Место религии в системе отношений человека и окружающего мира. Мировые религии

1.

В истории развития знаний об обществе и общественном развитии выделяются различные этапы и направления. Назовем те из них, которые подробно изучаются в школьном курсе обществознания.

1. Познание общества в форме мифологического сознания (предания и мифы народов мира).

2. Философские учения древности об обществе и общественном развитии (древнеиндийские Веды, даосская школа, конфуцианство, учения Платона и Аристотеля).

3. Социальные учения средневековья (Фома Аквинский, схоластика).

4. Философия нового времени (теории общественного договора Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, экономическое учение А. Смита, теории социалистов-утопистов, социологическое учение О. Конта, марксистская теория).

5. Обществознание XX века (теория ценностей М. Вебера, технократизм, экзистенциализм).

Общественные науки, как следует из их названия, занимаются изучением общества, его различных сфер. Таковы социология, политология, культурология, история, религиоведение, экономика и многие другие.

Особенности общественных наук определяются спецификой социального познания.

1. Оно является процессом самопознания: общество познает само себя, ученые включены в общественную жизнь, которую они изучают.

2. Социальное познание тесно связано с интересами общественных классов, слоев, групп, страт.

3. Социальная реальность — продукт сознательной деятельности людей. Выводы ученых-обществоведов не могут в силу этого обладать той точностью, какая свойственна заключениям ученых, изучающих природу.

4. Ученые, исследующие общество, имеют ограниченные возможности изучать интересующие их явления и процессы на основе непосредственного эксперимента, наблюдения, опыта.

5. В общественных науках особенно значительна роль гипотез, интерпретаций, субъективных оценок. Научная истина об обществе, как правило, складывается из множества различных предположений и заключений, по сути своей есть результат диалога.

2.

Религияявляется одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием, культурой) форм духовной культуры. В современной науке популярно определение религии, исходящее из признания ее основой веры в Бога («религия есть вера в Бога»). Наряду с ним широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности религии: религия есть система взглядов, в основе которых лежит понятие священного, святого; религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

Ядром религии является вера, именно в ней обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира. Религиозная вера складывается из:

1) собственно веры, т. е. убеждения в истинности основ религиозного учения;

2) знания наиболее существенных положений вероучения;

3) признания и следования нормам нравственности, содержащимся в религиозных требованиях к человеку;

4) соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни человека.

Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и политеистические (исповедующие многобожие), ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий) и религии спасения (признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их посмертной судьбе), национальные (связанные с определенным народом или народами) и мировые (не признающие национальных различий).

К национальным религиям относят синтоизм (у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм (у евреев). Главные мировые религии в современном мире — христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.).

Крупнейшие религии сегодня:

Христианство 1024 млн чел.

Ислам 529 млн чел.

Индуизм 478 млн чел.

Конфуцианство 305 млн чел.

Буддизм 268 млн чел.

Синтоизм 60 млн чел.

Даосизм 52 млн чел.

Иудаизм 14 млн чел.

О роли мировых религий в современном мире говорят следующие данные.

1. Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих мировых религий.

2. Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным. Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной.

3. Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали. Роль религии в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщения к нему людей неоценима.

4. К сожалению, религиозные противоречия продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, силой разъединения и противоборства. Религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека.

Билет № 17

Цивилизации и формации.

Наука и общество.

1.

Наиболее разработанными в отечественной исторической и философской науке подходами к объяснению сущности и особенностей исторического процесса являются формационный и цивилизационный. Первый из них принадлежит к марксистской школе обществознания. Его ключевым понятием является категория «общественно-экономическая формация». Под формацией понимается исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ.

В структуре каждой формации выделяют экономический базис и надстройка. Базис (иначе он назывался производственными отношениями) — совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (главным среди них являются отношения собственности на средства производства). Надстройка понимается как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом. Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, определяя формационную принадлежность того или иного общества. Производственные отношения (экономический базис общества) и производительные силы составляют способ производства, понимаемый часто как синоним общественно-экономической формации. В понятие «производительные силы» входят люди как производители материальных благ с их знаниями, умениями и трудовым опытом и средства производства (орудия, предмет и средства труда). Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, перехода к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-экономических формаций.

В некоторых трудах самого К. Маркса выделены только две большие формации — первичная (архаическая) и вторичная (экономическая), которая включает в себя все общества, основанные на частной собственности. Третью формацию будет представлять коммунизм. В других работах классиков марксизма под общественно-экономической формацией понимается конкретная ступень развития способа производства с соответствующей ему надстройкой. Именно на их основе в советском обществознании к 1930-м годам сформировалась и получила характер непререкаемой догмы так называемая «пятичленка». Согласно этой концепции все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм. Формационный подход основывается на нескольких постулатах:

1) представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и телеологическом (направленном к цели — строительству коммунизма) процессе. Формационный подход практически отрицает национальную специфику и своеобразие отдельных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для всех обществ;

2) решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений;

3) необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;

4) неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

На современном этапе развития обществознания в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает острый кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса.

Понятие «цивилизация» — одно из самых сложных в современном обществознании; предложено множество его определений. Сам термин происходит от латинского слова «гражданский». В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Известный российский историк М. А. Барг так определил цивилизацию: «... это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы». Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западноевропейская цивилизации). С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется.

Абсолютизировать уникальность каждой цивилизации не следует: все они проходят через общие для мирового исторического процесса этапы. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений, традиций и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека, приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством.

Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга. В современном обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза.

2.

Наукойпринято называть теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.

Европейской родиной науки считается Древняя Греция, жители которой первыми поняли, что окружающий человека мир вовсе не таков, каким он представляется людям, изучающим его только при помощи методов чувственного познания. Греки первыми совершили переход от ступени чувственного познания к абстрактному, от познания основных фактов окружающего мира к познанию его законов. В эпоху средневековья наука попала в зависимость от теологии и ее развитие существенно замедлилось. Однако постепенно в результате открытий, сделанных Н. Коперником, Г. Галилеем, Дж. Бруно, наука начинает оказывать все возрастающее влияние на жизнь общества. С XVII в. в Европе идет процесс оформления науки в качестве общественного института: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы, а в XIX в. появляется и само слово «ученый». На рубеже XIX— XX вв. появляются и новые формы организации науки: научные лаборатории и институты, исследовательские центры. Примерно с этого же времени наука начинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь его особым видом — духовным производством.

Важнейшими социальными функциями науки являются:

а) познавательно-объяснительная — заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития;

б) мировоззренческая — помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;

в) прогностическая — наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению.

Представляя собой подсистему более сложной системы, называемой обществом, наука испытывает на себе определенное воздействие последней.

1. Потребности развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований. Говорят о социальном заказе, который общество дает ученым (например, найти способы избавления человечества от рака и других тяжелых заболеваний).

2. Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества, от тех средств, которые направляются на развитие науки. Так, например, в Российской Федерации остро стоит проблема финансирования фундаментальных наук, которые не дают сиюминутных результатов. Между тем именно открытия, сделанные в этих отраслях научного познания, во многом определяют уровень развития и состояние прикладных наук, основной задачей которых является поиск решений текущих, подчас сиюминутных проблем.

Будучи особой формой общественного сознания, наука обладает относительной самостоятельностью. Выполняя социальный заказ, она тем не менее развивается по своим внутренним законам. Так, например, существует закон «развитие науки в запас», согласно которому решение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае, если для этого наукой уже накоплен соответствующий объем знаний. Если же такового запаса нет, то выполнить общественный заказ наука не в состоянии.

Билет № 18

Наши рекомендации