Основные положения избирательной системы Германии
План
Введение
1. Основные положения избирательной системы Германии
2.Исторический аспект формирования партийной системы
Выводы
Список использованной литературы
Введение
Германия – одно из крупнейших и развитых государств мира, которое занимает ведущее место по основным жизненным показателям не только в Европе, но и в мире; играет активную роль в интеграции современной Европы и международном сотрудничестве в рамках ООН, НАТО, других международных организациях.
После поражения Германии во второй мировой войне и капитуляции гитлеровской армии территория страны была оккупирована войсками союзных государств: СССР, США, Англии и Франции. В соответствии с решением Потсдамской конференции (17 июля - 2 августа 1945 г.) Германия была разделена на 4 оккупационных зоны. Общее управление сосредоточилось в Союзном контрольном совете. В конце 1946 г. было создано сепаратное управление тремя западными зонами. Логическим следствием этого стало разделение Германии и образование двух самостоятельных государств. Решение об этом было принято в 1948 г. на Лондонской конференции шести западных держав: США, Англии, Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга.
Граница между немецкими государствами по существу явилась линией раздела двух систем ценностей, оказавшихся в условиях своеобразного исторического состязания. Процесс объединения Германии нашел международно-правовое признание в Договоре об окончательном урегулировании в отношении германии между ФРГ, ГДР, Францией, СССР, Великобританией и США от 12 сентября 1990 года. Конституция ФРГ, выработанная в 1948-1949 г.г. только для Западной Германии стала Основным законом для всей Германии. Федеративная Республика Германия является демократическим, социальным, правовым государством с романо-германской правовой системой. Форма правления – парламентская республика
Новое германское государство построено на началах федерализма. Оно образовалось из 16 земель, самостоятельных в своем бюджете и независимых друг от друга. Каждая из земель имеет свой ландтаг и свое правительство, обладающее значительной автономией.
Основные положения избирательной системы Германии
Выборы в Германии являются основой конституционного строя и основным принципом функционирования политической системы. В ст. 20 Основного Закона провозглашено, что «вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований, а также через специальные органы законодательной, исполнительной и судебной власти».
Избирательное право ФРГ переняло некоторые черты англосаксонской традиции. Введение элементов мажоритарной системы выборов в традиционную европейскую избирательную систему привело к концентрации германской партийной системы.
В ФРГ после объединения была осуществлена реформа избирательного законодательства, целью которой явилось преобразование законодательной базы избирательного права и избирательной системы в контексте распространения действия законодательства ФРГ на территорию бывшего ГДР. Значение этих преобразований состояло в адаптации законодательных норм ФРГ к правовым реалиям объединенного пространства с параллельной рецепцией опыта двойного пост тоталитарного правового строительства и одновременным повышением качества избирательного закона. Вследствие этого общество, стабилизировав основные институты и нормы избирательного права, приобрело устойчивость в политической жизни, и было обеспечено нормальное проведение выборов.
Немецкий ученый К.Р. Корте считает, что «выборы в Германии — выборы депутатов Бундестага, представителей в законодательные собрания земель, депутатов Европейского Парламента, представителей в муниципалитеты, Бундеспрезидента, Бундесканцлера; действия граждан, избирательных органов и органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, голосованию и подведению его итогов и другие избирательные действия в соответствии с Основным законом, федеральными законами и иными правовыми актами, в том числе представительных органов государственной власти земель».
Германский государственник Р. Шик так трактует формулу выборов: «Выборы и способ их реализации являются неотъемлемым признаком и основой демократии. В отличие от стран с тоталитарным режимом, где отсутствуют избирательные возможности для различных политических направлений, в Германии основой являются демократичные законоположения права народа (Recht das Volke), которые определяют возможность распределения власти через регулярные выборы. При демократии гражданин, осуществляя свое активное избирательное право, участвует в осуществлении государственной власти».
К. Вебер, анализируя понятие избирательной системы, пишет, что «избирательная система складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок проведения выборов, предусмотренных международными соглашениями, Основным законом и федеральными законами, используемый при выборах в органы федеральной государственной власти, органы власти земель, а также при выборах в органы местного самоуправления».
В немецком юридическом словаре содержится следующее определение: «Избирательная система — система установления результатов выборов, зафиксированная в законодательных актах».
В Основном Законе ФРГ и Законе о выборах понятия избирательной системы не содержится. П. 1 Закона о выборах содержит термин «избирательная система», но не раскрывает его понятия. Основной закон не содержит отдельной статьи или отдельного раздела об избирательной системе или избирательном праве. В качестве базовой нормы федерального избирательного права Конституция ФРГ предписывает в ст. 38, что депутаты германского бундестага избираются на основе общих, прямых, свободных, равных и тайных выборов.
Правовую основу федеральных выборов в Германии и избирательного права в целом составляют следующие нормативные акты:
1. Основной закон Федеративной Республики Германия 1949 г. — Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland, в котором в самых общих чертах — в пар. 3, посвященном бундестагу, — дается описание схемы проведения выборов.
2. Федеральный закон о выборах — Bundeswahlgesetz от 23 июля 1993 г. в редакции от 9 июля 1997 г., в котором подробно описывается избирательная система, порядок формирования избирательных органов, цензы пассивного избирательного права, проведение голосования, подведение результатов выборов, повторное голосование, выборы в бундестаг, заключительные положения.
3. Положение о федеральных выборах и выборах в Европейский парламент — Bundeswahlordnung от 8 марта 1994 г., в котором подробно регламентируются процедуры голосования, создания и работы избирательных комиссий, подведение и оценка результатов выборов".
4. Приложения к положению о федеральных выборах — Anlagen zur Bundeswahlordnung.
5. Закон о политических партиях — Gesetz uber die politischen Perteien от 1967 г. .
6. Закон о проверке правильности выборов — Wahlprufungsgesetz.
7. Закон об избирательной статистике — Wahlstatistikgesetz.
8. Законы земель об организации выборов.
В Германии выборы проводятся по трем уровням в соответствии с уровнями публичной власти:
1. федеральные (Бундестаг, Европейский парламент);
2. региональные (парламенты земель (ландтаги), гражданские собрания земель-городов);
3. местные (уездные, земские, общинные советы, бургомистры городов).
Активным избирательным правом обладают граждане Германии, достигшие восемнадцати лет. Участие в выборах в Германии не является обязательным. В то же время около половины немцев готовы поддержать введение обязательного участия в выборах, чтобы таким образом повысить явку избирателей. Как выяснила социологическая служба Emnid для газеты Bild am Sonntag, такого мнения придерживаются 47% участников опроса, проведенного на текущей неделе. При этом 49% респондентов высказались против.
Выборы в Германии — прямые, то есть они проходят без привлечения делегатов или выборщиков. Выборы являются также тайными. Нарушение тайны голосования является уголовным преступлением. Каждый избиратель имеет столько же голосов, сколько любой другой; все голоса имеют принципиально одинаковую силу. Внутри и около зданий, где находятся помещения для голосования, а также перед входом в эти здания, запрещено оказывать влияние на избирателей. Выборы, подсчет голосов и подведение итогов выборов осуществляются открыто.
Право выдвигать кандидатов на выборах в бундестаг имеют политические партии и лица, обладающие избирательным правом. Беспартийные лица могут выдвигать свою кандидатуру только в мажоритарном избирательном округе. Подавать земельные списки могут только партии. Выбор и выдвижение кандидатов на уровне федерации и федеральных земель производится практически только партиями.
Депутаты бундестага избираются сроком на 4 года. Выборы в федеральный законодательный орган Германии проходят по смешанной системе. Половина состава парламента 299 человек избираются по мажоритарной системе. Так решается, кто из кандидатов будет представлять землю в федеральном парламенте. Вторая половина бундестага избирается по партийным спискам. Второй голос определяет общее число депутатов одной партии в парламенте, и именно в этом состоит его большая значимость. Число мест, полученных в одномандатных округах (прямых мандатов), входит в общее число мест в парламенте, полученных партией по второму голосу.
Парламентские места получают только те партии, которые или набрали не менее 5 % голосов, поданных за свой партийный список, или победили не менее чем в трёх одномандатных округах. Количество мест, получаемых прошедшей в бундестаг партией, пропорционально количеству голосов, поданных за её список, и вычисляется по методу Сант-Лагьё. При использовании метода Сант-Лагьё места распределяются последовательно, одно за другим. На каждом шаге очередное место присуждается той партии, которая обладает наибольшей квотой, вычисляемой по формуле:
V/2s+ 1
где V — общее количество голосов, поданных за партию; s — количество мест, полученных партией к данному шагу.
После присуждения места квота партии пересчитывается с учётом нового количества полученных мест. Эти места заполняются теми кандидатами от партии, которые одержали победу в своих одномандатных округах. Если таких кандидатов меньше, чем полученных партией мандатов, то оставшиеся парламентские места заполняются согласно партийному списку. Если же кандидатов от партии, победивших в одномандатных округах, больше, чем общее количество мандатов, полученных партией, то для таких кандидатов в бундестаг вводятся дополнительные места.
День выборов в бундестаг в Германии назначает Федеральный Президент: Установлено время голосования: с 8.00 до 18.00 часов, то есть продолжительность голосования избирателей составляет 10 часов, воскресенье или на установленный законом нерабочий
день. Голосование осуществляется лично избирателем, к нему допускается лишь тот, кто внесен в список избирателей или имеет удостоверение на право голосования; предусмотрена и возможность голосования по почте. Избиратель голосует посредством официальных избирательных бюллетеней в официальных конвертах, разрешено использовать и счетные машины — при обеспечении тайны голосования — для «облегчения голосования и подсчета голосов»; в этом случае избирательный бюллетень, конверты и урны не используются. В 2002 г. на выборах впервые применялась система электронного голосования. Аппаратами были оснащены избирательные участки в 29 городах страны.
В Германии каждая партия может получать пожертвования (в том числе для выборов), но они не могут превышать в общей сложности около 110 млн. евро. Сведения о пожертвованиях более 10 тыс. евро должны быть опубликованы. Могут давать пожертвования «иностранцы», если это граждане Европейского союза, совместное предприятие, 50% капитала которого находится в собственности немецких граждан; но каждое такое пожертвование не может превышать 500 евро. Установлены и иные ограничения. Партии получают финансирование и из государственного бюджета: около 0,7 евро за каждый голос за первые полученные 5 млн. голосов (далее идет иное исчисление). Бюджетные средства начисляются также в зависимости от размеров пожертвований и собранных партией членских взносов. На такое финансирование имеют право все партии, получающие на федеральных выборах не менее 0,5% голосов. Обычно его получают около 20 партий.
Выборы в бундестаг организуются федеральным руководителем выборов, который назначается Федеральным министерством внутренних дел. К основным функциям федерального руководителя выборов относятся:
1. Подготовка и проведение при поддержке избирательных органов земель, избирательных округов и избирательных участков выборов в бундестаг и Европейский парламент;
2. Руководство в соответствии с Законом о политических партиях учредительными съездами политических объединений.
Особенностью выборов в Германии является их партийный характер. Партии играют основную роль в борьбе за голоса избирателей и переделывание мандатов.