Функционирование института омбудсмена

В 1809 г. в Швеции был создан первый в мире институт омбудсмена. Его появление соответствовало новой стадии государ­ственности, когда должностные лица перестали представлять только интересы государства, а стали еще служить и гражданс­кому обществу. С тех пор омбудсмены получили высокую оценку в мировой практике контроля за исполнительной властью.

Наиболее авторитетное определение института омбудсмена принадлежит Международной ассоциации юристов: это служ­ба, предусмотренная конституцией или актом законодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которая ответственна перед законода­тельной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на го­сударственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследова­ния, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады.

В обязанности омбудсмена входят:

Ø формирование толерант­ных отношений граждан и органов исполнительной власти;

Ø снижение конфликтности в сфере управления;

Ø уменьшение не­гативных последствий бюрократизации административного ап­парата;

Ø укрепление гуманных начал в административной систе­ме;

Ø побуждение должностных лиц руководствоваться кодексом административной этики;

Ø воспитание у граждан культуры учас­тия, сознания своего права на надлежащий уровень управле­ния; просвещение в области прав человека.

Омбудсмен необходим, прежде всего, для социально и поли­тически уязвимых, незащищенных членов общества, которые могут положиться на его помощь, поскольку услуги влиятель­ных друзей или суда им недоступны.

Омбудсмен организует контроль за деятельностью должно­стных лиц и выступает посредником между государством и гражданским обществом в решении возникших между ними конфликтов методами компромисса и согласия. Омбудсменовское сообщество насчитывает более пятидесяти государств. Этот институт существует в государствах с различным формами правления: президентских и полупрезидентских республиках (США, Франция, Финляндияи др.), парламен­тских республиках (ФРГ, Австрия, Швейцария и др.), консти­туционных монархиях (Швеция, Дания, Норвегия, Испания, Нидерланды, Австралия, Канада, Великобритания, Новая Зе­ландия).

Институт омбудсмена стал неотъемлемой частью админист­ративных систем унитарных (Италия, Испания) и федератив­ных (Германия, Швейцария, Австрия, Канада, США) госу­дарств. В последнее десятилетие он получил развитие в постсоциалистических странах: Польше, Венгрии, Хорватии, Румынии, России, Литве и ряде других государств.

Он имеет различные наименования: во Франции — Медиатор; в Испа­нии — Народный защитник; в Великобритании — Парламент­ский уполномоченный по делам администрации; в Индии — За­щитник народа; в Австрии — Коллегия народной правозащиты; в Италии — Гражданский защитник; в Нидерландах — Нацио­нальный омбудсмен; в Канаде — Уполномоченный по публичным расследованиям, в отдельных штатах США — Общественный ад­вокат и Помощник граждан, в России —Уполномоченный по правам человека.

Действуют общие и специализированные службы, например: омбудсмены университетов и школ, больниц, психиатрических лечебниц, омбудсмены по защите личных данных, обеспече­нию равенства полов, делам потребителей, охране окружающей среды, правам несовершеннолетних, для вооруженных сил и др. Успешно работают муниципальные омбудсмены городов Парижа, Иерусалима, Нью-Йорка. Учрежден омбудсмен Евро­пейского сообщества.

Мировой опыт показывает, что омбудсмены не ограничива­ют свои функции разрешением конфликтов между гражданами и различными администрациями. В Испании и Франции они занимаются еще и законотворческой деятельностью, представ­ляют интересы граждан перед Конституционным судом, где ос­паривают конституционность нормативных актов и законов. Провинциальные уполномоченные в Канаде разработали для органов управления специальные кодексы административного поведения, а Парламентский уполномоченный по делам администрации Великобритании постоянно вносит свой вклад в со­вершенствование национальной доктрины «хорошего управ­ления»: в ежегодных докладах парламенту он формулирует оп­ределения ненадлежащего выполнения административных функций и приводит примеры «плохого управления».

Исторически так сложилось, что суды Дании, Финляндии и Швеции не контролируют администрацию; эту функцию вы­полняет исключительно омбудсменская служба. Англичане, восприняв идею омбудсмена, отвергли систему административ­ных судов. В США многие факторы (большая территория, гете­рогенное население, двухпартийная система с соперничающи­ми партиями, президентская форма правления с подчинением высших гражданских служащих президенту, привилегии сек­ретности исполнительной власти) не способствовали появ­лению омбудсмена в федеральном масштабе. Зато на уровне штатов действует более 20 легислатурных и исполнительных омбудсменов (квазиомбудсменов). Свыше 100 американских университетов и ряд корпораций также имеют соответствую­щие должности. Омбудсмен воспринимается как одно из не­формальных негосударственных образований по типу много­численных ассоциаций, призванных защищать потребителей, пациентов, налогоплательщиков.

Наши рекомендации