Основы местного самоуправления
Основы местного самоуправления1 |
1. Конституционно-правовые основы2 |
Конституция РФ устанавливает право населения самостоятельно решать вопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а также право самостоятельно осуществлять управление местными делами путем прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130). Эта норма, по существу, развивает положение о местном самоуправлении как одной из форм народовластия (ч. 2 ст. 3) и основ конституционного строя (ст. 12). Рассматривая население как субъект местного самоуправления, Конституция РФ гарантирует каждому жителю муниципального образования равные права независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущества и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям (ст. 19). Гражданам предоставляется право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления и участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32). На органы местного самоуправления возлагается конституционная обязанность обеспечить каждому возможность знакомиться с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24), устанавливается право личного обращения и направления индивидуальных или коллективных обращений в органы местного самоуправления (ст. 33). В части 1 ст. 130 Конституции РФ сформулировано поле деятельности местного самоуправления — «вопросы местного значения». В их перечень Конституция РФ включила строительство и распределение жилья, указав на обязанности муниципальной власти поощрять жилищное строительство, создавать условия для реализации права граждан на жилье, а малоимущим гражданам предоставлять бесплатно или за доступную цену жилье из муниципального фонда (ст. 40)3. В сфере муниципального здравоохранения к вопросам местного значения отнесено оказание бесплатной медицинской помощи за счет средств местного бюджета, страховых взносов и иных поступлений (ст. 41). Гарантируется общедоступное, бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в муниципальных образовательных учреждениях (ст. 43). Определяя территориальные основы местного самоуправления, Конституция РФ предусматривает его осуществление в городских, сельских поселениях и на других территориях, а изменение границ муниципальных образований допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (ст. 131). |
Конституция РФ устанавливает право местного самоуправления управлять муниципальной собственностью, утверждать и исполнять свой бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, решать иные вопросы местного значения и осуществлять отдельные государственные полномочия (ст. 132). |
Важное место занимают конституционные гарантии самостоятельности местного самоуправления. В соответствии с Конституцией РФ местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, или запрета на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами (ст. 133). Эта норма согласуется с характеристикой Российской Федерации как демократического правового государства (ч. 1 ст. 1), а также признанием права граждан на самоуправление непосредственно действующим и обеспечиваемым правосудием (ст. 18). Конституция РФ не включает местное самоуправление в число субъектов, имеющих право непосредственного обращения в Конституционный Суд РФ, однако она создает предпосылки защиты законных интересов муниципалитетов при рассмотрении в конкретном деле вопросов, затрагивающих права и обязанности органов и должностных лиц местного самоуправления (ч. 2 ст. 125). |
2. Социальные основы |
Основополагающие принципы, закрепляющие права и свободы человека в качестве высшей ценности, которые должны определять смысл, содержание и деятельность местного самоуправления. |
3. Территориальные основы |
Совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих социальную политику местного самоуправления, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. |
4. Организационные основы |
Совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих осуществление власти населением непосредственно через органы местного самоуправления, порядок образования органов местного самоуправления, формы и принципы их деятельности. |
5. Идеологические основы |
Совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих идеологическое и политическое многообразие в местных сообществах, политические права и свободы человека и гражданина. |
6. Финансово-экономические основы |
Совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих формирование и использование муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов. |
4. Органы местного самоуправления: понятие и виды
Органы местного самоуправления: понятие и виды | |
Система органов местного самоуправления | |
Совокупность негосударственных, имеющих статус самостоятельных представительных и исполнительных органов, через которые на данной территории осуществляются функции и полномочия местного самоуправления, образуемых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». | |
1. Представительный орган местного самоуправления | |
Понятие | |
Выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. | |
Состав и порядок формирования | |
Состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. | |
Численность | |
Определяется уставом муниципального образования4. Представительные органы в районах республики, области (края), в городах республиканского, областного (краевого) значения могут именоваться районными (городскими) собраниями, земскими собраниями, думами и др.; в поселке, сельсовете — советом и т.д.5 | |
Порядок деятельности и компетенция | |
Работает на непостоянной основе и созывается на свои заседания соответствующим главой местного самоуправления (главой администрации). Утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении, устанавливает местные налоги и сборы, утверждает программу развития территорий, принимает положения (уставы) о местном самоуправлении, осуществляет контроль над деятельностью главы администрации. | |
Порядок роспуска | |
Распускается законом субъекта Федерации либо федеральным законом. Если в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в силу нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления (или отдельные его положения) остается не отмененным, а представительный орган власти субъекта Федерации письменное предупреждение не выносит, Президент РФ вправе внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправления6. | |
2. Исполнительный орган местного самоуправления | |
Состав и порядок формирования | |
Формируется представительным органом местного самоуправления и подотчетен ему, осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность (исполнительную власть) в границах муниципального образования. | |
Порядок деятельности и компетенция | |
Подотчетен соответствующему представительному органу местного самоуправления и формируется ее главой, который возглавляет администрацию на принципах единоначалия. | |
3. Глава местного самоуправления (муниципального образования) | |
Понятие | |
Выборное должностное лицо, организующее деятельность органа местного самоуправления по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. | |
Порядок избрания | |
Избирается сроком на четыре года гражданами, проживающими на территории муниципального образования, и наделяется компетенцией в соответствии с уставом, непосредственно подотчетен населению и представительному органу местного самоуправления. | |
Компетенция | |
Возглавляет представительный орган и местную администрацию, формирует исполнительные органы, руководит работой представительного органа, осуществляет непосредственно или через администрацию исполнительно-распорядительные функции местного самоуправления. | |
Порядок отрешения от должности | |
Может быть отрешен от своей должности из-за бездействия по отношению к отмене принятого им нормативного правового акта, если этот акт или отдельные его положения признаны судом противоречащими Конституции РФ, федеральным законам, законодательству субъекта Федерации или уставу муниципального образования и при этом повлекли признанные судом нарушения прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда. | |
В этом случае он обязан: |
|
1 Основы местного самоуправления — это совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих наиболее основополагающие отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления на всей территории Российской Федерации, в соответствии с которыми должны находиться все другие муниципально-правовые нормы нормативных правовых актов. Основы местного самоуправления подчиняют себе логически и юридически все его институты и издаваемые в их развитие законы и нормативные правовые акты.
2 Конституционно-правовые основы — это основополагающие принципы, закрепляющие права и свободы человека в качестве высшей ценности, которые должны определять смысл, содержание и деятельность местного самоуправления.
3 Поскольку правовое регулирование сферы местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, следует учитывать, что перечень вопросов, отнесенных к полномочиям местного самоуправления, может осуществляться законодательством субъектов Федерации (п. «н» ст. 72 Конституции РФ).
4 Заседания правомочны при участии не менее двух третей от установленного числа депутатов. Решения принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов.
5 В некоторых субъектах Федерации в сельсоветах с численностью от 1 до 2 тыс. человек функции представительного органа местного самоуправления может осуществлять собрание старост населенных пунктов сельсовета, избираемых населением.
6 Одновременно с роспуском представительного органа местного самоуправления законом субъекта Федерации либо федеральным законом назначаются новые выборы.
7 Если глава муниципального образования не отменяет акт, закон обязывает высшее должностное лицо субъекта Федерации письменно предупредить главу муниципального образования о возможности его отрешения от должности. Если в течение месяца со дня вынесения письменного предупреждения глава муниципального образования не исполняет судебное решение об отмене акта, он подлежит отрешению от должности.