Коммуникативные нормы массовой культуры
В культурологии противопоставляются три типа культуры – традиционная, массовая и элитарная. Каждому из этих типов присущи определенные коммуникативные нормы. Массовая культура возникает как следствие книгопечатания, появления прессы и выхода на уровень широкой циркуляции информации, предназначенной всем. Равенство доступа к информации многократно усиливается в результате перехода общества к рыночной экономике, и поэтому массовая культура – это система ценностей, проявляющихся не в индивидуально-личностном, а в статусно-представительском общении, в серийном производстве и усреднении человека.
Коммуникативная норма представляет собой стандарт вербального и невербального общения в его жанровом многообразии. Норма – это распространенные в языковом сознании установки принятого в определенном обществе коммуникативного поведения, понимание того, кому, когда и как следует или не следует себя вести определенным образом в процессе общения.
Коммуникативная норма включает:
1) языковую норму (принятые фонетические, лексические, грамматические особенности использования определенного языкового средства)
2) жанрово-ситуативную норму (уместность соответствующего средства в определенной ситуации и возможность его варьирования).
3) К языковым нормам примыкают и параязыковые нормы – мимика, жестикуляция, коммуникативно значимое молчание и т. д.
Массовая культура представляет собой отрасль экономики, она направлена на производство и потребление благ и товаров. Деньги как символ успеха и универсальный эквивалент любых ценностей превращаются в центральный концепт массовой культуры. В обществе массовой культуры приоритеты расставляются так, что экономическая выгода становится определяющим моментом для суждения о целесообразности той или иной деятельности. Коммерциализация как сведение различных ценностей к денежному эквиваленту вариативно проявляется в коммуникативных нормах массовой культуры.
Современная массовая культура в значительной мере – это специфический набор ценностей, присущий американскому коммуникативному стилю. Возростает значимость рекламы как способа продвижения продуктов в разных видах общения. Фразы из рекламных роликов стали прецедентными для многих носителей современной лингвокультуры и активно используются в общении. Например, «Тогда мы идём к вам!» (из рекламы стирального порошка), «Райское наслаждение!» (из рекламы конфет). Коммерческий, товарный смысл массовой культуры вытекает из ее сущности – массовости.
Массовая культура является важнейшим инструментом консолидации современного общества, в этой консолидации стираются индивидуальные различия между людьми. Нормы самопрезентации в деловом дискурсе требуют от отправителя речи конструировать собственный имидж с подчеркиванием своих успехов во всех значимых для данного типа дискурса областях. Таков, например, формат резюме, где его составитель дает оценочную информацию о себе. Нормы самопрезентации в политическом дискурсе сводятся к тому, что речевые приемы политической борьбы в нашей стране со всей очевидностью отражают не только стремление показать себя в лучшем свете, а конкурентов – как несостоятельных и недостойных людей, но и падение общекультурного уровня коммуникативного стиля.
Специфически преломляется соотношение равенства и неравенства между людьми: все исходят из презумпции равенства, и поэтому общаются легко и свободно со всеми, статусные, возрастные и гендерные признаки учитываются только в ситуативном плане, но не предполагают подчеркнутого выражения уважения. Универсальный эквивалент – деньги.
Общение в массовой культуре эмблематично. Эмблема – это легко узнаваемый и однозначно понимаемый знак, определяющий принадлежность того или иного объекта определенному классу.
Эмблематичным является произношение. Например, подросткам свойственно говорить невнятно и обычно на большой скорости. В лексике эмблематичность прослеживается в стилистически сниженных словах и выражениях Эмблематичным может быть и высокий стилевой регистр, но в массовой культуре высокий стиль является знаком чужих и поэтому подсознательно и сознательно не используется.
Моментальная реакция или ее имитация – также признак современной массовой культуры. Это ведет к тому, что нормой речи являются спонтанные короткие фразы, построенные по определенным образцам. Раздумывать и некогда, и непрестижно. Возникает особый язык, предназначенный для общения в такой ситуации. В этом языке все слова и выражения напоминают междометия. Такие единицы можно назвать эпиномами (греч. эпи –- поверхность, ном – закон) [Карасик 2010]. Имеют гипертрофированный оценочный характер.
В современной русской лингвокультуре распространилось приветствие «Добрый день!». Теперь такое приветствие, принятое в телевизионных шоу, используется в разных официальных ситуациях, например, в академическом дискурсе при презентации своего доклада. Обращение «Уважаемые члены экзаменационной комиссии!» звучит значительно реже. За приветствием, взятым из повседневного обихода, тянется шлейф норм, присущих этому обиходу – улыбка, иногда – приветственный жест, соответствующая непринужденная интонация речи.
Еще одна характерная особенность массовой культуры – резкое понижение уровня художественных произведений, тиражируемых для масс. С одной стороны, это обусловлено тем, что формирование художественного вкуса требует времени, терпения и средств, а исходный уровень толпы низок по определению, поскольку определяется вкусами самых низких ее членов, подобно тому, как надежность цепи определяется надежностью ее самого слабого звена. С другой стороны, создатели таких произведений сознательно понижают интеллектуальный и художественный уровень своей продукции, поскольку нерассуждающая масса некритична.
Наблюдения за общением в Интернете свидетельствуют не только о безграмотности его участников, но об их низком вкусе и изобилии пошлости.
Как только социальные отношения в России вошли в стадию хаотической динамики, доминирующим стал стиль криминального общения. Это началось с характерной манеры произношения с растяжкой гласного у подростков («Ты, чё, не пацан?»), внедрения в массовый обиход принятых на зоне инвектив, как правило, имеющих сексуальный смысл, и завершилось внедрением в обиходную речь таких слов (и стоящих за ними концептов), как «мочить», «беспредел», «разборка», «лох» и др. Отсюда вытекает норма поведения – нужно вести себя по воровским законам. А поскольку нормы взаимосвязаны, меняется вся ценностная картина мира социума.
Также наблюдаетсявыхолащивание смысла и демонстрация формы знака. Когда в число бестселлеров попал роман Умберто Эко «Имя розы», студентки гуманитарных факультетов часто ходили с полупрозрачными пакетами или портфелями, в которых лежала эта книга, повернутая обложкой к прохожим. Это была своеобразная демонстрация принадлежности к данной культуре. Выхолащивание содержания касается и понимания достоверности информации. Информационный поток, поступающий из разных каналов, дает нам сегодня не только противоречивую, но и маловероятную информацию. Интересным образом совмещается отношение к знаниям вообще в массовой культуре и осознание своей идентичности (идти в ногу со временем): знание сводится к поверхностному узнаванию.
Говоря о тенденциях развития современного общения в его различных дискурсивных типах и речевых жанрах, лингвисты обращают внимание на такие явления, как системное снижение речевых регистров, примитивизацию понятий, возрастание игрового компонента в разных типах дискурса и тотальное расширение сферы массовой информации (Костомаров, 1994; Колесов, 1998; Маклюэн, 2003; Хейзинга, 1992; Карасик, 2010). Рассмотрим каждый из них.