Положение о структурном подразделении

При формировании структуры предприятия необходимо закрепить функции каждого структурного подразделения в соответствующем документе.

Положение о структурном подразделении как раз и является документом, определяющий права и обязанности структурного подразделения.

Разработка такого документа является обязанностью отдела организации и оплаты труда. Однако данное структурное подразделение создается не на всех предприятиях. Поэтому обязанности по разработке положений могут быть возложены на отдел кадров, юридический отдел и пр.

Практикой выработано несколько моделей положений о подразделениях предприятия. Одной из наиболее распространенных является модель, которая содержит следующие разделы:

1. Общие положения;

2. Структура и штатная численность подразделения;

3. Задачи подразделения;

4. Функции подразделения;

5. Права подразделения;

6. Взаимоотношения подразделения с другими подразделениями предприятия;

7. Ответственность подразделения.

Наименование предприятия, организации, учреждения. Наименование предприятия должно соответствовать тому, которое закреплено в учредительных документах.

Гриф об утверждении. Положения об основных структурных подразделениях предприятия утверждает директор. Положение о подразделении в составе основного подразделения может утверждать руководитель основного подразделения.

Должностная инструкция

Должностная инструкция — это организационно-правовой документ, в котором определяются основные функции, обязанности, права и ответственность сотрудника организации при осуществлении им деятельности в определенной должности.

Должностная инструкция позволяет:

- организовать равномерную загрузку работников.

Исходными данными для разработки должностных инструкций являются:

- организационная и функциональная структура;

- классификатор функций управления;

- классификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

- рационально распределить функциональные обязанности;

Текст должностной инструкции должен полно и четко определить задачи, функции, обязанности работника. Текст должностной инструкции излагается отдельными пунктами.

Должностная инструкция обычно состоит из следующих разделов:

1. Общие положения

2. Основные задачи и функции

3. Обязанности

4. Права

5. Ответственность

6. Взаимосвязи

В первом разделе должностной инструкции «Общие положения» содержится:

- наименование должности в соответствии со штатным расписанием и основные сведения о ней;

- порядок назначения и освобождения от должности;

- порядок замещения этой должности в период временного отсутствия работника;

- требования к профессиональной подготовке;

- перечень нормативных документов, которыми работник руководствуется в своей профессиональной деятельности.

Во втором разделе «Основные задачи и функции» должностной инструкции формулируется основная задача работника данной должности, предмет его ведения, участок работы.

В разделе «Обязанности» должностной инструкции записывают условия, которые должны соблюдаться работником при выполнении своих функций.

В разделе «Права» закрепляется круг прав, необходимых работнику для реализации возложенных на него обязанностей, а также порядок осуществления этих прав.

В разделе «Ответственность» записывают содержание и формы ответственности должностного лица за результаты и последствия своей деятельности, а также за неприятие своевременных мер или действий, относящихся к его обязанностям.

В разделе должностной инструкции «Взаимосвязи» записывают порядок взаимодействия работника с другими структурными подразделениями и должностными лицами.

Должностные инструкции разрабатывает и подписывает руководитель службы делопроизводства, утверждает руководитель организации. Должностные инструкции оформляются на общем бланке организации. Они могут быть завизированы с руководителями тех структурных подразделений, с которыми взаимодействует работник.

Наши рекомендации