Международные и региональные конфликты
В 70-е гг. конфликтность в межгосударственных отношениях на Европейском континенте снизилась. Однако это вовсе не означало распространения разрядки на все регионы, особенно на развивающиеся страны, где для возникновения локальных конфликтов сохранялось немало причин. Политика великих держав также не раз вызывала конфликты в странах “третьего мира”.
В 70-е гг. в Азии, Африке и Латинской Америке освободительная борьба народов увенчалась крупными победами. В ряде стран (Лаос, Ангола, Мозамбик, Афганистан, Эфиопия, Никарагуа, Иран) произошли революции.
Реакционные силы, как правило, активно вмешивались в эти события с целью достижения социального реванша, что обостряло международную напряженность и подрывало разрядку. Не всегда оправданными были и действия Советского Союза по оказанию помощи прогрессивным силам развивающихся стран. Особенно неблагоприятные последствия имела начавшаяся после ввода советских войск почти десятилетняя война в Афганистане.
В конце 60-х гг. в Пакистане обострился внутриполитический кризис. В Восточном Пакистане, где бенгальское население подвергалось дискриминации и жестокой эксплуатации со стороны западно-пакистанской правящей верхушки, развернулось массовое народное движение. Репрессии Исламабада против бенгальцев вызвали поток беженцев, миллионы их устремились в Индию. Правительство Индии, возглавляемое И. Ганди, оказало морально-политическую поддержку народу Восточного Пакистана. СССР не скрывал своих симпатий к восточно-бенгальским борцам за самоопределение. США и Китай, напротив, заняли пропакистанскую позицию, оказывая военную и политическую помощь Пакистану. Напряженность в индийско-пакистанских отношениях нарастала. Предложение И. Ганди решать межгосударственные отношения политическими средствами было отвергнуто.
3-4 декабря 1971 г. пакистанские войска вступили на индийскую территорию и развернули военные действия против бенгальской повстанческой армии. Отразив нападение, индийские войска перешли в наступление. 6 декабря 1971 г. Индия признала Бангладеш в качестве независимого государства. Пакистан потерпел поражение в войне. Политическим результатом этого конфликта явилось рождение нового государства – Народной Республики Бангладеш. Военный режим президента Пакистана генерала Яхья Хана был вынужден уступить место гражданскому правительству, которое возглавил 3. А. Бхутто. Длительный процесс индийско-пакистанского урегулирования завершился в июне 1972 г. соглашением Ганди и Бхутто в г. Симле, а в 1976 г. была подведена черта под итогами войны 1971 г.: Индия и Пакистан обменялись послами.
Пограничные споры между Ираном и Ираком начались давно, но резкое ухудшение отношений между ними произошло после денонсации Ираном в 1969 г. договора 1937 г. о пограничной линии. Ирано-иракский договор о дружбе и добрососедстве, заключенный в 1975 г., казалось бы, снял напряженность и определил “окончательные границы” между двумя странами. Однако после свержения в феврале 1979 г. шахского режима в Иране вновь возобновились пограничные столкновения, которые вылились в истребительную долголетнюю войну. К пограничным спорам добавились конфликты религиозного характера, стремление Ирана распространить “исламскую революцию” на Ирак и подчинить себе иракских шиитов. Это придало войне особенно ожесточенный и бескомпромиссный характер.
Война стала угрожать безопасности во всем регионе, ибо под ударами авиации и артиллерии обеих стран оказались не только нефтяные терминалы, но и танкеры различных стран. В итоге США и некоторые государства Западной Европы, а также СССР ввели в Персидский залив военные суда для сопровождения своих танкеров. Соединенные Штаты стали на путь широкого вмешательства в регионе, создав “силы быстрого развертывания”, зоной действия которых был объявлен громадный район Ближнего и Среднего Востока, включая часть Индийского океана и Красное море. Благодаря усилиям неприсоединившихся арабских государств, СССР и ООН начали поиски путей выхода из кризиса. Совет Безопасности ООН 20 июля 1987 г. принял резолюцию, требовавшую прекращения огня. Благодаря посредническим усилиям ООН в августе 1988 г. война была приостановлена. В ирано-иракской войне погибло свыше 1 млн. человек, а материальные потери превысили 400 млрд. долл.
На почве экономических, территориальных, этнических, религиозных, межнациональных трений и противоречий в 70- 80-х гг. зачастую возникали другие конфликты перманентного характера. К их числу относятся греко-турецкие конфликты из-за влияния на Кипре и по поводу принадлежности островного шельфа в Эгейском море, споры между Японией и Южной Кореей о принадлежности ряда островов в Японском море, конфликт Испании и Великобритании из-за Гибралтара, “тресковая война” между Великобританией и Исландией, военный конфликт между Великобританией и Аргентиной из-за Фолклендских (Мальвинских) островов в 1982 г. и др.
Несколько крупных региональных конфликтов, принявших международный характер, произошло в Африке. Так, например, в Западной Сахаре резко обострился давний конфликт между странами Магриба. Это произошло после того как в 1976 г. было создано правительство Сахарской арабской демократической республики в изгнании. Входящие в Организацию африканского единства страны раскололись в своем отношении к САДР и к вопросу о проведении под эгидой ООН референдума в Западной Сахаре. Правительство Марокко не согласилось на проведение референдума и продолжало оккупацию района.
В другой давний конфликт – конфликт между Ливией и Чадом – активно вмешивались Франция и США. Периодически провоцируемые Соединенными Штатами антиливийские кампании и вооруженные акции не раз создавали напряженную обстановку в Средиземноморье.
Но особенно обострился в 70-е гг. конфликт вокруг проблемы Намибии, которая находились под незаконным управлением ЮАР. Международный суд в Гааге еще в 1971г. определил, что ЮАР не имеет юридического права управлять Намибией. Совет Безопасности несколько раз принимал решения, обязывающие ЮАР предоставить Намибии независимость. Однако власти ЮАР не только отклонили эти требования, но и усилили военные действия против национально-освободительного движения, возглавляемого Народной организацией Юго-Западной Африки (СВАПО). Они продолжали и вооруженные провокации против соседних “прифронтовых” африканских государств, прежде всего против Анголы. Правительство Анголы обратилось за помощью к Кубе.
Глава 12