Вертикальные и горизонтальные региональные конфликты.
Вертикальные региональные конфликты встречаются гораздо чаще горизонтальных. При этом конфликтовать с национальным/федеральным уровнем может не только отдельный регион, но и группа регионов. Так, альянсы позволяют штатам увереннее противостоять национальному правительству.
Региональные конфликты имеют вертикальное и горизонтальное измерения* . Так, конфликты «регион-регион» имеют горизонтальный характер, хотя в своем развитии они могут приобретать и вертикальное измерение в том случае, если конфликтующие стороны обращаются в федеральные инстанции (например, Конституционные и Верховный суды). В США горизонтальные конфликты (между штатами) довольно долгое время были важной чертой развития страны: по словам Дж. Вашингтона, штаты были связаны «веревкой из песка». Существовала вероятность раскола нового, получившего независимость американского государства, на 3-4 крупных макрорегиона, каждый из которых включал бы несколько штатов (Новая Англия, Юг).
Региональная политика. Основания классификации политических региональных конфликтов.
Региональная политика — составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.
Является составной частью политики государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Основными объектами являются: административно-территориальные деления (области, края, провинции); единицы политико-территориального деления (автономии, образованные на моно- или полиэтнической основе); субъекты федерации. В чрезвычайных ситуациях объектами становятся зоны стихийных и экологических бедствий, конфликтов. Степень самостоятельности регионов в разных странах неодинакова, зависит от государственного устройства. Возникающие между центром и регионами противоречия разрешаются, как правило, путём компромиссов. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научно обоснованной стратегии регионального развития.
Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т. д. Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны.
Этническая составляющая региональных конфликтов.
( см. в учебнике)
Особенности макрорегионального, мидирегионального, микрорегионального, межрегионального конфликтов.
Макрорегиональный –категория обществознания для обозначения столкновения противоборствующих сторон, которые могут быть представлены как макрорегионы ( например, конфликт Евросоюза и США по проблемам применения силы в Ираке);
Мидирегиональный – категория обществознания для обозначения столкновения противоборствующих сторон, которые могут быть представлены как мидирегионы ( например, конфликт между Россией и Китаем по поводу спорных приграничных территорий);
Микрорегиональный- категория обществознания для обозначения столкновения противоборствующих сторон
Конфликты идентичности.
Слово «идентичность», введенное в научный оборот в последние десятилетия, пока весьма далеко от категориальной ясности. Содержание понятия «идентичность» пересекается с таким смысловым рядом, как аутентичность, подлинность, самость, (само-) удостоверяемость, самоопределение, тождественность самому себе. Собственно, на латыни исходное понятие «identitas» и означало «тождественность».
Идентичность как проблема возникает именно тогда, когда она перестает быть самоочевидной и начинает, как нечто самостоятельное, отслаиваться от социально-онтологических сущностей. Конфликты, обусловленные поиском идентичности, происходят вдоль внешних границ новых национальных государств, подобных возникшим после краха коммунизма в Восточной Европе и Центральной Азии. Они все чаще возникают в Африке, где приводят к распаду национальных государств, представляющих собой достаточно хрупкую институциональную структуру с менее чем полувековыми корнями. Одновременно такого рода конфликты стали повсеместным явлением и в странах либеральной демократии. С конца 1970-х годов требования признать идентичность, основанную на гендерной, расовой, этнической принадлежности, а также на сексуальной ориентации, поколебали нейтральность либерального государства, а конфликты в сфере культуры, происходящие вокруг признания и подтверждения разнообразн«Ввиду того, что женщины, расовые, этнические и языковые меньшинства, аборигенные народы, религиозные общины и мигранты потребовали признать и учесть их право на «особость», возникли новые политические представления и новый политический вокабуляр», – считает известный исследователь этих проблем С.Бенхабиб (13, с.XXXII). Наиболее показательны в этом плане мультикультурные конфликты, ставшие достоянием общественности в последние годы, например, дело Салмана Рушди в Великобритании, «дело о платках» в школах Франции, «карикатурный конфликт» и т.д. Они затронули новые этнокультурные группы, поскольку те стремились внедрить свои религиозно-культурные обычаи в правовую и культурную среду светских, но по преимуществу протестантских, католических или англиканских стран либеральной демократии. ых претензий на идентичность, заняли центральное место в политике оппозиционных сил.