Структура системы государственного управления

Соблюдение Конституции и законов и соответствие всех других издаваемых нормативно-правовых актов действующему законодательству составляютсущность законности. Наряду с законностью эффек­тивности управления служат дисциплина и целесо­образность,присущие управленческой деятельности.

Законность в государственном управлении характеризуется рядом черт.

Во-первых, это общеобязательность законов для всех юридических и физических лиц, находящихся на территории России независимо от каких либо обстоятельств и личных качеств. В этом проявляется верховенство и всеоб­щность предписаний законов, их высшая юридическая сила.

Во-вторых, единство законности, обеспечивающее единообраз­ноепонимание и применение законов на всей территории РФ. Это необходимо для успешного, слаженного взаи­модействия звеньев исполнительной власти, как между собой, так и с гражданами.

В-третьих, недопустимость противопоставления законности ицелесообразности, издания каких-либо правовых актов и дейст­вий по их реализации вопреки закону под предлогом их целесо­образности. Сам закон есть высшая степень проявления целесо­образности. Целесообразностьозначает соответствие деятель­ности органов исполнительной власти, должностных лиц тем целям, которые поставлены перед ними законами и подзаконными актами (так как не всегда четко определяются конкретные дей­ствия и условия осуществления тех или иных норм). Поскольку закон регулирует сложные и многообразные отношения в обществе, законодатель дает исполнителю пра­вовой нормы определенный простор, обычно предлагая на основе так называемого административного усмотрениянесколько вариантов конкретного решения. Главное состоит в том, чтобы любой вариант решения при применении закона обязательно осу­ществлялся в границах закона и на основе норм права. Правоприменительная деятельность основывает­ся на требованиях общих норм закона, а поэтому должна им соответствовать.

В-четвертых, неразрывная связь законности и правовой куль­турынаселения. Эта связь проявляется в том, что, с одной сторо­ны, внедрение законности означает повышение культурного уров­ня населения, а с другой - само наличие определенного уровня культуры составляет необходимую предпосылку соблюдения за­конности.

В-пятых, при любом управленческом решении законность должна быть рядом со справедливостью. Только вместе они дости­гают целей правового регулирования, реализации исполнитель­ной власти. Отсутствие справедливости перечеркивает и закон­ность.

В-шестых, законность в государственном управлении торжест­вует лишь в том случае, если ее нарушение влечет неизбежность ответственности или другой реакции государства на противоправ­ное поведение.

Цель деятельности по обеспечению законности и дисциплины:

• недопущение в деятельности органов исполнительной власти наруше­ний тех требований и предписаний, которые закреплены в действую­щих законах и подзаконных актах;

• своевременное и оперативное выявление нарушений, их пресечение иустранение;

• установление причин и условий, способствующих нарушениям в деятельности органов исполнительной власти;

•привлечение к соответствующей ответственности виновных в наруше­нии законности и дисциплины;

• разработку и принятие мер, направленных на устранение причин и
условий нарушений законности и дисциплины.

Обеспечению законности в России служит система определен­ныхгарантий. Существуют экономические, политические, орга­низационные, юридические и общественные гарантии. На них опирается деятельность всех субъектов административного права в процессе реализации исполнительной власти.

Обеспечение законностивозлагается на различ­ные органы как в качестве их основной деятельности (суды, прокуратуру, государственные инспекции и др.), так и в качестве дополнительной функции. Многочисленную группу субъектов права составляют органы исполнительной власти, администрация государственных объеди­нений, предприятий, учреждений и организаций. Они не только применяют законы и подзаконные акты, но и сами издают боль­шое число правовых актов, которые должны правильно отражать жизненные потребности и, что чрезвычайно важно, быть закон­ными.

Эффективность деятельности органов исполнительной власти зависит не только от уровня законности, но и от дисциплины участников управленческого процесса. Под государственной дис­циплинойподразумевается сознательное повиновение и строгое соблюдение норм поведения, согласованность в действиях, прежде всего государственных служащих по выполнению ими общих и должностных обязанностей и распоряжений руководителей. Дисциплина означает точное исполнение требова­ний законов, иных нормативных правовых актов управляемыми и управляющими субъектами (т.е. со­вершенствуется под действием правовых норм). Законность является базой, на основе которой формируется дисциплина, и одновременно способом ее защиты. В то же время без дисципли­ны невозможна законность.

В целях укрепления законности и дисциплины органами исполнительной власти проводится разнообразная ра­бота: совершенствование системы органов исполнительной власти и более четкое регламентирование их правового статуса; определение общих и должностных обязанностей и прав государ­ственных служащих, пределов их личной ответственности; при­нятие правовых актов, предусматривающих административный и судебный порядок восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан; воспитание у граждан чувства уважения к за­кону, повышение их правовой культуры.

Также действует особая система государственных орга­нов, на которую возложена обязанность по поддержанию и укреп­лению законности и дисциплины в деятельности органов испол­нительной власти. Применяемые ими различные правовые и ор­ганизационные формы и методы деятельности, практические приемы обобщенно называютсяспособами обеспечения законнос­ти. Это — контроль, надзор и обжалование (реализация права жа­лобы).

36.Общая характеристика кодекса РФ об административных правонарушениях

Кодекс РФ об административных правонарушениях — единственный кодификационный акт административно-правового значе­ния. В нем приведен в определенную систему нормативный право­вой материал, составляющий институт административной ответст­венности. Являясь законодательным актом, он объединяет правовые нормы, регулирующие обществен­ные отношения, складывающиеся в различных областях нашей жизни в связи с совершением особого вида правонарушений административных правонарушений и по поводу применения осо­бого вида юридической ответственности за их совершение — административной ответственности

Соответственно другая сторона регулируемых административ­ным правом отношений юридически зависима от волеизъявлений обязательного субъекта, роль которого в соответствии с действую­щим законодательством возложена на органы исполнительной власти и действующих от их имени должностных лиц. По существу они не выражены буквально. Однако сам факт фиксации в той или иной статье КоАП определенных действий (либо бездействия), обо­значаемых в качестве нарушения обязательных правил и норм (т.е. соответствующих предписаний), сопровождаемого определенной мерой административной ответственности (административным на­казанием), достаточно убедительно свидетельствует о том, что были совершены запрещенные правовыми нормами действия (или имело место бездействие).

Может ли наличие подобных запретов вызывать негативную реакцию?

Никаких методологических возражений, конечно же, быть про­сто не может. Любой член общества, лишенный предвзятого отно­шения к праву и к его практическому применению, понимает, что нарушение юридических предписаний или запретов должно влечь за собой правовые последствия правоохранительного характера, т.е. юридическую ответственность виновной стороны. Неотврати­мость наказания за недолжное поведение — это принцип не только уголовного, но и административного законодательства.

Тем самым осуществлено упорядочение значительного массива действующих административно-правовых норм различного уровня, причем в КоАП предпринята давно ожидаемая и в целом удач­ная попытка освободиться от многих устаревших норм. В этом по существу и состоит его значение в плане создания стабильного законодательства, что особенно важно для сферы действия норм российского административного права — наиболее мобильных и многоплановых современный подход к пониманию объема законодательства об административных правонарушениях; определены предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об ад­министративных правонарушениях; в круг субъектов администра­тивной ответственности введены юридические лица; терминологи­чески административные взыскания трансформировались в адми­нистративные наказания; усовершенствована их система (упразд­нены исправительные работы, введен новый вид наказания — дис­квалификация).

КоАП имеет следующую структуру.

Раздел 1 «общие положения» - методологически самый важный. В нем зафиксировано современный подход к пониманию объема законодательства об административных правонарушениях; определены предметоведение РФ в области законодательства об административных правонарушениях; круг субъектов административной ответственности; введены юридические лица; терминологически административные взыскания трансформировались в административные наказания; усовершенствована их система.

Раздел II «Особенная часть» — наиболее развернутый структур­ный элемент Кодекса, содержащий систему административных правонарушений, группируемых по определенным сопредельным признакам (например, посягающие на права граждан, в области охраны собственности, в области предпринимательской деятель­ности ит.д.). В отличие от КоАП 1984 г. теперь этот раздел включает не 10, а 17 глав. Количество конкретных составов административ­ных правонарушений с 243 возросло до 402.

Раздел III «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» со­держит нормы, определяющие с учетом изменений в сфере реали­зации исполнительной власти систему названных субъектов, наде­ленных юридически-властными полномочиями, а также объем их компетенции в отношении конкретных правонарушений и нару­шителей, т.е. подведомственность дел об административных правонарушениях;

Раздел IV «Производство по делам об административных право­нарушениях» содержит административно-процессуальные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях. В состав КоАП этот раздел включен в силу того, что пока еще не разработаны реальные проек­ты административно-процессуального законодательства, подоб­ные УПК, ГПК и АПК.

Раздел V «Исполнение постановлений по делам об администра­тивных правонарушениях» посвящен основам административно-исполнительного производства.

Таково содержание КоАП. Ознакомление с ним дает возмож­ность не только получить необходимое представление о характере законодательного регулирования одного из важнейших проявле­ний современной государственно-управленческой деятельности, но и оценить его содержание с позиций дальнейшего совершенст­вования правовых средств преодоления самого массового вида пра­вонарушений.

Наши рекомендации