Драматизм диалогов Платона. Образ Сократа и система персонажей. "Мифы" Платона
Ораторская проза в древней Греции: основные виды речей.
Греция IV в. дала плеяду блестящих ораторов. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи материала. В Афинах, центре культурной жизни Эллады, все видные политические деятели были превосходными ораторами. Свободно владел словом Перикл; его речи, целенаправленные и убежденные, с точными и образными сравнениями производили на слушателей огромное впечатление.
Известны два основных типа речей - политические и судебные. Высшим достижением ораторского искусства признавались политические речи, а среди них наиболее важными считались совещательные, т. е. посвященные обсуждению конкретных вопросов, которые требовали принятия конкретных мер. Источники показывают, что аттическими ораторами был поставлен и дискутировался вопрос о месте, занимаемом ими в государстве и назначении их выступлений. Большинство из них полагало, что назначение политических речей - приносить благо, а долг оратора как гражданина - обратить дар слова на пользу родному городу. Темой обсуждений были злободневные вопросы современности и более общие проблемы: основы внутренней и внешней политики, принципы межполисных отношений, отношение эллинов к негрекам. Выдающимся оратором был Исократ (436-338 гг.), его античные биографы насчитывали до 60 принадлежащих ему речей, до наших дней дошла лишь треть. Демосфен (384-322 гг.) также оставил о себе память как о выдающемся ораторе.
По своим политическим взглядам оратор - сторонник демократии, которая ассоциируется у него с независимостью. Его речи позволили исследователям воссоздать многие положения демократической теории: ее понимание государства, законов, социальных отношений, войн. Преданность Демосфена демократическому строю не исключала критического отношения к его недостаткам. Демосфен довольно резко указывает на пассивность граждан, не желающих сражаться за свои права, на рост аполитичности, неумение и нежелание действовать быстро и решительно, склонность к бесконечным словопрениям, т. е. на все, что ослабляло позицию Афин и было на руку Македонии.
Политическими соратниками Демосфена были Гиперид и Ликург. Гиперид (389-322 гг.), один из лучших аттических ораторов, принимал деятельное участие в антимакедонской войне. Ликург (390-325 гг.) интересовался не столько внешней, сколько внутренней политикой, управлял афинскими финансами. До нашего времени дошла лишь одна его речь. Как оратор он обладал, видимо, большой силой, логикой, способностью убеждения.
В числе противников Демосфена находились сторонники промакедонской группировки Эсхин и Динарх. Эсхин (397-322 гг.), разносторонне образованный человек, бывший не только талантливым оратором, но и актером, известен своими дискуссиями с Демосфеном. О Динархе (родился в 396 г.), которого причисляли к десяти наиболее прославленным аттическим ораторам, биографических сведений меньше, чем о других. Приверженец Македонии, он приобрел печальную известность пасквилями против Демосфена.
В IV в. появилось фундаментальное исследование, посвященное красноречию, - "Риторика" Аристотеля. В ней дан настолько интересный и глубокий анализ искусства убеждения, что много столетий спустя, в наши дни, специалисты по пропаганде находят там идеи, считавшиеся достижением только нового времени.
Драматизм диалогов Платона. Образ Сократа и система персонажей. "Мифы" Платона
Говоря об образе Сократа в диалогах Платона, прежде всего стоит остановиться на некоторых, присущих только этому великому философу, литературных и стилистических деталях этих диалогов. Первое, с чего следует начать, разбирая наследие мыслителя, это с того, что диалоги Платона - это своеобразные драматические сцены, где собеседники, умудренные в жизни и философии, ведут умный, живой и острый диалектический спор, отыскивая ответ на поставленную в начале разговора задачу. Таким примером может служить, например, знаменитый диалог Платона "Пир", где присутствующие на пиру люди ведут между собой спор о том, что такое любовь и кто такой Эрот. Другой особенностью диалогов Платона является использование собственных созданных мифов и мифологических рассказов, которые помогают понять особенности философских взглядов, как самого Платона, так и его собеседников. Однако, кроме этих перечисленных особенностей, для диалогов Платона также характерно то, что, например, мудрая беседа говорящих иной раз прерывается бытовыми сценами, в которых вырисовывается живописный образ героев, окружающая их обстановка, сама атмосфера спора. Платону в равной мере удаются веселый комизм, тонкий юмор, злая сатира ("Ион", "Гиппий большой", "Протагор", "Пир" ) и глубокая, проникновенная зарисовка драматических и даже трагических событий на фоне различных житейских деталях: суд над Сократом ("Апология"), его пребывание в тюрьме (" Критон"), прощание с друзьями и женой, снятие кандалов, горе учеников, чаша с ядом, которую спокойно выпивает Сократ, его хладнокровное наблюдение над действием яда и, наконец, последнее слово перед смертью. А теперь мне бы хотелось подробно проанализировать диалог Платона "Федон", а также речь Сократа перед народным собранием во время суда в диалоге "Апология".
Образ Сократа, как о человеке, который готов бросить вызов обществу. Второе - образ Сократа можно отождествить с Иисусом Христом, в связи с их очень схожим отношением к смерти и жизни. Третье. Мыслитель изображается в диалогах, как настоящий философ, который не боится смерти, а наоборот, спокойно выпивает приготовленную для него чашу с ядом. Четвертое. В своих беседах с учениками, используя риторические вопросы и метод выведения причинно- следственных связей, приходит к доказательству какого-либо понятия. Пятое. Впервые в античной философии поставил вопросы об устройстве Вселенной, о жизни и смерти, о бессмертии души, доказав этот тезис своими знаменитыми аргументами.( взаимопереход противоположностей, самотождество идеи (эйдоса ( души, знание, как припоминание того, что было, теория души, как эйдоса жизни ).
Платон, философ и поэт, уверенно возводит здание своей мечты о совершенной красоте, в чем бы она ни воплощалась, в науке, обществе, морали, законодательстве. Его миф устремлен в будущее вопреки всем стародавним традициям, которые всегда мифологизировали и идеализировали прошлое.Миф Платона живописен, многокрасочен и «вылеплен» («пластичен», по выражению философа в «Тимее»), как художественное произведение. Поэтому от него нельзя ждать логических доказательств и точной аргументации. В нем всегда есть недосказанность, эскизность, даже небрежность отделки, как при обтесывании глыбы мрамора. Некоторые мифы создают впечатление незавершенности, но в этом и состоит их прелесть. Они выписаны размашисто, яркими мазками, наложенными уверенной кистью мастера, которым руководит не логика, а вера в реальность своего мифотворчества, наполненного живыми многострадальными людьми в поисках вечной истины.Именно жизненное ощущение мифа раскрывает перед Платоном множество художественных возможностей, когда переплетаются воедино трагическое и комическое, серьезное и ироническое, тяжеловесное великолепие и интимное изящество. Миф постоянно сопровождается у Платона размышлением, логосом, и от этого его поэтичность становится еще более удивительной.
25. Основные проблемы поэтики Аристотеля.Аристотель сформулировал целый ряд законов, в соответствии с которыми формируется и функционирует драма. Эти законы не теряют своей актуальности и сегодня. Весь трактат Аристотеля – о преображении, переосмыслении реальных процессов. Резюмируя множество комментариев к Аристотелевской «Поэтике», Аникст делает вывод, что «мимесис» - это «творческое воспроизведение действительности».
Центральное место в «Поэтике» занимает анализ трагедии. Она для Аристотеля не только высшая форма поэзии, но и квинтэссенция драматического искусства вообще. При этом автор не разграничивает понятий «трагическое и трагедия», эпос, содержащий трагический элемент, расматривается им наряду с самой трагедий на протяжении всего трактата. Также понятие «трагедия» часто служит ему синонимом понятия «драма». Аристотель различает три средства подражания: ритм, слово и гармония. Поэзия, в том числе драматическая, по его мнению, - высшее из искусств еще и потому, что она использует все эти средства: ритм, мелодию и метр ( мыслитель имел в виду поэтическое искусство древних, которое сочеталось с музыкой).
По Аристотелю драма есть «подражание действию». Именно действие и является для этого автора главным элементом драмы: «Без действия не могла бы существовать трагедия, а без характеров могла бы». Характеры для Аристотеля гораздо менее важны, чем фабула
Актуальна до сих пор аристотелевская концепция развязки драмы. Он, в отличие от Платона, не настаивает на справедливом распределение кары и награды в соответствии с нравственными качествами героев. Главное для Аристотеля – не моральный вывод, который навязывается зрителю, но эмоциональное воздействие представления.
Говоря о создании характеров, Аристотель подчеркивает, что жизненная правда не совсем совпадает с художественной. Для Аристотеля характерно требование определенности и значительности характеров, позже воспринятое классицистским искусством. Одним из ключевых понятий теории драмы у Аристотеля является проблема катарсиса, очищения. О комедии Аристотель пишет очень мало. Все комментаторы «Поэтики» признают, что автор видит смысл комедии в осмеянии пороков, а не отдельных людей, обладающих этими пороками. То есть и здесь, как и в трагедии, идет речь о неком обобщении. При этом , считает Аристотель, по-настоящему смешным является только то «некоторое безобразие или ошибка, которое никому не причиняет страдания и ни для кого не пагубное». Отсутствие страдания и пагубности и отличает комедию от трагедии. Следует подчеркнуть, что в комедии возможно, по Аристотелю, чудесное и фантастическое. Трагическая концепция, как мы помним, исключала такие возможности.
Особняком стоит вопрос о комическом катарсисе. Подойти к решению этой проблемы возможно только окольными путями, сам Аристотель не говорит о комическом катарсисе ни слова. Ряд исследователей считает, что «комедия отнюдь не обязательно изображает именно аффекты, нуждающиеся в очищении, в может показать и нечто совсем другое». Даже в этом случае, считает Лэйн Купер, дурные эмоции человека будут очищены. «Если заставить гневного и завистливого человека смеяться, он хотя бы временно перестанет сердиться и завидовать».
26. Понятие эллинизма. Культурное значение Александрии.Термин «эллинизм» родился примерно полтора столетия тому назад. Ввел его немецкий историк Иоганн Густав Дройзен. Эллинизм — это и период, и процесс распространения эллинистической культуры далеко за пределы собственно эллинских земель, включая сюда и колонии. Эллинизм — это эллинизация культур неэллинов и даже неантичных народов. В эпоху Эллинизма греческая культура простирается географически на запад до Атлантического океана, не проникая лишь на острова — в Британию и Ирландию. Еще грандиознее распространение греческой культуры географически на восток, где под ее влияние попали даже Греко-бактрийское государство, занимавшее часть нашей Средней Азии, и Кушанское государство и кушанская культура, т. е. Северная Индия. Очень показательна Александрия — во всех отношениях сверхэллинистический город. Этот город трудно считать греческим и невозможно — египетским. При Птолемеях население Александрии состояло примерно из 50 % греков (в т. ч. и окончательно эллинизированных македонян), 40 % евреев и 10 % всех остальных (в т. ч. и египтян). Александрия всегда была не вполне Египтом, они даже немного другу противостояли, но величайшим египетским городом она была.Александрия имела потрясающей красоты набережную, подковой охватывающую залив. Это, пожалуй, первая морская набережная, о которой можно говорить. Александрия была капиталистическим городом. Термин «античный капитализм» в западноевропейской науке появился давно и вполне имеет право на существование (с таким же успехом мы могли бы пользоваться и термином «античный феодализм»).