Общественно-политический контроль за деятельностью органов исполнительной власти
Трудно представить современное государство, где бы не осуществлялся контроль за деятельностью органов исполнительной власти. Существуют разные виды контроля:государственный (ведомственный), судебный, общественно-политический. Подробнее рассмотрим последний.
Общественно-политический контроль за работой органов исполнительной власти является важным принципом существования демократических правовых государств. Он означает, что государственная власть в демократическом государстве не может принадлежать одному лицу или одному государственному органу; это чревато установлением тоталитарного режима. Исполнительная власть является частью государственно-властного механизма, построенного на принципе разделения властей. Она всегда существует наряду с законодательной и судебной властями, а значит, контролируется с их стороны и сама осуществляет контроль. Наличие общественно-политического контроля подразумевает существование развитого гражданского общества, способного контролировать органы исполнительной власти. Хотя исполнительная власть не может отождествляться с административной, нередко в специальной литературе встречается употребление этих понятий как синонимов. Это не случайно, потому что административные отношения, как и сама администрация, возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т. е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти.
Контроль за исполнительной властью есть система наблюдений и проверки соответствия функционирования объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов воздействия субъекта на объект, допущенных от установленных требований отклонений и принятие мер по устранению выявленных недостатков.
Из этого определения становится понятным, как можно классифицировать контроль:
Ø по субъектам его осуществления,
Ø по объектам проверки,
Ø по назначению,
Ø по месту в процессе управления и т. д.
Если субъектами контроля выступают граждане, их общественные и политические организации, а объектом контроля становятся властные институты и процессы, то мы имеем дело с общественно-политическим контролем.
По месту в процессе управления контроль бывает предупредительным (превентивным), текущим (оперативным), последующим (проверка исполнения).
Он также бывает общим и выступает в виде таких процедур контроля за органами государственной власти, как выборы и референдумы. Специальный контроль предстает в виде процедуры выбора глав исполнительной власти и даже простых чиновников (например, казначеев в ряде графств США), отзыва выборных лиц, требования отставки или импичмента, получения сведений о состоянии здоровья, о доходах государственных служащих, отчетов о работе в течение определенного срока и т. д.
По сравнению с внутренним контролем, который является внутриведомственным, общественно-политический относится к внешнему контролю. Именно внешний контроль служит безопасности субъектов общественных отношений, защите их прав, свобод и законных интересов, а также их организаций и общества в целом. Однако внешний и общественно-политический контроль не совпадают полностью по своему содержанию. Некоторые исследователи представляют внешний контроль так:
Ø контроль с помощью разделения властей;
Ø парламентский контроль;
Ø судебный контроль;
Ø контроль со стороны счетных палат;
Ø общественный контроль.
Это означает, что к внешнему контролю причисляются не только общественно-политические (негосударственные) виды контроля, но и государственно-политические.
Существует несколько видов контроля исполнительной власти, и их разнообразие зависит от степени политического либерализма, достигнутого в государстве. Среди государственно-политических видов контроля за исполнительной властью выделяют следующие:
Ø президентский,
Ø парламентский,
Ø депутатский (право отдельного депутата направлять запросы в соответствующие государственные органы и должностным лицам),
Ø конституционный (контроль Конституционного суда), контроль Счетной палаты; со стороны Административного суда (в тех странах, где он имеется) или судов общей юрисдикции и т. д.