Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)
— федеральный орган исполнительной власти (федеральное министерство),
проводящий государственную политику и осуществляющий государственное управление в области обороны,
а также координирующий деятельность федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны.
В системе органов военного управления государства Минобороны России является центральным органом управления Вооружёнными Силами России;
возглавляется Министром обороны Российской Федерации; руководится Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации.
СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ:
Генеральный штаб Воруженных Сил, которому подчинены штабы родов войск, военные управления и службы, в частности, Главное Ракетно-Артиллерийское Управление (ГРАУ МО РФ), осуществляющее индексацию вооружения
Аппарат МО РФ
4. Подведомственные органы:
3) Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
4) Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
5) Федеральная служба по оборонному заказу (контроль и надзор за заказами вооружения)
6) Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой РФ) (см. Вопрос 75)
7) Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (непосредственные поставки вооружения по индексам ГРАУ)
87.
Воинская обязанность закреплена ст. 59 Конституции. ФЗ "О воинской обязанности и военной службе":
1. Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации.
ФЗ "Об обороне", ст. 10: Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.
2. Прохождение военной службы осуществляется гражданами РФ - по призыву или в добровольном порядке (по контракту), иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях солдат (матросов), сержантов (старшин).
3. Воинская обязанность граждан предусматривает:
воинский учет;
обязательную подготовку к военной службе;
призыв на военную службу;
прохождение военной службы по призыву;
пребывание в запасе;
призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
4. Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:
освобожденных от исполнения воинской обязанности
проходящих военную службу;
отбывающих наказание в виде лишения свободы;
женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
постоянно проживающих за пределами РФ.
5. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми на местах.
6. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. По общему правилу, срок военной службы составляет 12 месяцев.
88.
Безопасность (согласно ГОСТ) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
ФЗ "О безопасности" от 7 декабря 2010 года
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) системность и комплексность.
1.Президент Российской Федерации:
1) определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности
2) утверждает стратегию национальной безопасности РФ
3) формирует и возглавляет Совет Безопасности
2. Совет безопасности Российской Федерации (СБ РФ) — совещательный орган, осуществляющий подготовку решений президента Российской Федерации по вопросам безопасности. Постоянные члены: директор ФСБ, министр обороны, Полномочные представители из федеральных округов (8 чел.).
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Руководство деятельностью ФСБ России осуществляется Президентом Российской Федерации.
4. Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) — основной орган внешней разведки Российской Федерации.
5. Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России)
— федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации.
89.
1. Государственная граница Российской Федерации — линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Определяется как граница РСФСР, измененная с учетом международных договоров.
Способы обозначения:
Делимитация – обозначение границы на карте.
Демаркация – обозначение границы на местности геодезистами с помощью видимых атрибутов (столбов, знаков и др.) Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации".
2. Управление:
1) Правительство РФ (ст. 20 ФКЗ "О Правительстве РФ") принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации
2) Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации, обеспечения деятельности пунктов пропуска через государственную границу
3) Пограничная служба ФСБ РФ – охрана
4. Правовой режим
I. Режим Государственной границы включает правила:
- содержания Государственной границы
- пересечения Государственной границы
- перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных
- пропуска через Государственную границу
II. Режим приграничной территории включает правила проживания в ней, ограничения на оборот имущества (запрет продажи участков иностранцам) и др. (Приграничная зона = 5 км)
III. Режим пунктов пропуска через государственную границу
90.
К понятию "внутренние дела" относятся, как правило, обеспечение личной безопасности граждан, защиту их прав и свобод, законных интересов, общественного порядка, общественной безопасности, борьбу с преступностью, ликвидацию условий и причин ее порождающих.
1. Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий организует реализацию внутренней политики Российской Федерации.
2. Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)
— федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере внутренних дел,
а также по выработке государственной политики в сфере миграции.
ФУНКЦИИ:
1) разработка общей стратегии государственной политики
2) совершенствование нормативно-правового регулирования
3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений
5) обеспечение охраны общественного порядка
6) обеспечение безопасности дорожного движения
7) организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия
8) организация государственной охраны имущества и организаций;
9) управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности.
3. Подведомственные органы
Полиция, в т. ч. отряды мобильные особого назначения (ОМОН) Государственная автомобильная инспекция Внутренние войска (ВВ МВД)
3) Федеральная миграционная служба (ФМС РФ), осуществляющая управление и контроль в области миграции, а также паспортно-визовые функции.
91.
Правовая основа: Конституция РФ, ФЗ "О полиции" от 7 февраля 2011 года, Положение о МВД и другие НПА. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.
1. Полиция - орган внутренних дел РФ, составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
2. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
3. ПРИНЦИПЫ:
1. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
2. Законность
3. Беспристрастность (независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.)
4. Открытость и публичность
5. Общественное доверие и поддержка граждан
6. Взаимодействие и сотрудничество (с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.)
7.Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем
4. ОБЯЗАННОСТИ
1) принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях
2) прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния
3) оказывать первую помощь лицам
4) выявлять причины преступлений и административных правонарушений
5) обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок
6) осуществлять оперативно-разыскную деятельность
7) пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:
1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.)
5 .ПРАВА
1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий
2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске
3) вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях
4) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с делами государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации
5) патрулировать населенные пункты и общественные места
6) составлять протоколы об административных правонарушениях
7) выдавать лицензии на оружие
8) останавливать транспортные средства
9) применять отдельные меры принуждения (задержание, вхождение в жилище в случае нахождения там подозреваемых в совершении преступления, применение физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия)
92.
Иностранные дела - это международные отношения, т.е. отношения с иностранными государствами согласно международному праву.
1. Правительство Российской Федерации (ст. 21 ФКЗ "О Правительстве РФ"):
- осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации;
- обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;
- в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств по ним, а также наблюдает за выполнением другими участниками их обязательств;
- отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории;
- осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного финансового, научно-технического и культурного сотрудничества.
2. Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)
— федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.
Подведомственно Президенту.
Главная задача министерства — разработка общей стратегии внешней политики, представление соответствующих предложений Президенту и реализация внешнеполитического курса. МИД осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации. Министерство иностранных дел возглавляет министр иностранных дел, назначаемый на должность Президентом по представлению Председателя Правительства. Министр несет личную ответственность за выполнение возложенных на МИД полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
3. Подведомственные органы
3) Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).
Осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере обеспечения и развития международных отношений Российской Федерации с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, другими иностранными государствами, а также в сфере международного гуманитарного сотрудничества.
93.
Юстиция означает правосудие.
1. Министерство юстиции (Минюст РФ)
— федеральное министерство, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Министерство юстиции Российской Федерации:
а) занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием
б) осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сферах:
- исполнения уголовных наказаний,
- регистрации некоммерческих организаций
- адвокатуры
- нотариата
- обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов.
2. Подведомственные органы:
2) Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) - обеспечивает исполнение наказаний, а также осуществляет контроль и надзор в пенитенциарной системе
3) Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) - обеспечивает установленный порядок деятельности судов (охраняет суды) и исполняет судебные акты
3. Судебный Департамент при Верховном Суде РФ - занимается материально-техническим и иным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции.
94.
Ст.1,5, Гл.3 Конституции РФ - Российская Федерация состоит из 83 равноправных субъектов 6 видов.
Федеративность как одна из основ конституционного строя требует учета развития каждого региона страны и устранения диспропорций в развитии разных регионов.
Региональное представительство в законодательстве осуществляет Совет Федерации. В исполнительной власти в 2004 г. создано Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России). Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, федеративных и национальных отношений, разграничения полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, местного самоуправления, осуществления приграничного сотрудничества, развития районов Крайнего Севера и Арктики, защиты прав национальных меньшинств,
исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов и этнических общностей.
Основные направления деятельности:
- Стратегическое планирование, создание федеральных округов
- Согласование стратегий развития, федеральных целевых программ
- Межнациональные отношения
- Развитие регионов и муниципальных образований
- Жилищная политика
- Архитектура, строительство и градостроительная политика
Минрегиону в 2012 году переданы полномочия упраздненного Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстроя).
95.
Массовые коммуникации - это средства, с помощью которых отдельные люди и организации передают информацию с помощью сетевых технологий, таких как сети мобильной связи, Интернет, социальные сети и др. большим сегментам населения одновременно.
Государственное регулирование
1. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) — федеральный орган исполнительной власти в ведении Правительства Российской Федерации.
Министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, электросвязи (включая использование и конверсию радиочастотного спектра) и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие сети Интернет, систем телевизионного вещания и радиовещания, печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных.
2. Подведомственные органы:
2) Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
3) Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать). Оно осуществляет правоприменительную деятельность и оказание государственных услуг в сфере создания и функционирования средств массовой информации и массовых коммуникаций.
96.
Государственное управление в сфере административно-политической деятельности распространяется на оборону (МО РФ - Вопрос 86), государственную безопасность (ФСБ - Вопрос 88),
иностранные дела (МИД - ВОпрос 92),
внутренние дела (МВД - Вопрос 90),
чрезвычайные ситуации,
юстицию (Минюст - Вопрос 93),
надзор за законностью (деятельность прокуратуры - Вопрос 57).
Большинство административно-политических министерств и ведомств подчинено непосредственно Президенту РФ, а Правительство РФ выполняет в отношении них лишь координирующую роль.
Большая часть вышеуказанных вопросов отнесено к исключительному ведению РФ (ст. 71 Конституции). Однако некоторые полномочия в сфере административно-политической деятельности все же относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ (защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, обеспечение правопорядка,
общественной безопасности и др.), они осуществляются и государственными органами РФ, и органами государственной власти субъектов.
97.
Торговля — вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям.
1. Правительство Российской Федерации (ст. 14 ФКЗ "О Правительстве РФ"):
осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации регулирование экономических процессов;
обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
2. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного комплекса, а также в области технического регулирования и обеспечения единства измерений, а также функции органа, осуществляющего государственное регулирование торговой деятельности.
3. Подведомственный орган:
2) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии.
4. (подробнее см. Вопрос 100)
Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) — федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию по следующим направлениям:
макроэкономика,
поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства,
внешнеэкономическая деятельность,
инвестиционная политика,
особые экономические зоны,
корпоративное управление,
экономика социальной сферы,
развитие конкуренции,
формирование Единого экономического пространства.
98.
Энергетика — область хозяйственно-экономической деятельности человека, совокупность сооружений, служащих для добычи из природы и распределения энергии.
1. Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Правительства РФ. Оно осуществляет разработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование, в том числе
— по вопросам электроэнергетики, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, газовой, торфяной, угольной и сланцевой промышленности, продуктов их переработки.
Осуществление правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в области:
- обеспечения деятельности подведомственных ФГУП и государственных учреждений;
- обеспечения энергетической безопасности;
- производства и использования топливно-энергетических ресурсов;
- составления энергетических прогнозов
Подведомственные организации:
* ФГУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России
* ФГУП «Национальный научный центр горного производства — Институт горного дела им. А. А. Скочинского
2. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (сокращенное название — Госкорпорация «Росатом»). Не являясь органом исполнительной власти, она, тем не менее, управляет всеми ядерными активами Российской Федерации, включая как гражданскую часть атомной отрасли, так и ядерный оружейный комплекс.
99
В настоящее время, в связи с демографическим кризисом, а также большим процентом хронических болезней среди молодежи, данная отрасль управления становится приоритетной.
1. Правительство РФ (ст. 16 ФКЗ "О Правительстве РФ")
- принимает меры по реализации молодежной политики;
- разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.
2. Министерство спорта Российской Федерации (Минспорт России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
физической культуры и спорта,
а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере физической культуры и спорта.
3.Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) в ведении МИНКУЛЬТА:
- определяет приоритетные направления государственного регулирования туристической деятельности в России;
- информирует туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране временного пребывания;
- осуществляет продвижение туристского продукта на внутреннем и мировом рынках.
4. Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) в ведении МИНОБРНАУКИ — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом
в сфере государственной молодёжной политики, реализации мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на содействие реализации молодёжью своих профессиональных возможностей.
100.
Экономическое развитие — структурная перестройка экономики в соответствии с потребностями технологического и социального прогресса. Основным показателем экономического развития страны в России считается увеличение показателей ВВП или ВНП на душу населения. (также см. Вопросы 70,71)
1. Правительство Российской Федерации (ст. 14 ФКЗ "О Правительстве РФ")
- осуществляет регулирование экономических процессов
- обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности
- прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития экономики
- вырабатывает и реализует государственную структурную и инвестиционную политику
2. Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) — федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию по следующим направлениям:
* макроэкономика
* финансовые рынки
* стратегическое планирование
* поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства
* внешнеэкономическая деятельность
* инвестиционная политика, антикоррупционная политика
* особые экономические зоны
* государственные гарантии
* реструктуризация секторов естественных монополий
* приватизация федерального имущества
* эффективное управление государственным имуществом
* экономика социальной сферы
* развитие экономики регионов
* развитие конкуренции
* формирование Единого экономического пространства