Гарантии законности и правопорядка
Под основными средствами обеспечения законности и правопорядка в юридической науке принято понимать систему гарантий и методов обеспечения законности.
Гарантии — это совокупность условий и способов, позволяющих беспрепятственно реализовать правовые нормы, пользоваться субъективными правами и исполнять юридические обязанности.
Под гарантиями понимаются как объективные условия существования общества, так и специально выработанные государством и общественностью средства, обеспечивающие точную реализацию норм права всеми субъектами.
Экономическими (материальными) гарантиями являются, прежде всего, материальные условия жизни общества, сердцевину которых составляют социально-экономическое устройство общества, существующие формы собственности, их многообразие, хозяйственная самостоятельность частных (физических) и юридических лиц.
Социальные гарантии включают весь комплекс общественных мер по борьбе с правонарушениями, отступлениями от идеи законности. Это профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений, контрольная функция общественности, использование возможностей учета общественного мнения и т. п.
Политические гарантии — это демократизм государственного и общественного строя, отраженный в функционировании политической системы в целом, с присущими демократическому обществу политическим плюрализмом, реальным разделением властей, наличие правового государства (или хотя бы тенденции к его построению).
Идеологические гарантии состоят в господстве идеологии, на базе которой развиваются духовная жизнь общества, идейное воспитание граждан, включая все формы общественного сознания, в первую очередь правовое, глубокое уважение к праву как социальной ценности.
Юридические гарантии выступают как система специальных средств укрепления законности и правопорядка, деятельность специальных правовых органов по предупреждению и пресечению правонарушений.
К специальным юридическим средствам следует отнести прежде всего все нормы права, в которых выражено требование законности. Правовая регламентация общественных отношений ставит правоохранительные органы в четкие правовые рамки, лишает их возможности действовать исходя из интересов целесообразности.
Юридическое требование законности состоит в следующем: 1) справедливое наказание за неисполнение норм права; 2) законодательное (конституционное) закрепление верховенства закона и определение способов его охраны; 3) возложение на определенные органы обязанности охранять законность, пресекать ее нарушения, контролировать и осуществлять надзор за исполнением законов и определение полномочий этих органов по реализации функции охраны законности и правопорядка; 4) законодательное закрепление за гражданами возможности отстаивать свои права, запрещение использовать их в ущерб другим лицам, конституционное закрепление идеи презумпции невиновности. Эти способы закреплены в Конституции РФ, а в отраслевом законодательстве получили конкретизацию.
Правоохранительные органы пресекают нарушения законности, восстанавливают права, устраняют неблагоприятные последствия правонарушений. По действующему законодательству органы дознания, прокурор, следователь, суд обязаны выявить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и принять меры к их устранению.
Прокуратура — это специальный орган, на который возложены обязанности общего надзора за законностью следствия и дознания, содержания в местах изоляции, за актами судебных органов с точки зрения их обоснованности и законности. Ее деятельность осуществляется в специфических формах: привлечение к уголовной ответственности; поддержание государственного обвинения в суде; разрешение жалоб граждан; выдача ордеров на арест и обыск; принесение протеста на незаконные нормативные акты и индивидуальные решения государственных органов, должностных лиц, учреждений и организаций; проверка состояния законности в учреждениях и организациях; надзор за деятельностью муниципальной и криминальной милиции; обращение с исками в суд в целях защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
Важной гарантией является судебный контроль, так как "третьей властью" является вся система правосудия. Надо полагать, настала пора вообще изменить наше видение правосудия, интерпретацию его назначения лишь как "применителя права". Опыт развитых демократических стран, причем не только англо-американской группы, свидетельствует, что высокий уровень правового развития достигается в обществе, где суд, опираясь на Конституцию, на закон, на общепризнанные права человека, тоже творит право. Поэтому придание решениям высших судебных инстанций функций судебного прецедента представляется делом назревшим, вполне оправданным.
Деятельность судебных органов на основе гласности должна создавать условия для укрепления законности и правопорядка в нашей стране, включая и впервые осуществляемый конституционный контроль.
В современных условиях особую важность имеет нормативное закрепление обязанностей Президента России быть гарантом конституционной законности, используя для этого все дозволенные средства, включая в первую очередь деятельность правоохранительных органов по пресечению правонарушений и устранению их вредных последствий, профилактическую работу. Кроме того, важно личное восприятие каждым идей законности и понимания необходимости укрепления правопорядка.
Большое значение в современных условиях приобретает комплексная разработка системы мер и государственно-правовых механизмов, призванных защищать конституционные права и законные интересы граждан, субъектов федерации, предотвращать злоупотребления своими правами со стороны государственных органов, обеспечивать единство правовой системы.
Отсутствие конституционного механизма ответственности должностных лиц всех ветвей власти за принимаемые решения слишком очевидно для юристов, его создание напрашивается само собой, В этой связи являются прогрессивными принимаемые законодателем меры по персонализации ответственности должностных лиц за исполнение незаконных актов, приказов и распоряжений. "Законность" тоталитарной системы, которая строилась на известной формуле: "приказ начальника — закон для подчиненных" и поныне, к сожалению, служит должностным лицам оправданием в принятии решений, унижающих человеческое достоинство, влекущих невосполнимые потери экономического, политического, нравственного и социального характера.
Тематика курсовых работ
Дисциплина: ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1. Государство и гражданское общество (механизмы и модели взаимодействия).
2. Теория разделения властей (история формирования и практика реализации в современных
государствах).
3. Элементы государства (характеристика с точки зрения различных типов правопонимания).
4. Юридический позитивизм (философское основание, общая характеристика, основные направления).
5. Либертарное правопонимание (история формирования и общая характеристика).
6. Естественно-договорные теории происхождения государства и права (сравнительные характеристики
воззрений Т.Гоббса, Дж.Локка, Ж.-Ж.Руссо).
7. Неолитическая теория происхождения государства и права.
8. Государство: общее и особенное в различных подходах к понятию.
9. Понимание права в отечественной юридической науке.
10. Право и иные системы социальной регуляции (соотношение с точки зрения различных типов
правопонимания).
11. Типология государства (анализ различных вариантов классификации).
12. Концепции и модели правового государства.
13. Современный федерализм.
14. Современное конституционное демократическое государство (общая теория).
15. Современное правовое социальное государство (иигория формирования и современное состояние).
16. Тоталитаризм.
17. Политический режим современной России.
18. Источники права Российской Федерации.
19. Закон (понятие, юридические свойства, виды, особенности функционирования в качестве источника права
в различных правовых системах).
20. Судебный прецедент (понятие, юридические свойства, виды, особенности функционирования в качестве
источника права в различных правовых системах).
21. Система права и система законодательства (различные подходы к пониманию и соотношению).
22. Система права и система законодательства Российской Федерации.
23. Типология национальных и правовых систем.
24. Романо-германская правовая семья.
25. Англо-саксонская правовая семья.
26. Религиозные правовые системы.
27. Традиционные правовые системы.
28. Правовая система Российской Федерации и ее соотношение с основными правовыми семьями
современности.
29. Естественно-правовая школа (общая характеристика, основные направления).
30. Общая теория правоотношения.
Схемы