Функционирование института омбудсмена
В 1809 г. в Швеции был создан первый в мире институт омбудсмена. Его появление соответствовало новой стадии государственности, когда должностные лица перестали представлять только интересы государства, а стали еще служить и гражданскому обществу. С тех пор омбудсмены получили высокую оценку в мировой практике контроля за исполнительной властью.
Наиболее авторитетное определение института омбудсмена принадлежит Международной ассоциации юристов: это служба, предусмотренная конституцией или актом законодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которая ответственна перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады.
В обязанности омбудсмена входят:
Ø формирование толерантных отношений граждан и органов исполнительной власти;
Ø снижение конфликтности в сфере управления;
Ø уменьшение негативных последствий бюрократизации административного аппарата;
Ø укрепление гуманных начал в административной системе;
Ø побуждение должностных лиц руководствоваться кодексом административной этики;
Ø воспитание у граждан культуры участия, сознания своего права на надлежащий уровень управления; просвещение в области прав человека.
Омбудсмен необходим, прежде всего, для социально и политически уязвимых, незащищенных членов общества, которые могут положиться на его помощь, поскольку услуги влиятельных друзей или суда им недоступны.
Омбудсмен организует контроль за деятельностью должностных лиц и выступает посредником между государством и гражданским обществом в решении возникших между ними конфликтов методами компромисса и согласия. Омбудсменовское сообщество насчитывает более пятидесяти государств. Этот институт существует в государствах с различным формами правления: президентских и полупрезидентских республиках (США, Франция, Финляндияи др.), парламентских республиках (ФРГ, Австрия, Швейцария и др.), конституционных монархиях (Швеция, Дания, Норвегия, Испания, Нидерланды, Австралия, Канада, Великобритания, Новая Зеландия).
Институт омбудсмена стал неотъемлемой частью административных систем унитарных (Италия, Испания) и федеративных (Германия, Швейцария, Австрия, Канада, США) государств. В последнее десятилетие он получил развитие в постсоциалистических странах: Польше, Венгрии, Хорватии, Румынии, России, Литве и ряде других государств.
Он имеет различные наименования: во Франции — Медиатор; в Испании — Народный защитник; в Великобритании — Парламентский уполномоченный по делам администрации; в Индии — Защитник народа; в Австрии — Коллегия народной правозащиты; в Италии — Гражданский защитник; в Нидерландах — Национальный омбудсмен; в Канаде — Уполномоченный по публичным расследованиям, в отдельных штатах США — Общественный адвокат и Помощник граждан, в России —Уполномоченный по правам человека.
Действуют общие и специализированные службы, например: омбудсмены университетов и школ, больниц, психиатрических лечебниц, омбудсмены по защите личных данных, обеспечению равенства полов, делам потребителей, охране окружающей среды, правам несовершеннолетних, для вооруженных сил и др. Успешно работают муниципальные омбудсмены городов Парижа, Иерусалима, Нью-Йорка. Учрежден омбудсмен Европейского сообщества.
Мировой опыт показывает, что омбудсмены не ограничивают свои функции разрешением конфликтов между гражданами и различными администрациями. В Испании и Франции они занимаются еще и законотворческой деятельностью, представляют интересы граждан перед Конституционным судом, где оспаривают конституционность нормативных актов и законов. Провинциальные уполномоченные в Канаде разработали для органов управления специальные кодексы административного поведения, а Парламентский уполномоченный по делам администрации Великобритании постоянно вносит свой вклад в совершенствование национальной доктрины «хорошего управления»: в ежегодных докладах парламенту он формулирует определения ненадлежащего выполнения административных функций и приводит примеры «плохого управления».
Исторически так сложилось, что суды Дании, Финляндии и Швеции не контролируют администрацию; эту функцию выполняет исключительно омбудсменская служба. Англичане, восприняв идею омбудсмена, отвергли систему административных судов. В США многие факторы (большая территория, гетерогенное население, двухпартийная система с соперничающими партиями, президентская форма правления с подчинением высших гражданских служащих президенту, привилегии секретности исполнительной власти) не способствовали появлению омбудсмена в федеральном масштабе. Зато на уровне штатов действует более 20 легислатурных и исполнительных омбудсменов (квазиомбудсменов). Свыше 100 американских университетов и ряд корпораций также имеют соответствующие должности. Омбудсмен воспринимается как одно из неформальных негосударственных образований по типу многочисленных ассоциаций, призванных защищать потребителей, пациентов, налогоплательщиков.