Отправитель Объект Получатель
Приложение.
Семиотический анализ литературного произведения
(Источник: Фелицитас Р., Бронуэн М. Словарь семиотики. М.: Либроком, 2010).
Проектное задание:
1. Сделайте семиотический анализ литературного произведения по образцу.
2. Пришлите проделанную работу (файл) преподавателю для проверки
Методические рекомендации
1. Внимательно прочитайте текст сказки
2. Ознакомьтесь с приведенным ниже семиотическим анализом текста сказки таким образом, чтобы четко представить себе его цели, задачи и метод.
3. Выпишите в отдельный файл встретившиеся вам термины и понятия и расшифруйте их, используя возможности интернета.
4. Следуя предложенной методики проведите по предложенному образцу самостоятельный анализ литературного произведения (к примеру, сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», рассказа А.П. Гайдара «Голубая чашка», рассказа А.П. Чехова «Каштанка», любого другого классического литературного произведения по вашему выбору).
***
Семиотический анализ сказки «Спящая красавица» (образец)
Жили-были однажды король с королевой, которые были очень несчастны, потому что не было у них детей. Они был давно женаты и уже почти потеряли надежду, когда, к великой радости королевы, оказалось, что она ждет ребенка.
Вскоре после того как родился ребенок, прелестная девочка, король и королева устроили пышные крестины. На них пригласили всех фей в королевстве, поскольку король с королевой знали, что каждая преподнесет новорожденной принцессе чудесный дар. Позвали всех фей, кроме одной, которую никто не любил, потому что она была очень злобная.
После роскошного пира феи стали наделять принцессу дарами. Первая фея дала ей в дар Красоту, вторая –Счастье, другие дали Великодушие, Здоровье, Грацию и Доброту. Седьмая фея уже подходила к принцессе со своим даром, как вдруг дверь распахнулась и ворвалась злобная фея, вся в ярости оттого, что ее не позвали на крестины. Все до единого отшатнулись, когда она подлетела к колыбели.
«В день, когда тебе исполнится шестнадцать лет, ты уколешь себе руку веретеном и умрешь», – злорадно прошипела она маленькой принцессе и пропала, превратившись в клуб дыма. Все до единого вздрогнули от ужаса, но в этот момент вперед вышла седьмая фея – самая молодая.
«Успокойтесь», — сказала она королю и королеве. «Ваша дочь не умрет. Моих чар недостаточно, чтоб снять заклятие, но я могу ослабить силу зла. Принцесса не умрет, но уснет на сто лет».
Король, надеясь спасти дочь, тотчас же приказал, чтобы в стране сожгли все прялки и веретена.
Пятнадцать лет все шло хорошо. Принцесса выросла и стала самым красивым, самым добрым и грациозным ребенком, которого когда-либо видели.
Наконец наступил шестнадцатый день ее рождения. Король и королева устроили для нее великолепный праздник в замке. Они думали, что из-за него дочь не найдет веретена в этот день, и это защитит ее от проклятия злой феи. После пира принцесса захотела, чтобы все поиграли в прятки.
Когда наступила ее очередь прятаться, принцесса побежала в дальний угол замка и нашла маленькую дверь, которой раньше никогда не видела. Она поднялась по винтовой лестнице в высокую башню, думая, что это замечательное место для того, чтобы спрятаться. Когда она поднялась наверх, она увидела маленькую комнатку. Внутри стояла прялка, за которой сидела старушка. «Что вы делаете?» — спросила принцесса, зачарованная вертящимся колесом и снующим веретеном, ведь она, конечно же, никогда ничего подобного не видела.
«Пряду, — коварно ответила старушка: ведь это была злая фея, принявшая такой образ. — Может быть и ты попробуешь?»
Принцесса села и взяла веретено. Не успела она притронуться к нему, как кончик веретена уколол ей палец. Тут же она упала наземь, как мертвая. Проклятие злой феи сбылось.
Но сбылись и чары доброй феи, потому что принцесса не умерла, а только заснула. Тотчас же все до единого в замке тоже уснули. Король и королева задремали на своем троне. Гости заснули в поисках принцессы. Повар захрапел рядом со своей плитой. Во всем замке было слышно только тихое дыхание сотен спящих людей.
Шли годы, вокруг замка выросла стена терновника. Почти все до единого забыли о короле, королеве и их прекрасной дочери.
Но в один прекрасный день, спустя сто лет, мимо проезжал юный принц и заметил высокую стену терновника. Он остановился и спросил у одного старика, что же там такое за этой стеной. Старик рассказал принцу о замке. Принц был потрясен рассказом и, сгорая от нетерпения проверить, правда ли это, вынул свой меч и стал рубить колючие кусты.
К его удивлению, терновник, казалось, расступался перед ним, и очень скоро принц подошел к замку. Он вошел в открытую дверь и был поражен, что все люди внутри крепко спят. Все вещи были покрыты пылыо, а с потолка свисали нити паутины. Он осмотрел все комнаты, одну за одной, и наконец поднялся по- винтовой лестнице на самый верх высокой башни. Там в маленькой комнате на полу лежала самая красивая девушка, которую он когда-либо видел. Она была такой милой, что он, не задумываясь, наклонился и поцеловал ее.
Тотчас же, как только его губы коснулись ее губ, заклятие было разрушено, и принцесса открыла глаза. Первое, что она увидела, был прекрасный принц. Как только принц и принцесса посмотрели друг на друга, они тут же друг в друга влюбились.
Принц бережно вывел принцессу вниз по винтовой лестнице. Они слышали вокруг себя, как замок пробуждается. Принц попросил у короля и королевы позволения жениться на их прекрасной дочери. Они согласились, и скоро уже началась подготовка к свадьбе.
Семь добрых фей были приглашены на свадебный пир. Они пожелали принцессе и ее принцу долгой и счастливой жизни вместе.
Что до злой феи, то никто не знал, что с ней стало, но о ней уже больше никто никогда не слышал!
***
Семиотический метод, представленный ниже, уже несколько лет используется в преподавании литературы студентам университетов и другим учащимся. Подход дал выдающиеся результаты, доказав особую эффективность в раскрытии множественности значений как внутри текста, так и за его пределами. Примененный к начальным абзацам текстов, этот метод помог найти ключ к сложным и труднодоступным произведения (Кальвино, Сартр и т.д.). Однако авторы не преследуют цели дать жесткий список рекомендаций: семиотический анализ открыт, гибок и может адаптироваться к особыми требованиями. Например, студент может сконцентрироваться на особом аспекте того или иного романа, например, на трактовке в нем места и времени. В этом случае анализ — особенно анализ дискурсивного уровня — ограничится этими компонентами, и необязательно будет перечислять все фигуративные изотопии. Похожим образом, в зависимости от характера текста, студент может уделить больше времени и сил анализу одного уровня значений (см. ниже). Можно даже пропустить некоторые методологические средства (например, семиотический квадрат), если их применение к анализируемому тексту малоинтересно или малорелевантно.
Таким образом, мы начинаем наш семиотический анализ сказки «Спящая красавица» с напоминания о том, что, в отличие от более традиционных литературоведческих подходов, семиотика постулирует существование нескольких уровней значения. Поэтому анализ какого-либо повествования начинается с так называемого дискурсивного уровня, то есть с рассмотрения специфических слов – грамматических элементов/структур — воспринимаемых на поверхностном уровне текста. Затем анализ посредством процесса расшифровки переходит к раскрытию все более и более глубоких и абстрактных уровней значения, пока мы не достигнем того, что Грёймас называет элементарной структурой значения. Подробные описания моделей, используемых при анализе различных уровней текста. Мы начнем с рассмотрения дискурсивного уровня и прежде всего сконцентрируем внимание на фигуративном компоненте текста.
Дискурсивный уровень
Фигуративный компонент
Фигуративные элементы – это элементы текста, которые соответствуют конкретному физическому миру и могут восприниматься пятью чувствами. Они являются существенными компонентами в создании эффекта действительности, или иллюзии реального мира. Иными словами, их основная функция –создавать ощущение времени, места и персонажа.
Начнем с изучения лексики «Спящей красавицы» и сгруппируем наименования, относящиеся к месту (включая объекты), времени и акторам (персонажам). Эти группы слов со схожими значениями (т. е. по меньшей мере с одним схожим значением) известны как лексические поля, или, в более строгих семиотических терминах, как фигуративные изотопии. Например, «дом», «магазин», «улица» имеют общее значение «город» («город» — это общий знаменатель), поэтому мы говорим, что эти лексические единицы принадлежат к изотопии «город».
Фигуративные изотопии в тексте сказки «Спящая красавица»:
Место
королевство
страна
колыбель
замок
дверь
место для того, чтобы спрятаться внутри
верх, наверх
комната
винтовая лестница
пол
потолок
наземь
вниз
высокая башня
Объекты
веретено
прялка
трон
плита
паутина
меч
все вещи
терновник
колючие кусты
Время
однажды
долгое время
в этот момент
шестнадцатый день рождения
пятнадцать лет
сто лет
тотчас же
в этот день
после пира
не успела она... как
тут же
очень скоро
наконец
проходили годы, и...
но в один прекрасный день 208
Акторы (персонажи)
король
королева
дети
ребенок
дочь
принцесса
феи
семь добрых фей
пыль
злобная фея
злая фея
седьмая фея
все до единого
никто
гости
повар
сотни людей
принц
старик
старушка
девушка
все люди
В создании эффекта действительности участвуют также следующие изотопии:
Состояния бытия
Родился
Уснет
только заснула
уснули
сотни спящих людей
открыла глаза
и умрешь
как мертвая
крепко спят
задремали
захрапел
Общественные события/праздники
Крестины
жениться
пир
праздник
свадьба
Глядя на эти списки фигуративных изотопий, читатель может быть поражен относительной редкостью упоминаний о месте и предметах. Действительно, в соответствии со вневременной природой волшебных сказок, воображению читателя поручается восполнить детали описания – внешность акторов и т. д. – и поместить действие в более определенные культурно-исторические декорации.
После того как мы извлекли основные изотопии и составили их списки, следующим этапом нашего анализа станет поиск оппозиций. Эти оппозиции можно найти либо (а) в пределах одной и той же изотопии, либо (б) между разными изотопиями
Оппозиции
Место
В пределах этой изотопии можно выделить следующие оппозиции
верх | vs. | низ |
высокая башня | замок | |
верх, наверх | наземь | |
потолок | пол | |
вверх | вниз | |
дикий/ природный | vs. | возделанный/ искусственный |
колючие кусты | замок | |
стена терновника | дверь | |
вырубленный | комната/ | |
[проход] | башня винтовая лестница | |
снаружи | vs. | внутри |
снаружи | внутри | |
стена терновника | замок |
Что касается указаний на время, то имеется оппозиция между дуративностыо (продолжающимся процессом) и пунктуальностью (тем, что происходит в один определенный момент времени):
Vs. дуративность
долгое время
пятнадцать лет
проходили годы
Vs. Пунктуальность
когда тебе исполнится шестнадцать лет
день... наступил
но в один прекрасный день,
через сто лет
Что касается акторов, возникающие ключевые оппозиции таковы: старость vs. молодость, феи vs. люди, мужчина vs. женщина:
Наконец, в пределах изотопии состояния бытия упоминания «смерти» противопоставлены упоминаниям «жизни», «сон» – «пробуждению».
Зададимся вопросом: что означают эти оппозиции? Какими ценностями наделяет их рассказчик-нарратор? Как заметил Дени Бертран, фигуративный уровень сам по себе смысла не имеет, он приобретает значение лишь в связи с субъектом рассказчиком – и в связи с чувствами и суждениями этого рассказчика. Поэтому именно на этом этапе нашего анализа мы привносим в него так называемую тимическую категорию — категорию, связанную с миром эмоций/чувств и расположенную на глубинном уровне высказывания. Эта категория определяется оппозицией «эйфория vs. дисфория» (приятное vs. неприятное) и способствует возникновению основной положительной/отрицательной оценки.
В «Спящей красавице» оппозиция «эйфория vs. дисфория» имеет особое значение в конструировании акторов. Как это обычно бывает в волшебной сказке, различия между приятным и неприятным, счастливым и несчастным, положительным и отрицательным весьма четки и недвусмысленны. У читателя не остается никаких сомнений насчет того, на чьей стороне должны быть его симпатии.
Учитывая это, мы можем выделить следующие изотопии и оппозиции:
(1) Изотопию эмоций с оппозицией «эйфория vs. дисфория»:
Эйфория
радость
счастье
потрясен
удивление
поражен
влюбились
счастливая жизнь
Vs.
Здесь положительные эмоции ассоциируются с одной группой акторов — Королем, Королевой, Принцессой, Принцем и семью феями, в то время как отрицательные связаны (за одним исключением в начале) со злой феей. Процесс оценки явным образом имеет место и образует вторую группировку:
(2) Изотопия оценочных терминов (физических и моральных) с оппозицией «положительный vs. отрицательный»:
Положительный
прекрасный
(о женщине)
красота
милый
чудесный
великолепный
грациозный
тихий
красивый
(о мужчине)
здоровье
Положительные физические термины ассоциируются с принцессой — красота, грация, здоровье. Они соединяются с положительными моральными терминами: великодушием, добротой. Принц описывается как красивый, но эксплицитно он не наделен никакими нравственными свойствами. Однако имплицитно его можно связать с любопытством («сгорая от нетерпения проверить, правда ли это», с. 208) и решимостью. Прочие акторы рассказа лишены каких бы то ни было физических атрибутов. Например, феи описываются исключительно в моральных терминах: семь добрых фей и одна злая.
Фигуративность и грамматические/синтаксические свойства
Иллюзия действительности может быть усилена посредством использования таких языковых средств, как повторение, эллипсис, действительный/страдательный залог, номинализация и показатели когезии. Конкретно в нашей версии «Спящей красавицы», адаптированной для очень маленьких детей, структура предложений очень простая. Однако обращает на себя внимание частое использование временнымх коннекторов, особенно успела...как», «тут же», «тотчас же», «проходили годы». Эффект заключается в усилении драматизма и подчеркивании движения нарратива, в котором ход времени сам по себе представляет собой важную тему.
Другим средством, представляющим для нас интерес, является использование повторов – характерная черта детской литературы. По отношению к людям существительные часто используются там, где более обычным было бы употребление местоимений. Например, рядом повторяются слова «злая фея» и «добрая фея». И снова эффект заключается в усилении драматизма и выдвижении на передний план оппозиции между добром и злом. Передается ощущение симметрии, четко упорядоченного универсума. Повтор этих слов в последнем абзаце, похожее почти что на заклинание, убеждает ребенка в том, что угроза миновала, и добро торжествует.
Другие достойные внимания языковые приемы включают использование списков (например, «Король и королева...Гости...Повар...»), частое упоминание субъекта (человека) в начале предложения, и, наконец, явное предпочтение действительного залога.
Стратегии сказки, связанные с уровнем высказывания, — это очевидно традиционные стратегии повествования. Рассказчик-нарратор выступает как третье лицо, он экс- традиегетичен (не является актором рассказа). Этот скрытый рассказчик также всеведущ, и потому читатель имеет доступ к чувствам и эмоциям всех акторов. Рассказывается о событиях в прошлом, мы находимся на расстоянии от излагаемых событий; и действитель но, рассказывание само становится нарративным мотивом – именно рассказ старика о том, что случилось в замке, подсказывает принцу идею отправиться на поиски.
Что касается использования модальности — степени приверженности говорящего тому или иному утверждению, – то высказывания в тексте сказки носят категоричный характер. Они выражают уверенность с позиции говорящего; нет умозрительных высказываний, означающих вероятность или возможность. Тем самым передается впечатление дистанцированности рассказ- чика-нарратора и совершенной объективности.
Однако в то же время присутствие нарратора и, следовательно, субъективности, можно обнаружить косвенно, а именно: по широкому использованию оценочных терминов. Резкие разделения между положительным и отрицательным, добром и злом, которые мы анализировали выше, предполагают особую интерпретацию действительности (или видение мира).
Стратегии высказывания, использованные в «Спящей красавице», таким образом способствуют сильному ощущению действительности, созданию вымышленного мира, подлинность которого нигде не ставится под сомнение или вопрос. Эксплицитное и четко проведенное разграничение — в терминах пространства, времени и акторов — служит для того, чтобы убедить читателя, и особенно ребенка, в том, что мир стабилен и сам по себе наделен значением.
Нарративный уровень
Следующим этапом нашего анализа станет исследование так называемого нарративного уровня. Этот уровень, более абстрактный, чем фигуративный, относится собственно к структуре рассказа, то есть на нем действуют глубинные универсальные нарративные модели.
Эти модели могут быть применены в целом ко всему рассказу и/или к более мелким элементам или эпизодам. Чтобы решить, какой подход мы будем использовать, полезно ответить на следующий вопрос: Каково (каковы) главное (-ые) событие (-я)? Иными словами, какова (каковы) главная (-ые) трансформация (-и)? Если мы испытываем сложности в выборе главных трансформаций, может быть полезно кратко изложить сюжет в одном-двух предложениях. Полезно также посмотреть в конец рассказа — на последнее событие — и сравнить его с началом.
В «Спящей красавице» налицо две главные трансформации:
(1) уколов палец, принцесса засыпает на сто лет;
(2) через сто лет появляется принц, будит ее (разрушает заклятие) и женится на ней.
Эти трансформации отмечены также и на поверхностном уровне посредством акторных и временных разъединений: после пира (приема гостей в день рождения) принцесса встречает, казалось бы, нового актора – старушку, та дает ей веретено, которым принцесса накалывает палец (с. 208); другой новый актор – принц – прибывает на место действия «в один прекрасный день, через сто лет». Таким образом, рассказ четко делится на две части, или два главных эпизода (две нарративные программы). Поэтому в анализе будем придерживаться данной схемы. Разделение на части следующее:
Часть 1 — с начала до слов «Почти все до единого забыли о короле, королеве и их прекрасной дочери» (с. 208); Часть 2 — со слов «Но в один прекрасный день, через сто лет» и до конца.
Мы начнем с исследования того, как распределены в каждой из двух частей текста шесть/семь ключевых нарративных ролей, выделяемых в актантиой нарративной схеме:
Отправитель Объект Получатель
Помощник ► Субъект -< Оппонент и антисубъект
Следует ответить на следующие вопросы по содержанию текста:
1. Кто (какое лицо или какие лица) выступает субъектом поиска? Обычно субъект — это главный герой, но эту роль может играть также группа людей, как шахтеры в «Жерминале» Золя.
2. Кто или что является объектом поиска? Верно ли, что объектов более одного? Объект может быть конкретным, например деньги, или абстрактным, например знание.
3. Есть ли у субъекта помощники и/или оппоненты? Если есть, то кто они такие/что это такое?
4. Кто является антисубъектом и какова цель поиска антисубъекта? Антисубъект, в отличие от оппонента, имеет собственную цель или поиск, противоположные цели или поиску субъекта.
5. Кто является отправителем? Иными словами, что мотивирует поиск субъекта?
В Части 1 «Спящей красавицы» распределение нарративных ролей можно представить следующим образом:
Субъект: субъектом поиска является коллективный актор – король и королева.
Объект: поиск имеет два объекта, один конкретный или прагматический) и один абстрактный (или когнитивный). Конкретный объект — сохранить жизнь их дочери и не дать сбыться заклятию злой феи. Абстрактный объект — защитить дочь от всякого зла и сохранить дары/ ценности Счастья, Красоты, Великодушия, Здоровья, Грации и Доброты, которые она воплощает. Увидеть торжество добра над злом.
Помощник: подразумеваемый помощник – это подданные короля и королевы, которые пытаются сжечь все прялки в стране. Великолепный праздник по случаю шестнадцатилетия принцессы также задуман как помощник: «они думали, что из-за него дочь не найдет веретена в этот день».
Оппонент: желание принцессы поиграть в прятки и ее любопытство по отношению к прялке функционируют как оппоненты.
Отправитель: отправителем поиска родителей с целью сохранить жизнь дочери является проклятие злой феи, которое добрая фея может лишь смягчить.
Антисубъект: главным антисубъектом является сама злая фея, которая под видом старушки заманивает принцессу в ситуацию, когда та касается веретена. Объектом ее поиска является лишение принцессы жизни, то есть ее цель находится в конфликте с целью короля и королевы. Ее собственный отправитель – желание мести.
Поиск короля и королевы терпит неудачу: им не удается защитить дочь от зла. Поиск злой феи удается (отчасти), так как принцесса накалывает палец веретеном и падает наземь, «как мертвая» (с. 208). Однако поиск доброй феи также увенчивается успехом, так как принцесса не умирает, а лишь засыпает. Говоря более абстрактно, ценности Красоты, Великодушия, Здоровья, Грации и Доброты лишь латентно «дремлют», а не разрушаются вовсе.
Исследовав распределение нарративных ролей в Части 1 «Спящей красавицы», мы продолжаем и делим поиск на несколько логических этапов в соответствии с канонической нарративной схемой. Эти этапы следующие:
Договор
Договор устанавливается в двух эпизодах текста: (1) проклятие злой феи и (2) желание доброй феи ослабить проклятие, заменив смерть сном. Произнеся проклятие, действие которого добрая фея может лишь смягчить, злая фея пробуждает у короля и королевы желание и необходимость защитить дочь (как от смерти, так и от сна): «надеясь спасти дочь» (с. 207) и, имплицитно, сохранить дары, которые она воплощает. Король и королева, обладая теперь модальностью «желания действовать» и «умения действовать», становятся виртуальными субъектами глобальной нарративной программы, или поиска.
Квалифицирующее испытание
Надеясь приобрести возможность осуществления своего поиска (возможность действовать), король приказывает сжечь все веретена в стране. Однако эти попытки имеют лишь частичный успех: впоследствии мы узнаем, что не все веретена уничтожены. Его компетенция подорвана антисубъектом — злой волшебницей. Ее намерение — навредить принцессе, и, обладая сверхъестественными, колдовскими силами, она сильнее короля.
Решающее испытание
Наступление и празднование шестнадцатилетия принцессы является главным событием (трансформацией), к которому вел весь рассказ; это также момент противоборства между двумя противостоящими сторонами или силами. В этом противоборстве злая фея при помощи соблазна одерживает верх над попытками отца защитить дочь.
Прославляющее испытание
Именно на этом этапе текста читатель узнает о результате решающего испытания, например, оказался ли он успешным или потерпел неудачу. Иными словами, на этом этапе оценивается решающее действие. Принцесса заснула, таким образом, можно сказать, что родители потерпели неудачу в своем поиске с целью защитить дочь от действия зла. Рассказчик-нарратор интерпретирует засыпание принцессы следующим образом: «Тут же она упала наземь, как мертвая. Проклятие злой феи сбылось». А в следующем абзаце добавляет: «Но сбылись и чары доброй феи, потому что принцесса не умерла, а только заснула».
Этой глобальной нарративной программе поиска в первой части рассказа предшествует пара примечательных эпизодов (меньших по размеру нарративных программ). Напоминаем, что термин «нарративная программа» означает единицу нарратива, выражающую некоторую трансформацию в отношении между субъектом и объектом В самом начале рассказа,король и королева представлены как разъединенные со своими наделенными ценностью объектами: ребенком и счастьем. В конце абзаца они представлены соединенными с этими объектами: новорожденной и радостью. За этим следует другой эпизод, передающий схожую нарративную программу. Коллективный субъект – семь фей – дает принцессе ряд подарков, которые она, таким образом, приобретает посредством процесса атрибуции. Именно эти объекты (Красота, Здоровье и т.д.), как мы видели, и оказываются на кону, когда злая фея инициирует поиск.
Обратимся теперь к Части 2, которая начинается с появления принца и продолжается до конца текста.
В распределении нарративных ролей в этом разделе выявляется следующая схема:
Субъект: принц.
Объект(ы) поиска: он желает выяснить, правдив ли рассказ старика о принцессе. Таким образом, цель принца — увидеть принцессу и имплицитно (через отсылку к другим знакомым версиям этой сказки) стать тем, кто разбудит ее поцелуем. Объектом его поиска — опять же имплицитно — может быть также стремление к ценностям Красоты, Доброты и т.д., то есть к ценностям, представляемым дарами фей, а также к любви.
Помощник(и): нетерпение и пылкость самого принца, который весь «сгорая от нетерпения проверить, правда ли это» (с. 208), а также его меч выступают помощниками.
Оппонент(ы): терновник и шиповник первоначально выступают его оппонентами: он «стал рубить колючий кустарник», но тут же трансформируются в помощников: «терновник, казалось, расступился перед ним».
Отправитель: рассказав о принцессе, старик пробудил в душе принца желание отправиться на поиск.
Антисубъект: принц не встречает сопротивления.
Потенциальный антисубъект – злая фея – на сцене не появляется.
Разделим теперь поиск принца на логические этапы
канонической нарративной схемы:
Договор
Старик пробуждает в принце стремление отправиться на поиск. Принц принимает договор и решает действовать согласно своему желанию.
Квалифицирующее испытание
Принц вырубает терновник и колючие заросли. Преодолев это препятствие, он приобретает возможность (способность действовать) достичь своей цели. Иными словами, он владеет компетенцией, необходимой для того, чтобы достичь замка и принцессы.
Решающее испытание
Принц поднимается на высокую башню замка, входит в комнатку и целует принцессу – эти события составляют его решающее испытание, или главное свершение В самом начале рассказа, король и королева представлены как разъединенные со своими наделенными ценностью объектами: ребенком и счастьем. В конце абзаца они представлены соединенными с этими объектами: новорожденной и радостью. За этим следует другой эпизод, передающий схожую нарративную программу. Коллективный субъект – семь фей – дает принцессе ряд подарков, которые она, таким образом, приобретает посредством процесса атрибуции. Именно эти объекты (Красота, Здоровье и т.д.), как мы видели, и оказываются на кону, когда злая фея инициирует поиск.
Прославляющее испытание
Мы узнаем, что решающее испытание было успешным: принцесса просыпается, заклятие разрушено, принц и принцесса влюбляются друг в друга. Свадьба, последующий эпизод прославляющего испытания, может рассматриваться как награда для принца и подтверждение торжества добра — любви и счастья — над злом. Проклятие злой феи уже не имеет силы: «никто не знал,что с ней стало, но о ней уже больше никто никогда не слышал» (с. 209).
Наконец, в глобальной перспективе, рассказ в целом — Часть 1 и Часть 2 — по-прежнему определяет короля и королеву как субъекта поиска с целью защитить дочь от зла и смерти. Однако в этой перспективе принц и его действия выступают в функции помощника, а поиск в целом может считаться успешным.
Глубинный уровень
После анализа дискурсивного и нарративного уровней значения мы переходим к анализу глубинного уровня, известного также под названием тематического. Это уровень абстрактного, или концептуального: он связан с внутренним миром, или душой, в противовес внешнему физическому миру на фигуративном уровне. Самое важное, что именно на этом уровне выделяются основные ценности текста. Но как нам добраться до этих ценностей?
Взглянем, прежде всего, на фундаментальные оппозиции (или оппозицию) и трансформации (-ю), лежащие в основе текста. Чтобы упростить эту задачу, полезно задать следующие вопросы:
— Можем ли мы свести все оппозиции, присутствующие на фигуративном и нарративном уровне, к одной-двум базовым оппозициям-ярлыкам, которые могут служить общим знаменателем для нашего текста?
— Каковы два наиболее абстрактных полюса значения, между которыми развертывается текст?
— Какая основная трансформация ценностей поставлена на кон? Здесь полезно иметь в виду объекты поиска (поисков).
В «Спящей красавице» ключевая оппозиция – это противопоставление добра и зла. Эту оппозицию можно рассматривать как общий термин-ярлык, покрывающий на фигуративном уровне переход от верха к низу, от сна к пробуждению, от индивидуальной изоляции к обществу.
Фундаментальная трансформация между двумя полюсами абстрактного значения может быть представлена на семиотическом квадрате. По отношению к добру и злу эта диаграмма иллюстрирует отношение противоположности и противоречия (зло и не-зло). Она также позволяет представить трансформацию в рассказе <…>.
Эта трансформация между добром и злом параллельна трансформации между смертью и жизнью/
Текст и контекст
Выяснив универсальные ценности, лежащие в основе текста, мы расширяем рамки анализа и рассматриваем социально-политический и культурный контекст. Какие дополнительные ценности могут повлиять на восприятие текста современным читателем? Насколько релевантна сказка «Спящая красавица» для нас сегодня? Допускает ли это повествование, как и многие волшебные сказки, множественность уровней интерпретации?
Как введение в этот более широкий спектр значения, мы хотели бы предположить следующий ряд прочтений, который, конечно же, не является исчерпывающим.
А. «Спящая красавица» может рассматриваться как воплощение стереотипных представлений.
Повествование как таковое в современном обществе является средством усиления социальных предрассудков и социального неравенства. Следующие представления, обычно ассоциирующиеся с традиционной волшебной сказкой и с романтической литературой XIX в., преобладают в современных СМИ и развлекательной литературе:
Мужчины активны, а женщины пассивны. Женщина нуждается в любви мужчины, чтобы действительно существовать, чтобы реализовать качества, остающиеся «спящими», латентными. Разумеется, именно принц осуществляет ключевую трансформацию в «Спящей красавице». Ему также принадлежат две важные ак тантные роли: роль субъекта поиска и роль помощника. В отличие от него, принцесса предстает исключительно в роли объекта чужого поиска (будь то ее родителей, злой феи или принца). Анджела Картер в своих версиях знаменитых волшебных сказок бросает вызов традиционному распределению гендерных ролей: в «Кровавой спальне» (версия «Синей бороды») из когтей мужа героиню спасает мать, прискакавшая на прекрасном коне .
1. В сказке придается огромное значение ценности «физическая красота», мы отмечали постоянство этого элемента при исследовании фигуративного компонента. А значит (имплицитно), именно прекрасные люди (принцесса и принц) успешны в жизни и достигают того, чего желают их сердца. Тем самым этот текст легитимизирует некоторые современные типы поведения, например, тенденцию предоставлять лучшую работу тем, кто лучше выглядит. Таким образом, текст полностью игнорирует современное понятие прав человека и гражданина (прав людей с ограниченными возможностями и т. д.). Так как понятие красоты само по себе в значительной степени определяется конкретной культурой, его переоценка может питать чувства расизма и ксенофобии.
2. В рассказе моральное достоинство также соединено с физической красотой. Принцессе, еще ребенку, дают дары Красоты, Великодушия и Доброты (наряду со Счастьем и т. д.). Прекрасный принц имплицитно ассоциируется с храбростью: у него хватило мужества и решимости, чтобы рубить заросли терновника вокруг замка. Такая связь красоты с моральными качествами, разумеется, отрицается в ряде традиционных волшебных сказок, например, в «Красавице и Чудовище» (хотя Чудовище в конце концов опять превращается в прекрасного принца). Эту связь далее ниспровергает Анджела Картер, например, в сказке «Невеста тигра»; здесь Красавица представлена отнюдь не доброй, ее, напротив, привлекают акты насилия, садомазохизм и другие перверсии.
3. В «Спящей красавице» красота ассоциируется, с одной стороны, с юностью, а с другой – с сексуальной любовью. С этой точки зрения, также можно сказать, что текст усиливает идеологию, доминирующую в западном обществе: он поощряет переоценку юности и соответствующую недооценку последующих, одинаково важных этапов человеческой жизни. Такие представления приводят к специальному увольнению и дискредитации людей старшего возраста. Этим убеждениям бросает яркий вызов, помимо других авторов, Габриэль Гарсиа Маркес в романе «Любовь во время холеры», где как раз в пожилом возрасте процветают физическая любовь, красота и страсть.
4. Кроме того, можно сказать, что текст актуализирует много фантазий. Самая значительная из них, вероятно, это жажда вечной юности, напоминающая историю Фауста. В свою очередь, эта жажда отражает глубокий, «слишком человеческий» страх старости, изменения и смерти.
5. Наконец, сконцентрировавшись на «любви с первого взгляда», сказка усиливает множество стереотипных представлений, связанных с природой любви. Результат событий — брак, за которым следует долгая и счастливая жизнь — основывается на предположении, что любовь (вместе с физической красотой) выдержит испытание временем.
Как отражение стереотипных представлений и фантазий сказка «Спящая красавица» – и подобные ей истории играет важную роль в современном споре вокруг прав человека и гражданина и того, как воспитывать в молодом поколении понятие «гражданина мира». Наша сказка – это не текст для пассивного потребления, она требует критического подхода со стороны читателя – будь то взрослый или ребенок. Как мы видели, такое критическое чтение обязательно выходит за границы текста как такового. Процесс чтения должен стимулировать активное обсуждение, охватывающее более широкий спектр современных социальных и философских вопросов.
В. Влияние «Спящей красавицы» на читателя, однако,
не полностью отрицательное.
Действительно, некоторые аспекты текста призывают к положительной, более «свободной» интерпретации, не лишенной значения для нас сегодняшних. Сказка представляет самодостаточный значимый универсум, в котором границы добра и зла четко обозначены. Джордж Стайнер в работе Language of Silence («Язык и молчание»), содержащей много полезных идей, связывает возрастающие тенденции к размыванию этических границ в языке с ростом политической бесчеловечности в XX веке (например, Холокостом). В романе «Le Chercheur d’or» («Золотискатель») современный французский писатель Ж. М. Г. Леклезио связывает выживание человечества и значения как такового с памятью о жизненно важном различии между добром и злом – с памятью, увековеченной в мифе и волшебной сказке .
Однако четкой и недвусмысленной предстает не только граница между добром и злом. Как мы ожидаем от традиционной волшебной сказки, развертывание событий возвещает торжество добра над злом, возможность того, что наши цели будут достигнуты, что наши мечты сбудутся. Таким образом, на передний план выдвигается ценность надежды – по мнению многих, первоисточника любой человеческой деятельности и здравого противоядия против современных тенденций к цинизму. Более того, этот триумф положительных ценностей, будь то эстетические (Красота), духовные (Великодушие, Доброта) или личные/психологические, осуществляется вопреки всему: ведь чары злой феи сильнее чар доброй, то есть он происходит вопреки фону реалистичного приятия власти деструктивных сил в современном обществе. Но какими сильными бы ни были эти силы, положительные качества и творческая энергия никогда не смогут быть полностью разрушенными. Эти ценности остаются в виртуальном состоянии, в состоянии неопределенности (латентные, «спящие» ценности), ожидая, пока индивидуальная инициатива не сделает их активными. Мы можем здесь отметить тему памяти в «Спящей красавице» и ее роль в спасении этих ценностей от возможного забвения и смерти: именно воспоминания старика о прошлом пробудили любопытство принца и заставили его отправиться на поиски.
Помимо этих преобладающе нравственных и социально-политических прочтений текста возможна и более узкая мифически-религиозная интерпретация. Наш анализ фигуративного компонента вычленил разделение пространства на «верх» и «низ». Такая конфигурация (разделение) имеет символические и, согласно Гастону Башляру, архетипические коннотации. «Верх» связан с семами мифа и волшебства (принцесса накалывает палец и засыпает). Он также представляет духовное измерение вечных и всеобщих ценностей — Доброты, Великодушия и т. п., — которые не могут быть изменены или разрушены временем. В отличие от него, «низ» ассоциируется с историческим пространством или социальной церемонией (крестинами, свадьбой и т.д.). Сама принцесса живет в обоих этих измерениях. Таким образом, «Спящая красавица» представляет мифический некартезианский взгляд на мир. Как многие волшебные сказки, она противостоит гегемонии разума, говоря о действии могущественных невидимых и иррациональных сил. Понимание текста, его значения, несомненно значимы для современных споров о природе человека. Действительно, современные психологи и философы в попытках разработать еще более сложные модели личности, человеческого «я», все чаще и чаще черпают вдохновение в волшебных сказках и мифах