Современные концепции власти
Рассмотренные выше вопросы политической власти свидетельствуют о том, что речь идет о явлении высокой сложности. Поэтому не удивительно, что даже в определении и трактовке понятия «власть» имеются различные точки зрения. Рассмотрим кратко основные из них.
Релятивистские концепции власти (от англ. ге1аtion — отношение). В соответствии с ними власть рассматривается как личностное отношение, в котором один человек (субъект) оказывает на другого (объект) определяющее влияние. В качестве субъекта и объекта могут выступать: как отдельные люди, так и группы, слои населения; ведущая политическая партия и оппозиция, при этом данная партия может оказывать влияние на оппозицию, «нейтрализовать» её, предложив ей раздел «зон влияния». Релятивистские концепции власти включают серию методов и путей воздействия на общество в целях достижения стабильности. В их числе стимулирование активности трудовой деятельности, соблюдение норм общественного поведения и др.
Бихевиористское концепции власти (от англ. bihavior — поведение). Так же как и в релятивистских концепциях власти, бихевиористский подход исходит из ее трактовки как отношения между людьми, при которых одни властвуют, командуют, господствуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но при этом особенность бихевиористского подхода заключается в сосредоточении внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Первоначальные импульсы к властвованию, по мнению представителей данной школы, заложены в природе отдельных личностей, в их стремлении к власти (воля) и способности властвовать (обладание «политической энергией»). Далее, важную роль играют те блага и привилегии, которые во все времена получают люди, имеющие власть. С обретением власти связано, как правило, получение богатства, свободы, престижа, безопасности и др. Для многих борьба за власть является способом самоутверждения, компенсацией за врожденные или приобретенные недостатки. Кроме того, для многих власть над другими людьми является формой наслаждения. В стремлении к властвованию существуют и другие мотивы. Например, возможен сговор или скрытое соглашение между теми, кто заинтересован в поддержке определенной кандидатуры и в финансировании ее борьбы за власть.
Представители бихевиористской школы исходят из того, что в условиях рыночной экономики власть также становится товаром. На этот товар, как и на любой другой, существует спрос и предложение. Возникает своеобразный «рынок власти» со своими менеджерами, готовящими кандидатов на власть и обеспечивающими их победу на выборах. Поэтому очевидно, что борьба за власть — постоянное явление. Политическая власть рождается, как правило, в противоборстве политических сил и отдельных личностей. Таковы основные положения в понимании власти в бихевиористских концепциях.
Системные концепции власти. Власть в соответствии с данными концепциями рассматривается как системообразующее отношение в политической системе общества. Все остальные элементы системы связаны с ней непосредственно или опосредованно. Назначение политической власти — регулировать отношения между людьми и обществом в целом, включая государственно-политические институты. Назначение политической власти — разрешать постоянно возникающее противоречие между необходимостью порядка в обществе и многообразием интересов членов общества, сопряженных с конфликтами. Задача политической власти — строить свои отношения со всеми элементами политической системы общества таким образом, чтобы это способствовало равновесному, сбалансированному состоянию данной системы. Другими словами, политическая власть должна стремиться к достижению в обществе в первую очередь стабильности,как политической, так и экономической.
Лекция 5
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА
Содержание:
1. Понятие «политическая элита»
2. Функции политической элиты и ее качества, необходимые для выполнения этих функций
3. Механизм формирования политической элиты
4. Властвующая элита: понятие и структура
5. Теории элит
В данной лекции продолжается рассмотрение темы политической власти. Уже было подчеркнуто, сколь велика в системе властных отношений роль политического лидера — главы государства, как много он может сделать для политической и экономической стабильности страны, её безопасности, для повышения благосостояния народа. Однако известная поговорка «Один в поле — не воин», несомненно, уместна и в данном случае. Без своего штаба, команды помощников, советников, экспертов и целой системы законодательных и исполнительных структур политический лидер не в состоянии осуществлять политическое руководство обществом. Для этого требуется особый институт — политическая элита. Она составляет мощнейшую основу становления и функционирования политической власти, участвует в разработке и проведении в жизнь политических программ, экономических и правовых реформ и во многом другом.
1. Понятие «политическая элита»
Известно, что любое общество представлено управляющими и управляемыми, то есть теми, кто осуществляет в стране политическую власть, и теми, по отношению к кому эта власть осуществляется. Для характеристики управляющих употребляются разные понятия, но наиболее распространенным является «элита».
Понятие «элита» происходит от латинского «eligere» (отбирать) и французского «elite» (отборный). В литературе можно встретить много разных определений элиты, когда имеется в виду властвующая часть общества, правящий слой. Если суммировать различные точки зрения, то можно констатировать, что данным понятием обозначается социальная общность, представленная людьми, имеющими высокое положение в обществе, обладающими престижем, властью, богатством, активными в политической и иных сферах деятельности.
В данном определении следует подчеркнуть два важных момента.
Первый: понятия «политическая элита» и «властвующая элита» не равнозначны. Они соотносятся как часть и целое. Понятие «властвующая элита» включает в себя различные группы, непосредственно или опосредованно участвующие во властных процессах. Сюда входят политическая, экономическая, военная, идеологическая и другие виды элит. Таким образом, политическая элита — это лишь часть властвующей элиты.
Второй момент: в отличие от всех других групп, составляющих властвующую (правящую) элиту, политическая элита непосредственно участвует в осуществлении политической власти. Это обстоятельство дает нам основание поставить вопросы, связанные с политической элитой, в центр главы. Разумеется, тема властвующей элиты, в частности взаимосвязь экономической и политической элит, также будет рассмотрена.
Итак, политическая элита — это определенный слой общества, который осуществляет государственную власть, занимая командные посты, управляя обществом. В основном это политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, в выработке стратегии общественного развития. Желая подчеркнуть главные характеристики политической элиты, ее часто отождествляют с «политическим руководством», «управляющими структурами», «центрами принятия решений», «центральными звеньями политической системы».
Проходят годы. Персональный состав политической элиты меняется, однако ее должностная структура остается практически неизменной. Политическая элита современных государств представлена монархами, президентами, вице-президентами, премьер-министрами, министрами, руководителями законодательных и исполнительных органов, депутатами, членами верховного суда, губернаторами штатов, главами властных структур в автономиях, краях, областях, высшим дипломатическим корпусом и др.
В свое время в ряде западных государств (в том числе в США, Великобритании, ФРГ) был проведен анализ состава политической элиты. Он показал, что наиболее активный возраст входящих в нее лиц — 50—65 лет; от 60 до 80% закончили одно-два высших учебных заведения; подавляющая часть — крупные собственники.
По имеющимся оценкам, в разных странах численность политической элиты не превышает 2—4 тыс. человек, то есть это весьма узкий и немногочисленный слой/ Наш великий соотечественник, историк и философ Н.А. Бердяев справедливо заметил:
«С сотворения мира всегда, как правило, правит и будет править меньшинство, а не большинство. Это верно для всех форм и типов управления, для монархии и для республики, для эпох реакционных и для эпох революционных. Из управления меньшинства нет выхода. Одно меньшинство сменяется другим меньшинством». Это действительно так. Утверждать обратное — значит игнорировать исторический опыт и факты современной жизни. Там, где есть государство, есть и политическая элита. Общество делится на властвующих и подвластных, на принимающих решения и исполняющих. Все, казалось бы, ясно, кроме одного: почему политическая элита столь необходима, что без нее не может нормально функционировать государство? Какова природа этого социального явления? Наша задача — ответить на поставленные вопросы.
Неизбежность деления общества на управляющих и управляемых обусловлена рядом объективных и субъективных факторов.
1. Выделение в процессе длительной эволюции общественного разделения труда в качестве особого вида профессиональной деятельности управленческого труда, требующего особой, специальной подготовки, компетентности, особых знании и способностей. Человеческое общество имеет многовековые традиции разделения умственного и физического труда, управленческой и исполнительской деятельности.
2. С точки зрения необходимости управления обществом неизбежно его социальное деление на руководителей и исполнителей, управляющих и управляемых. Иерархичность социальной организации проявляется в господстве одних людей и подчинении других.
3. Становлению политической элиты способствует сама структура политической организации общества, необходимость выделения особого аппарата управления общественными процессами. Принцип организации приводит к возникновению иерархии власти, появлению профессиональных политиков, ориентированных на политическую карьеру. Политическая власть всегда осуществляется как власть одной социальной группы над другой.
4. Формирование политической элиты стимулируется сопряженностью высокого статуса управленческой деятельности с возможностью получения различного рода материальных и моральных привилегий, почета, славы.
5. Вместе с тем существует отчужденность большинства граждан от власти и политики вследствие существования естественного неравенства людей по их умственным, психологическим, нравственным и организаторским качествам и способностям к управленческой деятельности. Ведь не все способны управлять крупномасштабными организациями. У большинства простых людей отсутствует интерес и желание участвовать в политических процессах. Именно неспособность большинства граждан к управлению заставляет доверять эту функцию политическим руководителям, политикам-профессионалам.
Таким образом, в основе деления общества на политическую элиту и массы лежат объективные факторы политического, социального и экономического характера.
Политическая элита — это небольшой социальный слой, обладающий инструментами власти. Она имеет сложную структуру и внутренне дифференцирована. Критерием для выделения основных структурных звеньев политической элиты является объем властных функций. На основе данного критерия различают высшую, среднюю, административную элиту.
Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебных ветвях власти (непосредственное окружение президента, премьер-министра, спикера парламента, руководителей органов государственной власти, ведущих политических партий, политических фракций в парламенте). Это численно достаточно ограниченный круг людей (100—200 человек), принимающих наиболее значимые для всего общества политические решения, касающиеся судеб миллионов людей.
Средний слой политической элиты формируется из огромного числа выборных должностных лиц: парламентариев, сенаторов, депутатов, губернаторов, мэров, лидеров различных политических партий и общественно-политических движений, руководителей избирательных округов.
Административная элита (бюрократическая) — это высший слой государственных служащих (чиновничества), занимающих высокие посты в министерствах, департаментах и других органах государственного управления.