1917 г. и насчитывавшей около 100 тыс. человек) и организованный Военно-революционный комитет Петроградского Совета, 25 октября 1917 г. практически без кровопролития восставшие захватили Зимний дворец и арестовали министров Временного правительства. И хотя после 25 октября Временное правительство номинально продолжало существовать, его реальное влияние на развитие ситуации было утрачено.

Имеется ряд объективных и субъективных причин падения Временного правительства. В первую очередь необходимо назвать общее ухудшение экономической ситуации в стране, падение дисциплины и производительности труда, вызванное распадом структур власти. Социальные требования масс объективно не могли быть выполнены в короткий срок, а попытка действовать легитимно, дожидаясь созыва Учредительного собрания, не привела к успеху. Приверженность меньшевиков и эсеров к компромиссу не устраивала крайние политические силы, как правые, так и левые, и не могла служить способом решения проблем. Надо признать, наконец, что при всем желании выйти из сложившейся ситуации у Временного правительства не было реальных эффективных рычагов управления и воздействия на обстановку в стране. Все это и привело к тому, что в критический момент у него не нашлось достойных защитников.

Наши рекомендации