Установление абсолютной монархии в Англии. Особенности английского абсолютизма

Общественный строй.

В экономике все большее значение приобретает промышленное производство, главная отрасль которого – сукноделие. Именно сукно – главный предмет английского вывоза, затем идет шерсть, но ее вывоз в денежном измерении был в 10 раз меньше. Вместе они составляли 9/10 английского экспорта.

Сдвиги в экономике привели к ломке феодальных отношений. Овцеводство становится более выгодным, чем земледелие. Пахотные земли превращаются в пастбища, начинается массовый захват общинных земель, крестьян держателей земли изгоняют с их наделов, сносят целые деревни. Этот процесс насильственного обезземеливания крестов получил название огораживания. Он создал огромную массу людей, лишенных средств производства. Этот фактор +отсутствие в сельской местности цеховых ограничений создавало благоприятные отношения для развития капиталистических отношений.

Наиболее состоятельные люди –джентельмены.

В это сословие входили:

1. Титулованная знать (принцы, герцоги, маркизы, лорды, виконты, бороны). Они все стояли сразу за королем.

2. Рыцари. Английское рыцарство образовалось из слияния мелких коронных вассалов с подвассалами короля и наиболее крупными из вольных земледельцев. Именно они были основными плательщиками налогов, в качестве офицеров участвовали в местном ополчении, стояли во главе списка присяжных.

3. Эсквайры. Это были сначала оруженосцы баронов и рыцарей, а потом превратились в сельских помещиков.

Крестьяне:

1. Фригольдеры – свободные крестьяне, которые вели самостоятельное хозяйство, уплачивая лорду лишь незначительную ренту. Их владения пользовались защитой королевских судов. Они участвовали в парламентских выборах.

2. Копигольдеры. Потомки вилланов, держателей земли по копии протокола сеньориального суда. Они платили лорду фиксированную ренту, а иногда выполняли другие повинности.

3. Лизгольдеры – краткосрочные/долгосрочные арендаторы земли.

Собственник не мог до истечения срока договора прогнать арендатора с земли.

По экономическому положению выделялись:

1. ЙОМЭНЫ – зажиточные и средние крестьяне, фактически владевшие землей на праве копи- или фри- гольдера.

2. КОТТЕРЫ – малоземельные/безземельные крестьяне, вынужденные работать в качестве батраков.

В городах складывается буржуазная соц. прослойка:

1. Верхушка буржуазии – денежные торговые магнаты, тесно связанные с королевским двором.

2. Средний слой – владельцы мануфактур, купечество, предприниматели, вышедшие из цеховой верхушки.

3. Мелкая буржуазия – мелкие торговцы, мастера, ремесленники.

Масса обезземеленных крестов составляла резервную армию труда.

Государственный строй

Подлинный основатель абсолютизма Генрих III Тюдор, пришедший к власти после окончания Войны Роз в 1485 г. Ведя борьбу против мятежных баронов, он добился утверждения в 1488 г. билля «О государственной измене», по которому было осуждено 8000 человек, подозреваемых в мятеже. Конфискация их земель, ровно как и взимание штрафов под разными предлогами с феодальной знати, сильно обогатило королевскую казну. Баронам было запрещено иметь свиты, одетую в ливрею своего господина и держать артиллерию

В 1478 г. создана «Звездная Палата». Это чрезвычайный политический трибунал по делам о мятежах, противозаконных сборищах, составлении партийных союзов. Она состояла из членов Тайного Совета + два судьи. Разбирательство было построено на свидетельских показаниях, письменных документах и протоколах без участия присяжных и без права апелляции. Королем Генрихом VIII при поддержке парламента была проведена церковная реформа. Тут были 2 исторически важных момента:

1. Борьба за свободу мысли и совести, против духовного гнета, исходящего от Рима.

2. Стремление к национальной самостоятельности.

Основные мероприятия Реформации:

1. Провозглашение верховной власти короля в церковных делах

2. Полное отделение церковных должностных лиц и освобождение их от власти Рима. Право назначение епископов принадлежит королю. Духовный персонал подчиняется светскому уголовному правосудию.

3. Непосредственное управление церковными делами вручается высокой комиссии, которая одновременно производила расследование по делам, касающимся ересей, лжеучений, беспорядков. В качестве наказания применялись штрафы и тюремное заключение.

4. Закрытие монастырей и секумеризация их земель (это 1/5 часть всей земли в королевстве, доходы монастырей были в 3 раза больше королевских). Позднее были закрыты часовни, а их имущество конфисковано.

Реформированная церковь звалась АНГЛИКАНСКОЙ и была средней между протестантской и католической.

В ХVI в. Парламент и король действовали в полном согласии. По прежнему существовал тайный совет, состоящий из 20 человек. Он направлял и контролировал деятельность всех центральных и местных органов управления при помощи указов.

Реформы местного управления.

Наикрупнейшая единица – графство, влияние шерифов упало, возросла роль мировых судей. Кроме того, король назначал в графство лорд-лейтенантов, возглавлявших местное ополчение и руководивших деятельностью мировых судей и констеблей.

Низшая административная территориальная единица – церковный приход+население, посещающее эту определенную церковь. Во главе стоял пастор, имеющий в помощниках 2 старост.

Полномочия церковной администрации.

1. Взыскание штрафов за непосещение церкви.

2. за несоблюдение постов.

3. за нарушение святости воскресного дня.

4. за бражничество, пьянство.

5. употребление ложных мер/весов.

6. Сбор церковного налога.

7. Помощь бедным.

Постоянная армия у Англии отсутствовала, они обходились личной гвардией и небольшими отрядами наемников. В случае необходимости каждое графство должно выделять определенное количество лиц, вооружавшихся за свой счет. Был сильный военно-морской флот.

Особенности Английского абсолютизма

1. Сохранялся и действовал парламент.

2. Был далек от совершенства бюрократический аппарат.

3. Сохранялись органы местного самоуправления

4. Отсутствовала постоянная армия.

То есть имел место незавершенный абсолютизм


27. Возникновение феодального государства в Германии. Государственный строй в Х- ХII веках.

В первой трети X-XII вв. Германия представляла собой относительно единое государство. Слабое развитие феодализма, внешняя угроза и активная политика централизации первых германских королей способствовали утверждению раннефеодальной монархии, временному усилению королевской власти. Королям удалось создать государственные объединения из прежних племенных герцогств. Вместе с тем отсутствие этнической общности, слабые экономические связи между отдельными герцогствами делали единство этого государства относительным.

В этот период произошло значительное территориальное расширение германского государства. В результате присоединения части Италии, Бургундии, Чехии и образования Бранденбургской, Восточной и других марок возникла обширная империя. Германские короли с Х в. получили титул императоров "Священной Римской империи".

Объективные предпосылки для усиления королевской власти в Германии были использованы королями Саксонской династии, при первых представителях которой - Генрихе I и Отгоне I - фактически сложилось Германское раннефеодальное государство.

В борьбе с герцогами королевская власть пыталась опереться на поддержку церкви. Так, Оттон I, стремясь ограничить самостоятельность герцогов, ввел так называемые "оттоновские привилегии", сущность которых состояла прежде всего в территориальном расширении церковного иммунитета, распространенного не только на церковные владения, но и на весь округ, где были расположены эти владения. С другой стороны, церковный иммунитет был расширен по самому своему содержанию: владелец иммунитета получил право не только низшей, но и высшей уголовной юстиции в пределах своего округа. Таким путем в пределах герцогских территорий были созданы самостоятельные церковные округа, непосредственно связанные с королевской властью: король облагал церковные земли налогами в свою пользу, получал доходы с вакантных церковных должностей. Судебные функции в иммунитетном округе были переданы королевскому чиновнику - церковному фогту, находящемуся в прямом подчинении центрального правительства. Укрепив свои позиции, император Оттон I, стремясь получить императорскую корону и тем возвысить свою власть над властью герцогов в Германии в середине Х в., предпринял удачную попытку завоевания Италии, что давало широкие возможности земельных и денежных захватов для германских феодалов, и, кроме того, господство в Италии означало господство над папой и соответственно укрепление королевской власти над епископами. Римский папа в это время нуждался в поддержке германского короля, так как местные феодалы захватили власть в Риме. В 962 г. он возложил на Отгона I императорскую корону. Возрожденная империя получила впоследствии название "Священной римской империи германской нации": "священной", потому что во главе ее должны были стоять совместно папа и император при фактическом преобладании последнего; "римской", потому что ее рассматривали как преемницу Западной римской империи; "германской", потому что ставилась цель объединения Германии и Италии при господстве Германии.[5]

Политика Оттона I в отношении собственной церкви сочеталась с его притязаниями на управление всей католической церковной организацией в глобальном масштабе. Став императором, он признал власть папы над Папской областью, но добился от него принесения вассальной присяги. Начиная с этого времени, германские императоры стали контролировать избрание пап, смещать их по своему произволу, навязывать им свою политику как в светских, так и в собственно канонических делах. Лишь в конце XI в. усилившееся папство сначала добилось независимости от германских королей, а потом обеспечило и свое верховенство над ними.

Система высших государственных органов Германии в период раннефеодальной монархии рисуется в следующих основных чертах. Глава государства — король (с 962 г. император) — обладал высшей законодательной властью. Если в X—XI вв. эта прерогатива королевской власти воплотилась в незначительном количестве нормативных актов, то в XII в. королевское законодательство значительно расширилось. Наибольшее количество изданных королем законов было посвящено регулированию взаимоотношений между светской и церковной властью, а также отношений между крупными феодалами. Так, императором Фридрихом II (1212—1250 гг.) были изданы две конституции, регулировавшие права духовных (1220 г.) и светских (1232 г.) феодалов.

Юридически за королем оставались прерогативы верховного судьи. Он мог изъять любое дело из любой судебной инстанции и рассмотреть его по существу. Кроме того, королю могла быть принесена апелляция на противозаконное решение любого судебного органа. В действительности же судебная власть короля не имела столь всеобщего и неограниченного характера, поскольку реально она распространялась лишь на узкий круг его собственных вассалов. Мало того, король был не свободен в своих поступках: еще при избрании на престол он приносил присягу в том, что будет соблюдать законы и осуществлять справедливое правосудие, и если он совершал какие-либо противозаконные или преступные действия, он отвечал перед судом высшей феодальной знати.

Судебная власть короля была неразрывно связана с его полицейско-административными функциями. Он мог подвергать своих подданных штрафам или административным взысканиям за преступные действия против монархии и церкви, а должностных лиц — привлекать к ответственности за служебные злоупотребления и упущения. Штраф королевского банна мог колебаться в пределах от 2 до 1000 фунтов золота. За нарушение верности королю размер штрафа исчислялся 300 фунтами. За невыполнение королевских распоряжений должностное лицо рисковало потерей «королевской милости», что влекло за собой изъятие лена и лишение должности.

Верховное государственное руководство было сосредоточено в рамках королевского двора. Наиболее видными сановниками являлись: канцлер, игравший роль первого министра, дворецкий (пфальцграф), ведавший дворцовыми делами, маршал, командовавший войсками, королевский меченосец, возглавлявший службу безопасности, и др. Высшие государственные должности становились наследственными и возлагались на наиболее могущественных и влиятельных светских и духовных имперских князей. Многие другие сановники не имели определенных служебных полномочий, но выступали в роли советников, без консультаций с которыми король не принимал никаких ответственных решений. С начала XI в. это совещательное учреждение оформилось в самостоятельный орган — королевский совет.

Большую роль в политической жизни страны играли собрания феодалов, в которых участвовали церковные и светские князья, непосредственные королевские вассалы. Собрания созывались по инициативе короля и работали под его председательством. В периоды междуцарствий собрания приобретали силу суверенного органа. Поскольку столицы государства тогда не существовало, местом собрания мог стать любой имперский или епископский город (имел место даже случай, когда император Оттон III избирал своей столицей Рим). Собрания созывались обычно один раз в год и чаще всего приурочивались к пасхальным праздникам. В компетенции собраний было решение наиболее важных вопросов общегосударственного значения: проблемы законодательства, войны и мира, престолонаследия; рассмотрение некоторых судебных дел; улаживание конфликтов между королем и знатью и споров, возникавших внутри феодального класса; назначение на высшие государственные должности и предоставление ленов; ведение переговоров с папским престолом и др. По мере развития и оживления городской жизни в съездах феодалов стали принимать участие представители имперских городов, находившихся в непосредственном управлении главы государства. Для решения чисто конфессиональных проблем церковные князья собирались на специальные заседания, и тогда эти заседания приобретали характер синодальных собраний.[6]


28. Государственный строй Германии в период сословно-представительной монархии. «Золотая булла» 1356г.

Наши рекомендации