Классификация органов государства

Государственные органы многообразны. Они могут подразде­ляться в зависимости от следующих критериев:

– по порядку образования органы государства классифициру­ются на органы, избираемые непосредственно народом (Пре­зидент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные ор­ганы субъектов Федерации) и органы, формируемые други­ми государственными органами (Правительство РФ, Консти­туционный Суд РФ и пр.). По этому критерию выделяются органы. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возника­ют в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают власт­ные полномочия от избирателей (представительные орга­ны). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним от­носятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

– по форме реализации государственной деятельности — на за­конодательные (представительные), исполнительно-распо­рядительные, судебные, контрольно-надзорные органы.

За­конодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Саратов­ская областная дума, Пензенское представительное собрание и т.д.) призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества (здесь важно иметь в виду, что понятие «представительные органы» и «законодательные органы» не совпадают по объему. Соотношение между ними такое – вся­кий законодательный орган является одновременно предста­вительным, но не всякий представительный орган может вы­ступать в качестве законодательного, например, созванное конституционное совещание может быть признано предста­вительным органом, но не законодательным.

Исполнитель­но-распорядительные органы (Правительство РФ, министер­ства, ведомства, государственные комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов.

Судебные органы (конституционные, суды общей юрисдикции, военные, ар­битражные суды) призваны осуществлять правосудие, рас­сматривать имущественные споры физических и юридичес­ких лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и граж­данина.

Контрольно-надзорные органы (прокуратура, орга­ны горного и промышленного надзора, органы надзора по ядерной и радиационной безопасности и др.);

– по принципу разделения властей – на законодательные (Фе­деральное Собрание РФ, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации; республиканские и областные за­конодательные структуры), исполнительные (Правительст­во РФ, министерства, ведомства, государственные комитеты РФ, региональные правительства, администрации и т.п.) и судебные (Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ, соответствующие суды субъектов РФ);

– по иерархии — на федеральные (Президент РФ, Генеральная прокуратура РФ и т.п.), республиканские (Президент Татар­стана, Башкортостана, Ингушетии, министерство внутрен­них дел Дагестана и т.д.), местные (губернатор Астраханской области, правительство Пензенской области, прокуратура Саратовской области и т.п.). Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государ­ства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Ме­стные органы государства функционируют в административ­ных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, про­винциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

– по характеру подчиненности – на органы исключительно «вертикального» подчинения (прокуратура, суди т.п.) и ор­ганы «двойного» («вертикально-горизонтального») подчине­ния (милиция);

– по срокам полномочий — на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (например, прокуратура, милиция, суд) и временные, которые создаются для достиже­ния краткосрочных целей (временная администрация в усло­виях режима чрезвычайного положения);

– по способу принятия решений — на коллегиальные (Государ­ственная Дума РФ, Правительство Саратовской области и т.д.) и единоначальные (Президент РФ, министр, губерна­тор и т.п.);

– по правовым формам деятельности – на правотворческие (Совет Федерации РФ, Правительство РФ), правоприменительные (Министерство науки и образования РФ, управление юсти­ции Пензенской области) и правоохранительные (органы внутренних дел, таможенные органы и т.д.);

– по характеру компетенции — на органы общей компетен­ции, которые в пределах своих полномочий принимают ре­шения по любым вопросам (Федеральное Собрание РФ, Пра­вительство РФ и др.), и специальной компетенции, которые осуществляют деятельность в какой-либо одной сфере обще­ственной жизни (министерства, ведомства, государственные комитеты и пр.) и т.п;

– по порядку формирования – выборные и назначаемые.

Наши рекомендации