Выразительные средства агитационно-художественного представления
В распоряжении сценаристов агитационно-художественных представлений — богатейший арсенал выразительных средств. Мы будет рассматривать эти средства, ориентируясь в первую очередь
на агитбригаду — как на основное ядро, основной коллектив, который создает агитационно-художественные представления, будь это представления достаточно узкого (местного) характера или более широкого, обобщающего плана. Ведь даже руководитель грандиозного театрализованного представления опирается в организации всего выступления чаще всего именно на агитбригаду.
Нельзя назвать такой род или вид искусства, который был бы противопоказан агитбригаде. Сама ее природа, синтетический характер форм ее выступления обусловливает необходимость бесконечных поисков все новых и новых выразительных средств. Слово, движение, музыка, хоровое пение и живопись, звук и свет, фарс, лирика и сатира, дружеский шарж и пародия, конферанс, пантомима, тантамореска, кукольный театр, звукоподражание, сюжетный танец, клоунада, акробатика — все это может найти применение в агитбригадном представлении.
Многочисленные смотры последних лет показали плодотворность деятельности агитбригад, создавших программы в честь таких великих событий в жизни всего советского народа, как 50- и 60-летие Великой Октябрьской социалистической революции, 100-и 110-летие со дня рождения В. И. Ленина, полувековой и шестидесятилетний юбилеи Ленинского комсомола, 30- и 35-летие со дня Победы над фашистской Германией, 50-летие образования Советского государства, и других юбилейных и историко-революционных дат.
Современная агитбригада не только научилась бичевать всевозможные недостатки на производстве и в быту, но и овладела самым сложным делом — искусством образного, эмоционального раскрытия позитивного в нашей жизни. Она находит средства для воспитания трудящихся на положительных примерах, а это значит — утверждает веру в коммунистические идеалы.
Совершенно правы те, кто говорит, что современная агитбригада, не повторяя и не копируя, но диалектически развивая достижения «живгазетчиков» и синеблузников, испытывает на себе влияние многих современных искусств. Развитие агитбригад на данном этапе идет именно в направлении все более творческого решения каждой темы, каждой программы. Оно происходит по линии накопления художественно-выразительных средств, совершенствования исполнительского мастерства.
Непосредственная связь с жизнью, с пропагандистской деятельностью Коммунистической партии и Ленинского комсомола, неустанное творческое совершенствование художественных средств и форм — вот в чем залог жизненности, массовости и постоянного успеха агитационно-художественных представлений, осуществляемых силами агитбригад.
Социально-творческая функция коллективов агитбригад — агитация «за» или «против» (третьего не дано) — во многом определяет выбор средств художественной выразительности.
Образное решение положительного в агитбригадных представлениях долгое время было «камнем преткновения». Создатели
программ то и дело сбивались на информацию, на декларацию, на сухую констатацию фактов и цифр. В таких программах чаще всего сообщалось, что такой-то товарищ систематически перевыполняет основные задания, называлась цифра — и этим ограничивалось отражение позитивного материала. Но подобного рода информация не задевала эмоциональной сферы зрителей, была обращена только к разуму человека.
В последние годы лучшие агитбригадчики успешно преодолевают этот недостаток. В их программах можно видеть удачные попытки художественно-образного решения положительных тем. Создатели агитбригадных программ начали вдумываться в смысл трудового подвига, научились показывать препятствия, которые приходилось преодолевать, чтобы добиться победы,— словом, начали показывать героизм не как результат, а как процесс. Отраженная художественными средствами борьба за достижение поставленной цели неизмеримо убедительнее голых цифр.
О чем же конкретно идет речь и какие позитивные стороны нашей действительности чаще всего раскрывает агитбригада перед своими зрителями?
Здесь можно выделить три основные задачи: прославление подвига народа в борьбе за революцию и за построение социализма; прославление современных наших достижений и популяризация передового опыта; прославление передовых людей — строителей коммунистического общества.
Юбилейные даты как всего Советского государства, армии, комсомола, так и родного города, поселка, предприятия определяют тематическую направленность агитбригадных выступлений. В дни празднования славных юбилеев нашего государства ни одна агитбригада не остается в стороне от исторических тем, а многие программы посвящаются им целиком. Специфика именно агитбригадного представления здесь проявляется в том, что самые важные этапы борьбы отражаются не вообще, а через местный материал, при непосредственном участии своих земляков.
Но для решения этой задачи необходимо прежде всего найти «особые приметы» данного района. Они практически есть у любого района нашей страны. Могут быть использованы и давние исторические события: или тут была вольница Степана Разина, или Емельян Пугачев поднимал на восстание яицких казаков, или Кузьма Минин и князь Пожарский собирали ополченцев, чтобы повести их в бой за Москву, за Русь... Такая местная тема — эффективная отправная точка. И особенно интересно разрабатывать тему, если выбранное событие отражено в каком-нибудь художественном произведении, например в поэме, стихотворении. Но чтобы этот «первый этап» не затерялся по мере развития сценария, надо обязательно закрепить его в сознании, найти ему образное выражение, которое бы фигурировало до конца.
С таким историческим материалом органично монтируются события, отражающие этапы становления нашей Советской страны под руководством Коммунистической партии. В подаче их ес-
тественны и уместны декламационность, патетика и приемы литературно-музыкальных монтажей.
Для примера приведем номер агитпрограммы «Деревенька».
Участники агитбригады поют:
Скачут наши воины с саблями в руках, Беляки забыли кухни второпях, В Зауралье нашем есть Тобол-река, Боевая слава будет жить в веках.
На фоне мелодии песни.
Первый. Товарищ Ленин, мы, рабочие и крестьяне, и бойцы отряда Красной Армии, пробившегося через цепь белогвардейских и чехословацких банд, приветствуем Вас, вождя русской революции, как истинного защитника пролетарских идей и верим, что контрреволюция в самом непродолжительном времени будет свергнута и красное знамя труда вновь взовьется па полях Зауралья!
Убегают в степи Капеля полки,
Плавятся в атаках томинцев клинки.
Где-то за Уралом бой последний дан,
Знамя боевое мы внесли в Курган.
Из-за ширм выходят девушки.
Прокати нас до поля, до лесика, Где шумят серебром тополя, Запевайте-ка девушки, песенку Про коммуну, про наши дела.
Первый. А вот интересно, какая жизнь будет в нашей Куртамышской коммуне лет так через шестьдесят?
Второй. Э... Через 60 лет тракторов будет штук 5... нет, 7 штук. В Челябинске тракторный строится.
Третий. И лобогреек штук 20.
Четвертый. Точно, на каждую коммуну.
Пятый. И все мы будет в нарядных платьях ходить.
Шестой. А в лавках полки от сапог будут ломиться!
Седьмой. И керосину будет столько, хоть всю ночь книжки читай.
Восьмой, роде. Девятый. Десятый. |
А избу-читальню построим огромную, в два этажа, как в го-
А урожаи в нашей коммуне будут самые большие. Точно, по всей Челябинской волости.
Одиннадцатый. А поля... поля у нас будут ровные, широкие, просторные...
Все (поют):
Хлеба налево, хлеба направо, Хлеба на счастье, хлеба на славу! Бескрайних спелых нив здесь ласковый разлив, Здесь солнечных хлебов моих держава.
На сцену выбегает участник.
Участник агитбригады. Качайте меня! Все. За что качать?
Участник агитбригады Качайте, не пожалеете. Все. Раз, два, три, говори!
Участник агитбригады (читает газету). 26 сентября 1977 года 1200 комбайнов трудились на полях Куртамышского района — инициатора
скоростной уборки урожая. Сегодня хлеборобы района рапортуют Родине о досрочном окончании уборки урожая!»...1
Выше мы говорили, что при таком монтаже естественны и уместны декламационность, патетика и приемы музыкально-литературного монтажа. Но все дело в том, чтобы не повторять, не копировать ставшие уже штампом приемы и выразительные средства, а неустанно разнообразить материал, искать новые решения, специфические средства выразительности. И, поднимая масштабные исторические темы, по возможности не отрываться от конкретного местного материала. Подлинные документы местной истории при творческом монтаже производят не меньшее эмоциональное воздействие на зрителя, чем высокие поэтические строфы.
Показ наших достижений, пропаганда передового опыта — одна из основных задач, стоящих перед самодеятельными агитколлективами. Улучшение организации планирования, более правильное использование специалистов, повышение материальной заинтересованности работников сельского хозяйства, перестройка работы промышленных предприятий — эти и многие другие конкретные вопросы стали ведущими в выступлениях агитбригад. Живым словом, средствами наглядной агитации, театрализации фактов агитбригадчики активно борются за высокое качество труда на производстве, за повышение производительности труда, за использование резервов.
В одной из агитпрограмм называется имя лучшей доярки, народного депутата местного Совета. Кратко характеризуются ее человеческие качества, ее отношение к труду, сама работа и то, как она выполняет общественные поручения и воспитывает детей. И этот живой короткий рассказ удачно монтируется со стихотворением обобщающего характера:
Поклон вам, женщины России, За ваш нелегкий, нужный труд! За всех детей, что вы взрастили, И тех, что скоро подрастут. За вашу ласку и вниманье, За искренность и простоту, За мужество и пониманье, За чуткость,
нежность,
доброту!
За то, что вы душой красивы... За это всё я в вас влюблен... Спасибо, женщины России, И низкий —-
до земли —
поклон!
Для пропаганды опыта новаторов и передовиков производства удачно используется и кино.
'Андреев В. Деревенька. Литературный сценарий агитбригады. Курган, 1977, с. 5—6.
Сейчас во многих клубах и Дворцах культуры работают любительские киностудии. В содружестве с агитбригадой они готовят фильмы, ярко показывающие те или иные положительные явления производственной жизни. Так, в агитпредставление мытищинского комбината «Стройпластмасс» и в программу Московского ГПЗ-1 прекрасно вмонтировались кинорассказы о лучших производственниках предприятий, о цехах, где трудятся участники агитбригад. Кроме того, ленты эти сделаны так интересно, что они пропагандируют одновременно и работу этих предприятий, и организацию труда на них, и выпускаемую продукцию.
Но показ и пропаганда достижений должны делаться не отвлеченно — в центре их должен быть человек.
Советские люди — труженики, строители нового общества — вот главные герои современного агитбригадного представления. Рассказать о них просто и увлекательно, прославить их дела, показать, как, преодолевая препятствия и трудности, люди добиваются успехов в работе, во всей жизни, раскрыть их душевные качества — едва ли не самая важная задача агитбригады.
И каким надо обладать чувством ответственности, художественного такта, как много надо знать самим, сколько нужно творческой изобретательности и выдумки, чтобы выполнить эту сложнейшую задачу! Кроме того, надо быть осведомленным обо всех достижениях агитационно-художественного представления, уметь «держать в уме» его историю и теорию — иначе добрые намерения, желания оборачиваются прямой своей противоположностью.
Например, если без всякой предварительной драматургической подготовки («мотивировки») пригласить передовика производства на сцену и дать ему слово, то человек, как правило, почувствует себя неловко, неуютно, его появление нарушит единство сценарного действия, оно станет неорганично и просто неуместно. И всем сидящим в зале тоже становится неловко и за человека, и за участников представления.
Бывает, что агитбригада также непродуманно, без естественной связи со сценическим действием, выносит настоящие переходящие знамена. Этот прием сам по себе вполне правомерен в любом театрализованном представлении, но для того чтобы отважиться на него, надо очень продуманно, эмоционально и рационально подготовить и соединить выступление передового труженика, вынос знамени, официальное награждение или премирование с предыдущими номерами, эпизодами сценария. Эмоциональная и публицистическая подготовка зрителя драматургически играет ту же роль, что и психологическая и логическая мотивировка поступков персонажей в драме.
Поскольку вынос знамени, награждение и другие подобного рода действия чаще всего являются главными и, следовательно, кульминационными пунктами всей программы, то надо так композиционно их организовать, чтобы развитие действия постепенно нарастало и естественно подходило к торжественной своей кульминации, а затем к апофеозу.
Лучшие агитбригады справляются с подобными задачами. Так, в одной агитбригаде из Ставропольского края к концу представления естественно, в органической связи с темой и единым действием сценария начинается творчески интересно решенный эпизод «Аллея славы». Здесь портрет Кочубея — легендарного героя гражданской войны, портреты не менее прославленных земляков других поколений и, наконец, портрет односельчанина, героя Великой Отечественной войны Ф. Г. Буклова. Когда речь заходит о нем, то он появляется на сцене в парадной форме офицера Советской Армии, при орденах, и произносит короткую речь — обращение к молодежи. Такое появление героя не разрушает действенной линии всего представления и стилистики предыдущих выразительных средств. Речь Буклова и содержанием своим, и моментом неожиданности, который в данном контексте сценария сознательно организован, и подлинной искренностью, и фактом живого обращения представляется очень удачным приемом, хотя он и отнюдь не нов для театрализованных представлений.
Совершенно новое художественно-выразительное средство, новый прием придумать вряд ли возможно, а если это и удается, то очень редко. И правы те руководители агитбригад, которые отмечают, что главное при создании сценария программы — уметь творчески переосмыслить тот или иной прием, то или иное средство выразительности, уметь их приспособить к своим условиям и к современным задачам.
Агитбригадам нужно искать специфические образные средства выразительности. Арсенал этих средств велик, и именно в творческом подходе к ним лежит область открытий, область совершенствования представлений.
В некоторых статьях при рассмотрении художественно-выразительных средств и приемов агитбригад часто неправомерно делят их на две группы: с помощью одних якобы можно показывать положительные явления действительности, с помощью других — бороться с тем, что мешает нам строить новую жизнь. Это априорное деление нельзя считать верным, потому что многие средства могут быть использованы для показа как позитивных сторон действительности, так и негативных событий и фактов.
Например, ведущие программу литературные персонажи, от Хаджи Насреддина до Теркина, могут небезобидно критиковать прогульщиков, тунеядцев, пьяниц и т. д. Но эти же персонажи могут сказать и искренние слова о передовиках производства, о хороших делах того или иного предприятия. И это будет выглядеть куда более уместно и выразительно, нежели перечисление имен и цифр или неудачные «лирические» стихи, какие-либо формальные славословия.
С помощью таких традиционных приемов, как «Видеогармошка», «Почта», «Телефон», «Телеграф», «Окна РОСТА», «Радиогазета», «Радиокомментарий», «Телевизор», «Волшебный бинокль» и многих других, можно с равным успехом поведать как о хороших делах, так и о негативных фактах.
В то же время «Концерт по заявкам передовиков производства», «Книга Почета», «Аллея славы», «Монолог Нового года» и многие другие приемы, безусловно, имеют только одно назначение — раскрытие положительного, пропаганда передового.
Почти все создатели агитбригадных программ утверждают, что раскрывать положительное гораздо сложнее, нежели критиковать. Да, разумеется, сложнее, но только тогда, когда привычное получает лишь поверхностное, «обыденное» рассмотрение. Стоит лишь в привычном увидеть чуть-чуть больше того, что уже хорошо знакомо многим, как оно станет значительнее, будет глубже восприниматься. В этом специфика психологии восприятия, и не считаться с нею современным создателям литературной основы театрализованного представления нельзя. Лучшие агитбригады понимают и учитывают этот момент, и им удается всякий раз по-новому и доходчиво, в художественной форме доносить свою агитационную идею до зрителя. Последние смотры агитбригад засвидетельствовали, что идут напряженные поиски наиболее действенных форм показа лучших людей и трудовых достижений, имеющихся на производстве. Это плодотворный, правильный путь, отражающий конкретный исторический период построения коммунистического общества в нашей стране.
Вот какое образное решение нашли участники агитбригады станции Лосиноостровская для рассказа о Герое Социалистического Труда, делегате XXIV съезда КПСС и XV съезда профсоюзов СССР, машинисте локомотивного депо Москва-3 В. В. Рез-чикове.
Номер представлял собой своеобразную поэтическую балладу.
На сцене десять участников агитбригады. Они выстраиваются в две шеренги,
как бы образуя уходящие вдаль рельсы. В руках у них сигнальные
железнодорожные фонари. Свет на сцене уменьшается.
Первый. Бежит и бежит дорога
В тревожных огнях светофора, В лесах Подмосковья ветер Срывает усохший лист...
В это время участники представления, держа в руках фонари, перемещают их вверх и вниз, создают иллюзию движения поезда.
Первый. Наметанный взгляд бросая
На чуткие стрелки приборов, На вахте Владимир Резчиков — Испытанный машинист. Бежит и бежит дорога. Далекая станция детства, Скрещенные молоточки На форменной куртке отца... Поярче бы вновь представить, Попристальней бы вглядеться В застывшие на фотографии Черты дорогого лица...
Так рассказывается о жизни и пути машиниста к вдохновенному труду. Завершается этот неординарный номер патетично, на высоком накале искренности и любви.
Все. ...Полны часы трудовые
Высокого интереса!
Страна убыстряет темпы, ■ - '
Работа не может ждать. Постиг он, как в срок доставить Составы-тяжеловозы, Как в поисках и дерзаньях Новое утверждать!..
Почти каркасную, но тем не менее чрезвычайно интересную форму рассказа о тружениках села нашли сценаристы Балашов-ской агитбригады в номере «Колхозный рапорт».
Перед зрителями — правление колхоза. Председатель передает по телефону сводки. Вокруг — колхозники.
Председатель (в трубку).
Уборка окончена,
И в срок, без потерь.
Сверхпланово взяла от нас страна
Пятнадцать тысяч центнеров зерна.
И продолжаем хлеб сдавать...
Что? Отличившихся назвать?..
О! Затруднительно, скажу вам не тая...
Парень-шутник.
Иван Трофимович, а я?
Колхозники смеются. Председатель (в трубку).
Я самых лучших вам назвать готов: Ильин — комбайнер, тракторист—Петров. Добились результатов неплохих Болотников, Щедров и ряд других.
Парень-шут и и к.
«И ряд других»!
Вы поняли, друзья?
Учтите, что в числе других и я!
Колхозники смеются. Председатель (отстраняя трубку, колхозникам).
Потише, черти, ничего не слышно. (В трубку.)
По ,мясу тоже...
Да, есть излишки.
Ну, здесь Дуванова отметить мы хотели —
Один из лучших чабанов артели.
Парень-шутник.
Излишки мяса — это нам, Колхозникам-передовикам!
(Показывает на себя.)
Смех. Председатель (в трубку).
Порадовали нас работой жаркой И наши лучшие доярки —
Петрунина, Шевцова, Василькова, Что получили в среднем на корову Три тыщи литров молока... (И т. д.)
Сценаристы театрализованных представлений должны помнить, что очень важно раскрывать своеобразные черты, которые накладывает на характер человека та или иная профессия, что нет «непоэтических» и «негероических» профессий.
При создании агитбригадных сценариев часто используются художественные образы. Так, в одной из агитбригад для раскрытия основных задач, стоящих перед областью и районом, умело обыгрывался известный образ гоголевской тройки. Иногда в сценический спор вступают «разговаривающие» современные машины, строительные материалы и т. д.
Агитбригада ведет воспитательную работу и решительно выступает против недостатков. Она разоблачает рутинеров, очковтирателей, лодырей, пьяниц, хулиганов, врачей. Одним словом, искусство «боевого жанра» ведет открытую и нелицеприятную борьбу со всем тем, что мешает нашему движению вперед. В отличие от профессиональной эстрады и театра, агитбригада не ограничивается критикой обобщающего характера — она бьет по конкретным отстающим звеньям, по отдельным личностям. Каждый «выстрел» сатирического оружия приобретает важный смысл, потому что мобилизует зрителя, членов трудового коллектива. Не случайно агитбригада «Боевой мастерок» начинала свои выступления с песни:
...Чтоб кипела на стройках работа,
Чтобы креп наш рабочий накал,
Мы вскрываем завал недочетов , Там, где строится светлый квартал.
Бьем по пьяницам и бракоделам,
Ускоряем строительства срок,
И хотим, чтобы общему делу
Послужил «Боевой мастерок».
Смешное, комическое в искусстве издавна подразделяется на два основных вида — сатиру и юмор. Юмор и сатира несут в себе намек на улучшенную действительность, лишенную критикуемых недостатков. По выражению К- Маркса, «нужно... чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым»1.
Сатира наносит злые удары, бичуя все отживающее. Ядовитая насмешка, звучащая в программах агитбригад, помогает ориентировать общественное мнение, показывая дурное во всей его неприглядности и побуждая активно действовать, чтобы скорее изжить его.
Так, в уже упоминавшемся номере читинской агитбригады «Хохлатка» сатирически заострено и зло высмеивались бесхозяйственность, поистине преступное отношение руководителей и работников определенного участка птицефермы к своим обязанностям. А спустя некоторое время этот же коллектив в программе
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1955, т. 1, с. 418.
«Дай руку, товарищ Байкал!» более обобщенно, но не менее остро бичевал туристов, заядлых «любителей природы».
С песней выходят туристы.
Шел турист к Байкалу,
Весел и забавен.
И рюкзак тяжелый нес он на плече.
Там, где прошагали башмаки туриста,
Ни дубу, ни клену нет места на земле.
Первый. Как хорошо... (пауза), что мы с собой водку взяли. Девушки. Отлично... Ой, березки!.. Ой, кустики!.. Как хорошо, что мы с собой парней взяли.
Второй. Тишина-то какая!
Третий. Серега, врубай! ^
Включили транзистор, звучит поп-музыка.
Серега. Послушай, как тебя зовут? Девушка. А зачем?
Серега. Я тебя с утра приметил. (Смотрит на часы и становится на колени.)
Девушка. Людмила. (Смущенно отворачивается.) Серега. Людмила, давай распишемся. Меня Серега зовут.
(Достает из рюкзака нож и вырезает на березе имя.)
Девушка. И чтоб навечно. Серега. (пишет). Люд... А дальше? Девушка. Мила.
Серега. С Милой я уже расписывался. (Обращаясь к зрителям, продолжает вырезать.) Плюс — я!
Девушка. Получится любовь!
Серега. Навечно! (Втыкает нож в березу.)
Все. Давай и мы распишемся!
Вырезают под песню «Во поле береза стояла...». От костра начинается пожар. Туристы весело танцуют и убегают за кулисы.
Приемы и средства сатиры в агитбригадной программе бесконечно многообразны. С успехом могут быть использованы и творчески переосмыслены ставшие уже традиционными «Весы», «Утюг», «Рентген», «Крокодил», все виды «оптических приборов» и многое другое. Бывает и так, что агитбригада включает в программу яркую сатирическую сценку, содержание которой не совсем совпадает с местными фактами, а после сценки идет комментарий к событиям, имевшим место на данном предприятии или в хозяйстве. Или же в конце сценки участники представления «выходят из образов» и произносят свой приговор тем, кто был подвергнут критике.
Юмор призван добродушно высмеивать мелкие человеческие слабости, отдельные частные недостатки и способствовать образной подаче фактического материала.
Мягко, в юмористической манере говорили со сцены участники агитбригады Горьковского дома моделей о современной моде, о ее достоинствах и недостатках и о людях, работающих в этой области. В веселом представлении, с демонстрацией неудачных моделей, горьковчане сумели добродушно посмеяться и над щеголихами, слепыми подражателями заграничной моде.
А вот как метко, точно, с юмором ведут критику в песенном номере агитбригадчики из Зауралья:
На рыбалке у реки Тянут сети рыбаки, Тянут, тянут, не дотянут, Эй, ребята, помоги!
Год за годом, день за днем
Мы на речку не идем.
Плачет рыба, дохнет рыба,
Что отходы в речку льем. Ни рыбалки, ни реки, Загрустили рыбаки. Сохнут, вянут наши сети, Горсовет, нам помоги!
И решил наш горсовет,
Перед всеми дав обет,
Что плотину нам придется
Подождать не много лет. Больше дела, меньше слов, Понагнали тракторов, Заработали моторы. «Скоро будет нам улов».
Подрастала плотина,
Оживалася волна,
Стала рыба появляться,
Стала песня вновь слышна: «На рыбалке у реки Тянут сети рыбаки». Тянут, тянут, не дотянут, Эй, ребята, помоги! Наступила вновь весна, Заплескалася волна, Застонала, затрещала Наша горе-плотина.
Вновь подходят рыбаки,
Ни рыбалки, ни реки.
Из грязи, поднявши жабры,
Горько стонут чабаки: «Помираем без реки, А без нас — все рыбаки». Тянем, тянем, не дотянем, . . Горсовет, нам помоги!
Но со смехом надо обращаться вдумчиво, осторожно. Иногда первые впечатления и наблюдения бывают поверхностными, приблизительными, не отражающими сущности фактов. Коммунистическая партийность сатирика и юмориста заключается прежде всего в правильном выборе объекта осмеяния, а исходя из этого, определяется и тон осмеяния, и характер самого смеха. Нет смысла, например, «стрелять из пушек по воробьям», т. е. обрушивать огонь сатиры на незначительные явления, заслуживающие в лучшем случае юмористического замечания, шутки. Нельзя и делать объектом насмешек те человеческие черты и слабости, которые не могут быть «исправлены» (насмешки над внешностью, физическими недостатками и т. д.).
Для образной критики тех или иных недостатков в агитбри-гадных программах пользуются самыми разнообразными выразительными средствами, начиная от репризы.
Репризой называют наипростейшую комическую реплику, игру смыслами, неожиданное, но оправданное сближение далеко отстоящих друг от друга понятий.
Репризы в устах ведущих, репризность текста игровых сцен и номеров активизируют внимание зрителей, помогают воздействовать на их эмоции и разум.
Так, в представлении, посвященном охране природы, браконьер-охотник, рассказывая о своем лучшем друге, ходившем «по краю родному» на трех изюбров, констатирует: «А теперь тоже ходит по краю, только край узенький, шаг вправо, шаг влево считается побегом»...
Вслед за репризой можно назвать такие традиционные художественно-образные средства, как аллегория и символика. Отдельные факты подвергаются осмеянию и в скрытой форме — в виде иронического намека, притчи.
' Ирония — это прием художественного осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. Отличительным признаком иронии является двойной смысл, где истинным выступает не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый смысл. И чем сильнее противоречие между ними, тем ярче ироническая окраска. Ирония основана на сопоставлении данного и должного.
В одном эстрадном монологе рассказывается о «прелестях» городской жизни следующим образом:
«Вот, говорят, в нашем городе воздух загрязненный. Вредный, мол. На это я скажу: кому как! Мне, который привык, этот воздух даже очень полезен. Меня, наоборот, от озона мутит. Ей-богу! Час по лесу походишь — сердце свербит, а «Беломор» закуришь — вроде и отпускает. В прошлый месяц коллективно за грибами ездили, так, веришь, со мной в роще обморок случился. Надышался кислорода — организм не выдержал. Хорошо еще, ребята сообразили: подтащили меня к автобусу, к выхлопной трубе... еле отдышался!»
Двусмысленность здесь основана на сопоставлении данного и общеизвестного.
Злая, негодующая ирония, изобличающая явления, особенно опасные по своим общественным последствиям, называется сарказмом. Сарказм является одним из сильнейших средств критики. Не противопоказан он и агитбригаде.
Сатирический намек (особенно в репризе) — также одно из распространенных художественно-выразительных средств. В основе намека — неожиданное сближение двух частных понятий, позволяющее догадаться о третьем, более общем.
Реприза может служить выражением не только отрицательной, но и положительной оценки фактов и явлений. Но в том и в другом случае контекст помогает понять недосказанный вывод.
11 Заказ № 3661
1
Агитбригадная критика часто строится на контрасте, когда персонаж говорит одно, а делает совершенно другое.
Гипербола, т. е. преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления, усиливает нужное впечатление, делает его ярче.
Например, ведущий сообщает председателю одного колхоза следующую новость: «Нам сейчас по дороге ваша машина попалась. Из кузова зерно так и сыплется. А в яме у моста как тряхнет ее — сразу полкузова просыпалось». Эта весть «потрясла» председателя колхоза и заставила принять «оперативное решение». «Немедленно согнать туда всех гусей, кур, уточек...»— приказывает он наблюдательнице контрольного поста. «Может, и свиней пригнать?»— предлагает его помощница. Председатель отклоняет это предложение: «Не надо свиней, одной птицей обойдемся». При этом он не забывает сделать важное указание: «Если вороны будут садиться, разогнать!»...
Литота, художественное преуменьшение,— тоже одно из ярких средств, которым широко пользуются в агитбригадах.
Один из номеров агитбригадной программы строился на гиперболе и литоте одновременно. Выглядело это так. В момент принятия коллективом соцобязательств все было преувеличенно помпезным, даже размеры музыкальных инструментов, играющих туш. При отчете же о выполнении социалистических обязательств всё — и речи, и голосовые данные, и музыкальные инструменты, и оформление — было невероятно уменьшено.
Снижение — художественно-выразительное средство, основанное на соединении возвышенного с узко практическим, явлений обобщающего характера и сугубо конкретных.
Так, в агитпрограмме «Донцы-молодцы» интермедии ведут два казака — «высокий» и «низкий», обозначенные в сценарии как Первый и Второй. Первый, убеждая Второго в том, что все запланированное будет выполнено, говорит вдруг:
Первый. Что я тебе объясняю — ты же из-за своего роста перспективы не видишь!.. Н-ну, влезай мне на плечи... (Второй влезает.) Ну, видишь?
Второй. Вижу.
Первый. Что?
Второй. Людей наших вижу! Славу их гвардейскую!..
Первый. Это само собой... Ты другого не увидел.
Второй. Чего же?
Первый. Как я тебя до своего уровня поднял... (Обращается в зал.) Запомните все, вырос сам, подтяни товарища!.. А теперь слезай, покатался и хватит!
Пародия,— ироническое подражание осмеиваемому образу, передача в гиперболизированном виде свойственных ему характерных черт, доведение их до абсурда, нелепости, чем и достигается сатирико-комический эффект.
В одном агитбригадном представлении участники пародируют тунеядца, которого бесконечно долго опекает коллектив. Делают они этот номер на конкретном материале.
Очевидно, после долгого отсутствия появляется на заводе рабочий (называется конкретная фамилия). Администрация устраивает ему торжественную встречу. Местком предлагает путевку в санаторий. Все беспокоятся о его здоровье, настроении, увлечениях; перед ним расстилают ковровую дорожку и т. д. «Герой» не соглашается на поездку в этот санаторий, требует другую путевку, всяческих привилегий. И все его ублажают, пародируя встречающуюся иногда опеку хапуг.
Большинство сатирических агитбригадных сценок имеет пародийный характер. Вот как, например, отражена тема «производственного обучения» в агитпрограмме фабрики им. Петра Алексеева.
На сцене токарь Иван Петрович. Выходит мастер с ученицей.
Мастер. Слушай, Петрович. Я вот тебе ученицу привел. Ты ей расскажи, что к чему. (Уходит.)
Иван Петрович. Школьница, что ли? Десять классов окончила?
Ученица. Да.
Иван Петрович. Ишь ты, грамотная. Ну, слушай. Значит, так: берешь вот этот резец и раз, мать, чугуна ему вниз до упора. Потом берешь вот этот гонок, толкаешь челнок, берешь погонялку и ядрыт-тудыт....
Ученица. А это еще зачем?
Иван Петрович. Чтобы лучше крутилась, вертелась... Соображать надо. Потом жмешь на эту кнопку и... раз... ему резец под хвост. Вот и все, тавтол твою люмень. Поняла?
Ученица. Поняла.
Иван Петрович. Ну, повтори.
Ученица. Значит, так: хрясь, мать, чугуна шестеренку — вниз до упора. Потом, ядрыт-тудыт, два раза и раз резец ему под хвост — вот и все, тавол люмень! (Хочет уйти.)
Иван Петрович. Ты куда это направилась?
Ученица. Так за пивом же!
Иван Петрович. Ишь, ты, сообразительная. А меня ведь этому пять лет учили.
Агитбригадная сатира приобретает гораздо большую остроту при сочетании различных средств выразительности.
Вот как агитбригада выступает против пьянства в пантомимическом номере «Горе-шофер».
На сцену выходят две девушки и парень. В руках у них закрытые зонтики. Они замерли в определенных мизансценах. Перед ними спящий шофер. Появляется бригадир, он тормошит спящего. Шофер нехотя встает, протирает глаза, потягивается, зевает. Трое с зонтами, раскрыв их, мгновенно делают «автомобиль». Шофер долго заводит машину. Потом достает гаечный ключ, начинает ремонтировать. Все готово! Шофер берет бутылку и выпивает. Садится в машину, едет. Появляется плакат «Эх, прокачу!». Вращением зонтов по оси создается иллюзия движения машины. Навстречу машине «бегут» девушки, в руках у них дорожные знаки. Шофер уже опьянел, дорожные знаки начинают мелькать, машина мчится все быстрее и быстрее, шофер уже путает знаки... Трах-х! Машина развалилась, т.е. зонтики начинают «худеть» и закрываются совсем. Появляется плакат «Пьяниц с тран-
IIs
спорта — вон!» и эмблема: бутылка с перечеркнутыми крест-накрест красными линиями — знак запрещения.
Номер получился чисто агитбригадным — наглядным, выразительным, темповым. Драматургически он был выстроен безукоризненно.
В программе агитбригады станции Лосиноостровской был номер «Борьба одного месткома с алкоголической опасностью», в котором тема сатирической интермедии раскрывалась через своеобразное рифмование неудачных антиалкогольных плакатов и их «выводов»: -
Первый. Эй, товарищ, пьянству бой!
Второй. Выпил и иди домой.
Первый. Алкоголь здоровью враг!
Второй. Пить не надо натощак...
Первый. От вина в семье разлад!
Второй. Пей, покамест не женат!..
Первый. На футбол идешь, не пей!
Второй. Пей, собравшись на хоккей...
В агитпредставлении Московского ГПЗ-1 «Если ты рабочий человек» на экране показывали пьяниц, снятых скрытой камерой,— «на месте преступления».
Формы и приемы художественной обработки местного материала могут быть самыми различными. Многие агитбригады, беря под обстрел явления одного и того же порядка, художественно разрабатывают их разными средствами. Классифицировать и группировать эти средства и приемы можно по-разному, суть дела от этого не изменится. Многообразие средств выразительности — залог художественной полноценности агитбригадной программы, как и сценария любого вида театрализованного представления.