Структура, субъекты и объекты политики
ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ПРОФЕССИЯ
М. Вебер: Политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государством, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает.
М. Ганди: Мы сами должны быть теми изменениями, которые хотим видеть в этом мире.
Сущность политики
Понятие «политика»—одно из древнейших. Оно использовалось уже в IV в. до н. э. в Древней Греции, стало широко применяться после распространения и популяризации трудов Платона и Аристотеля. В знаменитом трактате Аристотеля «Политика» говорится: «Политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и обреченного взаимодействовать с другими людьми... Человек по природе своей есть существо политическое».
В современные языки и культуру термин «политика» вошел как заимствование с древнегреческого (роНпка). Он основывается на древнегреческих понятиях, связанных с государством, властными отношениями, наукой руководства людьми и обществом: «полис» (город-государство), «политес» (гражданин), «политикос» (государственный деятель), «политейя» (конституция).
Политика традиционно означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, народами, нациями, государствами. Она включает функционирование политических институтов и организаций, политические нормы и традиции, властно-управленческую и организаторскую деятельность людей, их социально-политические интересы и потребности, политические идеи и взгляды. Политика неотделима от психических состояний и свойств человека, модифицирующихся в процессе взаимодействия с властью, от понимания и осуществления ее людьми. Она формируется и реализуется в определенной институциональной, социокультурной и цивилизационной среде, испытывает воздействие разнообразных факторов. Нравится это человеку или нет, он не может находиться вне сферы определенного типа политической системы. В этом смысле мир политики неизбежен.
Политика выступает как выдающееся культурно-историческое явление. Ее становление и развитие предстает как всемирно-исторический процесс, связанньш с формированием, функционированием, хранением и трансляцией политических ценностей, с критическим преодолением и становлением новых форм политических отношений, управления и опыта, со сложными системами корреляции многообразных проявлений политической деятельности человека в различных обществах. Она во многом зависит от своего времени, от конкретно-исторических и цивилизационных условий, от господствующих в обществе идеологии, моральных и религиозных норм, от уровня развития самого человека, его миропонимания и культуры.
Политика—это человеческая деятельность, связанная с принятием и проведением в жизнь решений, наделенных достоинством уполномочия со стороны общества, для которого и от имени которого они принимаются. Каков человек, каково общество людей, каковы в нем господствующие политические институты, нормы и традиции, такова и политика в целом. Политика — это необходимость и одновременно потребность человека, поскольку она является как указателем, так и ограничителем его многообразных действий во всех сферах жизни общества.
В определениях политики выделяются прежде всего регулирующая роль государства в жизни общества, функции властного управления.
В. Даль: «Политика есть наука государственного управления».
Ф. Брокгауз: «Политика — это наука о целях государства и наилучших средствах их достижений».
В.И. Ленин: «Политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства».
Ю. Крижанич: «Политика — это прежде всего наука правления».
М. Вебер (немецкий социолог и политолог): «Политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государством, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает».
Д. Истон (политолог США): «Политика — властное распределение ценностей внутри общества».
Г. Лассуэл (политолог США): «Изучение политики есть изучение влияния и влияющего, иными словами, кто что получает, когда и как».
О. Рэнни ( современный политолог США): «Политика — это процесс управления».
В'распространенном в Великобритании учебнике А.Р. Болла «Современная политика и управление» говорится: «Политика—это наука и искусство управления, имеющие дело с формой, организацией и администрацией государства, его отношениями с другими государствами».
Действительно, именно государство выступает в качестве главного регулирующего органа политических отношений и политической жизни общества. Государство всегда выражает или отражает властные интересы больших социальных групп (классов), их организаций, других социальных и этнических образований. Власть — это способность каким-либо желаемым образом воздействовать на поведение других путем принуждения или убеждения. Политика представляет собой сферу деятельности, связанную прежде всего с отношениями между большими и малыми социальными группами и их организациями, как внутри государств, так и на международной арене по поводу обретения, удер-, жания и использования власти, с управлением обществом в целом.
Политику можно представить и определить как многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентации и коммуникационных связей между людьми по поводу власти и управления обществом; основными факторами политики выступают прежде всего большие социальные группы (классы, нации, народы, цивилизации), выражающие их интересы политические организации, институты, движения и лидеры.
Р.Н. Берки (известный западный политолог): «Политика выявляет смысл существования общности людей, определяет общие интересы всех субъектов политики, т.е. участников данной общности, вырабатывает приемлемые для всех субъектов правила поведения, распределяет между ними функции и роли, наконец, создает общепонятный для всех субъектов язык (вербальный и символический), способный обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества».
Содержание политики определяется интересами ведущих социальных групп, классов или сил общества. Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение прямо или опосредованно связано с проблемой власти. Ареал политики охватывает все, что связано с властными отношениями, с проведением той или иной общественной линии поведения, шражающей коренные интересы тех или иных социальных групп, организаций, людей. Содержание политики выражается в ее целях, программах и ценностях, в проблемах и задачах, которые она решает, в мотивах, механизмах, спо-:обах и методах принятия и реализации политических решений. Соответственно, юлитика может быть демократической и авторитарной, передовой и традици-шной, революционной и реформаторской, публичной и закрытой, проводимой >т имени того или иного класса или социально-политического блока и т.д.
По сути дела политика представляет собой регулирование общественных >тношений посредством их ориентирования, направления развития во многих властях или во всей их совокупности. Какова будет политика, т.е. в каком [вправлении, с какой целью и с использованием каких средств будут осуществиться властные усилия, зависит от степени развития каждого общества, от его социальной структуры, соотношения классовых сил, особенностей исторического развития, традиций и культуры.
Политика как явление:
1) отражает потребности людей в организации политического бытия, общест
венной жизни в целом, в сотрудничестве (или соперничестве) и коммуни
кации;
2) выражает то качество политической жизни, которое сопряжено с достигну
тым уровнем цивилизационного и культурного развития, степенью демокра
тичности общества, развитости человеческого фактора;
3) является отражением сущности социально-экономического развития общест
ва; обусловливается совокупностью содержания и степенью развития общест
венного сознания и политической культуры;
4) определяется на основе идеологических ценностей и интересов больших
социальных групп; испытывает непосредственное воздействие всего комп
лекса национально-этнических отношений;
5) в той или иной степени подвержена воздействию внешних факторов.
Политика дифференцируется по видам и направлениям. Виды политики: внутренняя — курс государства, партии, деятельность субъектов политики внутри государства; внешняя — курс государства, партии, деятельность других субъектов политики в международных делах; международная — проводится международными государственными и негосударственными объединениями.
Направления политики: экономическая, социальная, национальная, демографическая, молодежная, студенческая, женская, аграрная, культурная, образовательная, коммунальная, техническая, научная, экологическая, военная, геополитика и др.
Толкования политики разнообразны, поскольку многомерен и сам этот феномен. Известный французский политолог?. Арон, например, выделял следующие трактовки понятия «политика».
1. Понятие «политика» используется для обозначения концепции, програм
мы действий по поводу власти, а то и самого действия. Говоря о политике Ри
шелье, имеют в виду его взгляды на интересы страны, цели, к которым он стремил
ся, а также методы, которыми он пользовался. Таким образом, слово «политика»
в его первом значении — это программа, метод действия или сами действия,
осуществляемые человеком или группой людей по отношению к какой-то од
ной проблеме или к совокупности проблем, стоящих перед сообществом. На
английском языке это содержание политики обозначается как «роНсу». В этом
смысле политика обозначает и управление. Данное понятие употребляется
в смысле управления, когда следует за названием объекта и представляет
область действий: «молодежная политика», «образовательная политика» и др.
В ином смысле слово «политика» относится к той области, сфере общест
венной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные полити
ческие направления. Политика-область, политика-сфера—это некая совокупность,
внутри которой борются личности или группы, имеющие свои собственные интересы и мировоззрение. Данный смысл этого понятия на английском языке обозначается как «роНисз».
3. Далее, «политика» означает институциональное измерение, установленное с помощью конституции, правового порядка и традиций, определенный властный строй сообщества, способ его властной организации. Политика — это особая система, определяющая правителей и способ реализации власти, но одновременно это и способ взаимодействия личностей внутри каждого сообщества. По-английски институционально-правовое измерение политики обозначается как «роПгу».1
Наконец, очень важным является представление о политике как о явлении, имеющем определенную ценность: «моральная» или «аморальная», «хорошая» или «плохая», «прогрессивная» или «реакционная» политика.
Границы политики очерчиваются полем влияния силовых структур. Существует постоянное поле существования политики (государство) и потенциальная сфера ее формирования и распространения: любая часть человеческого общества, где возникают или куда проникают властные отношения. Понятия «политика» и «политическое» (явление, событие, действие) близки по смыслу. Политика является как бы отражением или выражением сути «политического», его направленности, динамики, доминант, границ. Когда судят о мире политическом, речь идет об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государством и государственным устройством, с теми институтами, принципами, нормами и т.д., которые призваны гарантировать жизнеспособность сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей. Под политическим понимается все то, что имеет отношение к явлениям, институтам и отношениям в обществе, за которыми стоят власть и авторитет, существующие в обществе для сохранения порядка и решения других важных задач.
ИЛ. Ильин: «Сфера политического начинается там, где все хотят одного и.того же, и притом такого, что или у всех сразу будет, или чего у всех сразу не будет. Каждый желает этого у себя в душе и по-своему, ибо психологически все люди различны: «интерес» как личное переживание остается множественным и различным; но интерес как желаемый предмет един у всех и для всех, и удовлетворить его можно только посредством совместной организованной деятельности. Общность цели ведет к общности средств и путей: и вот основа политической деятельности и политики создана».
Известный германский юрист К. Шмитт обращал внимание на то, что политика возникает, формируется прежде всего там, где нарастает степень концентрации интересов, действий, усилий групп людей и их организаций, а также там, где углубляется размежевание, обостряются антагонизмы между людьми и организациями, выражающими их интересы. «Политическое может извлекать свою
силу из различных сфер человеческой жизни, из религиозных, экономических, моральных и иных противоположностей; политическое означает степень интенсивности ассоциации или диссоциации людей, мотивы которых могут быть религиозными, национальными, хозяйственными или же мотивами иного рода. Реальное разделение на группы друзей и врагов столь сильно и имеет столь определяющее значение, что такое группирование отставляет на задний план свои предшествующие критерии и мотивы: «чисто» религиозные, «чисто» хозяйственные, «чисто» культурные и оказывается в подчинении у совершенно новых, своеобразных условий и выводов уже политической ситуации. Например, группирование, ориентирующееся на серьезный, военный оборот дел, является политическим всегда».1
В основе политики лежат либо сотрудничество, кооперация и взаимопомощь людей, либо их конфронтация, вражда, насилие и конфликты между ними, а также организациями, выражающими их интересы. В самом широком смысле политика включает процессы принятия решений и процессы принуждения в любых группах, которые создают и реализуют правила для своих членов. Соответственно, политику можно и нужно рассматривать как своеобразную конфликтологию. Неслучайно распространено выражение о том, что политика — это конфликты интересов и ценностей, которые поражают и преображают общество.
Важно обратить внимание на то, что политика представляет собой не только государственное, но и внегосударственное регулирование общественных отношений, их оптимизацию. Часто заключают, что политика концентрируется только в общественном секторе — в парламенте, на выборах, правительственных кабинетах — и имеет весьма малое отношение к другим сферам человеческой деятельности. На самом деле политика—гораздо более универсальный и широкий феномен. Она включает любую общественную проблему, где сталкиваются интересы групп и индивидов, где возникают вопросы координации совместных действий и несогласия на всех уровнях, и поэтому распространяется на все многообразие субъектов и форм социальных отношений. Иначе говоря, это проблема социального конфликта и его решения в любой сфере обществе. В этой связи можно говорить не только о политическом курсе правительртва или правления банка, но даже о политике умной жены, стремящейся управлять мужем.
Действительно, какую бы сферу общественной жизни мы ни взяли: работу, быт, средства массовой информации (не говоря уже о государстве и партиях), — все они в той или иной степени сопряжены с политикой. Так разве наше благосостояние не зависит от государственной политики, скажем, в области приватизации или курса рубля по отношению к доллару? А можно ли считать, что телевидение и печать свободны от политических пристрастий или интересов? Произведения искусства также сопряжены с политикой, если отражают соответствующие общественно-политические реалии или ценности.
Политика является определенным способом существования «политических индивидов», ее субъектов в целом. В силу этогогт>аниць1 политики определяют ся состоянием политической сферы общества, зависят от уровня развития всех его подсистем, характера государства, самого политического человека. По мере развития общества возрастают требования к качеству его политического сознания и принятия политических решений.
Содержание понятия «политика»:
1) деятельность государственных, всех властных органов, объединений
граждан и отдельных лиц в сфере отношений между государствами, клас
сами, нациями, большими группами людей, направленная на отстаивание
своих интересов, завоевание, обладание и использование политической
власти;
2) участие в делах государства и общества, определение форм, задач, содержа
ния их деятельности, наука и искусство политического управления общест
вом;
3) виды, намерения, цели и образ действий субъектов политики, отдельных ин
дивидов;
4) характеристика образа действий, направленных на достижение определен
ных целей в отношении людей между собой;
5) совокупность вопросов или событий текущей государственной или общест
венной жизни.
Наукой политика считается с тех пор, как человечеству стали известны законы общественного развития, зная которые, можно целенаправленно влиять на политическую жизнь. В то.же время политика является и искусством, поскольку имеет дело с субъективной стороной политических процессов и предполагает использование опыта, интуиции, творческой смелости и фантазии.
К научным основам политики относятся объективность и проверяемость исследований и фактов, творческий плюрализм, демократизм, нравственность,. гуманизм, гражданственность, патриотизм, сочетание общечеловеческих, ци-вилизационных, национальных, этнических, социально-групповых и личных интересов.
Структура, субъекты и объекты политики
Общество — это суперсистема социальных и иных отношений. Оно состоит из своеобразного комплекса взаимосвязанных, но и в значительной степени самостоятельных сфер: хозяйственно-экономической, социальной, политической и духовной. Каждая из них имеет свои границы, свою специфику: •^ производственная сфера обеспечивает материальную инфраструктуру; •^ социальная сфера охватывает совокупность общностей и устойчивых отношений между ними, обусловленных рядом социокультурных, цивилизаци-онных и формационных факторов;
•^ духовная сфера включает производство идей, знаний, художественных ценностей и т.д.;
•/ политическая сфера общества представляет собой совокупность феноменов самого разного плана, непосредственно связанных с властью, таких как институты, организации, отношения, нормы, идеи, программы, интересы, мотивы, установки и т.п. Она призвана обеспечить инфраструктуру государственно-политической организации и интересы всего сообщества. Политическая сфера—специфическая область функционирования общества, в которой коренятся истоки политической деятельности во всем ее многообразии и развитии, реализуются политические интересы классов, других социальных групп и слоев, наций, народностей, отдельных людей посредством политических отношений, действий, поведения. Политическая сфера общества (от греч. зрЬапв — «шар») — область общественной жизни, охватывающая политические отношения данного сообщества, деятельность ее субъектов. Ее образуют взаимоотношения больших социальных групп, слоев, наций и государств, общественно-политических организаций, движений и сил по поводу решения различных политических проблем как внутри страны, так и за ее рубежом. К числу структурных компонентов политической сферы общества относятся: политические отношения, деятельность, поведение и функционирование субъектов политики, политическая система, включающая государство, политические партии, политические движения и общественные организации в той мере, в какой они вовлечены в политическую жизнь, политико-правовые нормы и традиции, политическое сознание, культуру и коммуникацию.
Отличие политической сферы общества от других сфер выражается в том, что она в определенном смысле слова выполняет верховенствующую роль по отношению к ним. Такое положение политической сферы обусловлено обязательностью выполнения принятых в ее рамках законов, решений, указов, предписаний, инструкций всеми другими общественными сферами. Именно в силу имманентной связи с властными детерминантами политическая сфера имеет, особенно в переходные и неординарные периоды развития общества, соответствующие приоритеты по сравнению с другими его сферами и подсистемами. В то же время сфера политики тесно связана со всеми другими сферами, зависит от них, «черпает» в них исходный материал. Политика может выступать как «концентрированное выражение» и экономики, и культуры и качеств людей.
Особенность политической сферы общества состоит и в том, что она имеет своеобразный, «пульсирующий» характер. Если ее основное ядро — политическая организация общества, определенные политические идеи — относительно постоянно имеет «границы», то в зависимости от тех или иных причин различные вопросы, проблемы и явления могут приобретать политический характер, если они попадают в центр общественных интересов, в «юрисдикцию» политических органов, В принципе, любое социальное явление может «получать» или «терять» политические признаки, политическое звучание в зависимости от степени и уровня его сопряжения с властью. Все «политическое» в обществе всегда является социальным, но далеко не все социальное является или обязательно становится «политическим».
Современное знание о политике позволяет трактовать ее как важнейший фактор естественно-исторического и цивилизационного процессов в двух ее ос новных функциях: всеобщего организационного начала общества и в качестве конкретной регулятивно-контрольной сферы или системы, направляющей жизнь, деятельность, отношения людей, общественных групп, классов, наций, народов, стран и цивилизаций. В этих двух основных выражениях политика взаимодействует с аналогичными сферами общественной жизни, направляет и координирует их взаимодействие. Роль политики обусловлена ее универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать практически на любые события общественной жизни: от масштаба государства до проблем личности. Политика теснейшим образом связана с экономикой, правом, культурой, моралью.
Форма политики — это ее организационная структура, институты, система • правовых и организационных норм, придающих ей стабильность и позволяющих регулировать политическое поведение людей. Форма политики реально воплощается в государстве, партийной системе, группах интересов, законах, политических и правовых нормах, политическом устройстве общества и его политическом режиме.
Основными «действующими лицами» политики являются ее субъекты, которые выступают в качестве источника политической активности.
Понятия «субъект» и «объект» (лат. зЫуесйип—«подлежащее», оЬуесшт— «предмет») — важные категории гуманитарного знания. Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; под объектом — то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта.
Субъект политики — носитель предметно-практической политической деятельности, направленной на объект политики. К субъектам политики относятся: индивиды (рядовые или лидеры), коллективы, этнические группы, конфессиональные общности, политические элиты, классы, массы, гражданское общество, народы, нации, цивилизации, политические институты (государство, политические партии), общественно-политические движения. Политика предполагает определенное желание (намерение) со стороны одного субъекта воздействовать, влиять на другой субъект (который выступает в качестве объекта) и воспринимает определенное воздействие или предлагаемые ему (им) нормы поведения.
В качестве субъектов политики выступают носители целенаправленной политической активности. В их роли выступают:
1) индивиды, политические лидеры;
2) социальные (этнические) группы и общности, которые самостоятельно вы
рабатывают и реализуют программы действия, направленные на достиже
ние определенных политических целей посредством сознательной деятель
ности;
3) социально-политические институты как непосредственные носители власт
ных функций в обществе.
Первичным субъектом политики, ее «атомом» является индивид, личность. В нашей политической практике личность не всегда признавалась самостоятельным и свободным субъектом политических действий. Однако на самом деле именно потребности каждого конкретного человека, его ценностные ориентации и цели выступают «мерой политики», движущим началом социально-политической активности народных масс, наций, этнических групп и других общностей, а также организаций и институтов, выражающих их интересы. С развитием демократических тенденций в обществе проблема личности выходит в политике на первый план. Всякий индивид является потенциальным субъектом политики, но не каждый становится таковым реально. Чтобы им стать, человек должен обрести в политике свою субъектность. Иными словами, он должен практически освоить политический опыт, осознать себя в качестве субъекта политического действия, выработать свою позицию в политическом процессе и сознательно определить свое деятельностное отношение к миру политики.
Люди в процессе политической деятельности или функционирования вступают в политические отношения, взаимодействуют друг с другом. Политические отношения — взаимодействие субъектов политики по поводу приобретения, использования и перераспределения политической власти. Выделяются политические отношения компромисса, консенсуса, солидарности, соперничества, конфликта, вражды и т.д. К числу центральных из них принадлежат отношения политического управления (между управляющими и управляемыми) и политического властвования (между властвующими и подвластными). Совокупность всех этих отношений во многом определяет характер функционирования всей политической системы общества.
Субъект политики выступает как конкретно-исторический носитель многообразной политической деятельности, направленной на завоевание, защиту или использование власти с целью реализации своих коренных интересов. Подобный статус не является имманентным, изначально присущим какому-либо физическому'лицу или социальной общности. Применительно к индивиду он обретается путем политико-идеологического воспитания человека, усвоения им политических норм и принципов, его приобщения к одной из организаций, групп и соответствующего обособления от других, т.е. в процессе политической социализации. Рамки и формы политических отношений в обществе задаются не только государственными институтами, политико-правовыми нормами, но и политической традицией и культурой. Важную роль в политике играют политические интересы, мотивы и идеалы ее субъектов. Необходимо иметь в виду, что каждый субъект политики, оказывая воздействие на социальные группы, общество, сам в то же время выступает объектом воздействия со стороны других субъектов.
Основными совокупными субъектами политики являются большие социальные общности—классы и слои, гражданское общество, народы, нации, цивилизации (как макросубъекты политики). Существенные совокупные субъекты политики — это средние и малые группы, объединяющие людей по демографическому, этническому, половому, территориальному, образовательному, производственному, профессиональному или корпоративному признаку (бюрократия, мафия, элита); их политические организации — государства, партии, общественно-политические движения, политические организации международного характера. Любая общность становится совокупным субъектом политики, когда, самоорганизуясь и осознавая свои интересы, она не только оказывается в противостоянии с другими социальными группами или же в позитивном взаимодействии с некоторыми из них, но и вступает в конфликт или сотрудничество с существующей политической властью.
Социально-политические институты также включаются в категорию совокупных субъектов политики. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий. Политические институты — это учреждения или система учреждений, организующие и обслуживающие процесс осуществления политической власти либо обеспечивающие ее установление и поддержание, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Такими институтами являются государство, политические партии и политизированные общественные движения.
Политические институты являются выражением формализации и деперсонализации политики. Формализация проявляется в выработке определенных правил поведения, политических ритуалов, таких как инаугурация главы государства. Деперсонализация выражается в том, что выполнение функций института в конечном счете не зависит от личных особенностей тех, кто должен реализовать существенные задачи. Это достигается четким определением политических ролей и объективно действующим механизмом власти, обеспечивающим их должное выполнение. Аппарату политических институтов свойственны разделение функций, а также определенный нормативно фиксированный статус.
Каждый институт как субъект политики реализует политическую активность через деятельность своих лидеров, функционеров различных уровней и рядовых членов, взаимодействуя с общественной средой в целях удовлетворения индивидуальных и групповых социально-политических интересов.
Политика — это в сущности совокупность процессов взаимодействия ее субъектов по поводу власти. Политическое действие обычно представляет собой последовательный процесс принятия и осуществления решений, но может представлять собой и незапланированное, спонтанное поведение.
В известном смысле политика представляет собой поле властных отношений между ее субъектами, деятельность которых во многом определяется направленностью и эффективностью правовых норм, традиций, политической коммуникации. Поле политики можно рассматривать как рынок, в котором существуют производство, спрос и предложение продукта особого сорта — политических лидеров и партий, программ и лозунгов, а также механизмов легитимного насилия и навязывания опеределенного видения распределения политических сил. Важной ставкой в политической игре является монополия производства и распространения политических представлений и мнений: именно они обладают той «мобилизующей силой», которая дает жизнь политическим партиям, правящим группировкам. И если субъект политики хочет добиваться результатов, он должен располагать определенным «политическим капиталом» — соответствующими знаниями и навыками, признанным статусом, «авторитетом», связями, финансами, возможностью использовать политическую рекламу и т.д.
В основе политики лежат политические отношения между ее субъектами, их деятельность и функционирование. Выступая как выражение интересов тех или иных социальных групп, она представляет собой суммарное отражение основных воздействий, влияний и факторов, существующих в данном обществе.