Основания, условия и порядок восстановления прав лиц, подвергшихся репрессиям по политическим мотивам
В последние годы сложился свой порядок восстановления нарушенных прав лиц, подвергшихся судебным и иным репрессиям по политическим мотивам. Основные положения этого порядка установлены Законом о реабилитации жертв политических репрессий (ниже в данном параграфе - Законом). Их можно было бы свести к следующим.
1. В качестве основания для восстановления прав в таком порядке может служить факт лишения или ограничения прав и свобод по политическим мотивам судами либо другими органами, наделявшимися судебными функциями ("особые совещания", "тройки" и др.), а равно органами исполнительной власти в административном порядке.
Содержание оснований для признания лица жертвой политических репрессий и соответственно для возмещения причиненного ему вреда и предоставления льгот раскрывается в ст. 1-5 Закона. В частности, в ст. 1 по поводу понятия политических репрессий сказано:
"Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями".
Федеральным законом от 4 ноября 1995 г.*(402), а затем и от 9 февраля 2003 г. *(403) круг лиц, которые могут быть признаны жертвами политических репрессий со всеми вытекающими из этого последствиями, существенно расширен. В Законе появилась ст. 1.1, где сказано:
"Подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются:
дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении;
дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам".
Уточнен круг лиц, которые могут быть признаны жертвами политических репрессий, также в упомянутых выше указах Президента РФ от 14 марта 1996 г. N 378, от 23 апреля 1996 г. N 602, от 8 июня 1996 г. N 858 и от 18 июня 1996 г. N 931 *(404).
2. Производство по восстановлению прав лиц, пострадавших от репрессий по политическим мотивам, начинается по их инициативе или по инициативе правоохранительных органов.
На первом этапе решается вопрос о том, было ли данное лицо необоснованно подвергнуто репрессиям по политическим мотивам. Делается это по-разному: факты применения мер административного характера (ссылка, высылка, спецпоселение и т. д.) должны устанавливаться по заявлениям заинтересованных лиц или организаций органами внутренних дел на основании имеющихся у них архивных данных, а факты применения репрессий судебными или квазисудебными учреждениями ("особыми совещаниями", "тройками" и т. п.) - органами прокуратуры по результатам проверки конкретных судебных или иных дел. В последнем случае решение может приниматься по инициативе органов прокуратуры; заявления заинтересованных лиц не требуются. По итогам проверки органы внутренних дел или прокуратуры выдают заинтересованным лицам справку о реабилитации.
3. Отказ в выдаче такой справки, естественно, может быть обжалован.
Если он исходит от органов внутренних дел, то жалоба рассматривается в судебном порядке с соблюдением процедуры, установленной Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. (гл. 25 ГПК).
Отказ органов прокуратуры в выдаче справки о реабилитации влечет за собой совершенно иные последствия: соответствующий орган прокуратуры обязан направить все материалы дела со своим отрицательным заключением в суд, которому данный вопрос подсуден (см. ст. 9 Закона и § 6 гл. 15 учебника).
Дела, поступившие с отрицательным заключением органа прокуратуры, рассматриваются в судебных заседаниях по правилам пересмотра судебных решений в порядке надзора. При несогласии с заключением прокуратуры суд, рассмотревший дело, вручает необоснованно репрессированному справку о реабилитации, а при согласии - копию постановления (определения). Последнее может быть обжаловано заинтересованным лицом в вышестоящий суд.
Справка о реабилитации является основанием для восстановления нарушенных прав. Пределы восстановления установлены примерно те же, что и для лиц, на которых распространяются положения гл. 18 УПК и ст. 1070 ГК. Отличие состоит, пожалуй, лишь в том, что реабилитированным жертвам политических репрессий утраченный заработок не возмещается полностью. Им выплачивается денежная компенсация по правилам, предусмотренным ст. 15 Закона.
Наряду с восстановлением прав и денежными выплатами в виде компенсаций или возмещения вреда реабилитированным предоставляются ощутимые льготы: они приобретают право на внеочередное оказание медицинской помощи, бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), снижение оплаты жилой площади, коммунальных услуг и др.