Цинь Шихуан и объединение Китая под властью династии Цинь
Наследие, оставленное Китаю династией Чжоу, оказало решающее влияние на его будущее. Территория, ранее заселенная туземными племенами, принадлежавшими к самым разным этническим группам, при династии Чжоу стала китайской. Главные речные системы, соединенные между собой каналами, обеспечивали орошение основных районов страны. Общество приобрело определенную разветвленную структуру, в которой ученый пользовался авторитетом, а чиновник – неограниченными полномочиями. Весь мир рассматривался как единое целое, Китай – как «центр Поднебесной», у которого в идеале должно быть единое руководство и один монарх.
Объединение страны под эгидой династии Цинь (221–207 до н.э.).Захват всего Китая правителем царства Цинь означал политическое объединение страны. Однако наиболее значимой мерой стало официальное уничтожение остатков феодальной системы. В число других мер входило создание единой транспортной системы, в которой имперские дороги соединяли провинции со столицей Саньян, расположенной вблизи северо-западной границы в долине р.Вэйхэ. Были унифицированы денежная система и экономика в целом, опиравшаяся тогда преимущественно на производство сельскохозяйственной продукции. Были введены ограничения на свободу торговли, приведены в действие единая система обороны страны и централизованное командование армией. Огромные по протяженности участки защитных стен, сооружение части которых производилось еще до эпохи Цинь, были соединены и продолжены, образовав Великую Китайскую стену. При Цинь Шихуанди была унифицированы китайская письменность, судебная и идеологическая системы. Последняя утверждала господство легизма, который превратил династию Цинь в великую и могучую систему правления.
Труды представителей других философских школ, в том числе исторические, а также многие выдающиеся классические произведения искусства были сожжены. Многие ученые за свою приверженность идеям, объявленным еретическими, поплатились жизнью.
Несмотря на эти меры, династия Цинь смогла удержаться у власти немногим более 10 лет. Сразу же после смерти первого императора, последовавшей в 210 до н.э., по всей стране вспыхнули восстания и Китай вступил в период ожесточенных и разорительных внутренних войн.
1.1.5. Завоевание Северного Китая кочевниками вIV веке.
В конце III в. внутри царствующего клана (династии Цзинь) вспыхнула междоусобица, которая привела в движение и кочевые племена, уже давно обитавшие на северных и западных рубежах империи. В 308 г. предводитель сюнну Лю Юань провозгласил себя императором, а три года спустя конница кочевников захватила и разграбила цзиньскую столицу Лоян. Это событие можно считать концом эпохи древних империй.
Северный Китай на протяжении более столетия стал ареной непрерывных столкновений между пятью кочевыми племенами: сюнну, цзе, ди, цян, сяньби. Первыми на очереди были сюнну. К середине второго десятилетия IV в. держава сюннуских вождей, так называемое Раннее Чжао, занимала почти весь бассейн Хуанхэ. В 328 г. власть в Чжао захватил некто Ши Лэ, предводитель загадочного — по всей видимости, пришедшего из Центральной Азии — племени цзе. Ши Лэ наследовал его приемный сын Ши Ху, чье жестокое правление вызвало такое недовольство его китайских подданных, что в 349 г. приемный сын Ши Ху, китаец Жань Минь, учинил в чжаоской столице массовую резню людей племени цзе. Между тем в события вмешалось другое кочевое племя — сянъби, расселявшееся на юге Маньчжурской равнины. В 50-х годах ГУ в. сяньбийский вождь Муюн Цзюнь завладел восточной частью Северного Китая, принял императорский титул и да/1 своей династии название Янь. Одновременно в излучине Хуанхэ возникло государство Раннее Цинь со столицей в Чанъане. Его основателем был вождь племен ди Фу Цзянь, который к 380 г. покорил всю центральную равнину. В 383 г. Фу Цзянь попытался завоевать южные земли, но потерпел сокрушительное поражение. На обломках державы Фу Цзяня возникло несколько небольших государств.
Тем временем на северных рубежах Китая усилилось сяньбийское племя тоба. Его предводитель Тоба Гуй в 398 г. объявил себя императором династии Северная Вэй. Спустя два десятка лет наследники Тоба Гуя завладели всей территорией Северного Китая. Так закончился период, называемый в китайской традиции эпохой «шестнадцати царств пяти северных племен».
Пока на равнине Хуанхэ шли войны между кочевыми племенами, в южном Китае существовали самостоятельные китайские царства, именуемые Южные династии.
В Северном Китае в V—VI вв. по-прежнему правили династии, основанные кочевыми племенами. Началом периода Северных династий считается возникновение Северовэйского государства в 30-х годах V столетия.
Первый правитель Северного Вэй — Тоба Гуй установил систему чинов и административных областей по китайскому образцу. На рубеже 70—80-х годов другой правитель Северного Вэй Тоба Хун издал ряд указов, направленных на китаизацию сяньбийцев. Сам дом Тоба принял китайскую фамилию Юань. В 485 г. был обнародован эдикт о «надельной системе», по которому каждая семья, приравнивавшаяся к одному двору, имела право на получение от казны двух категорий пахотных участков: один закреплялся за семьей наследственно, другой предоставлялся во временное пользование. Величина последнего зависела от «силы» двора — числа взрослых мужчин, слуг и пахотных буйволов. Одновременно вводилась новая система административных объединений. Пять дворов составляли низшую организацию линь, иягълинъ — среднюю организацию ли, пятьуш (125 дворов) — высшее объединение дан.
Длительное сосуществование двух государств Севера и Юга, казалось, навсегда закрепило разъединение Китая на две части. Но драматические события второй четверти VI в. еще раз все переменили.
Вначале рухнула Северовэйская империя. Это произошло в 30-х годах VI в. На обломках бывшей державы возникли два государства: Западное Вэй со столицей в Чанъане и Восточное Вэй со столицей в городе Е. В противоборстве этих двух царств успех сопутствовал Западному Вэй (позднее — Северное Чжоу). В 581 г. власть в Северном Чжоу захватил сановник Ян Цзянь, объявивший себя императором династии Суй. В начале 589 г. суйская армия форсировала Янцзы и уничтожила последнее южнокитайское царство Чэнь.
С приходом к власти династии Суй в истории Китая снова началась эпоха централизованных империй.
В III—VI вв. Китай переживает кардинальные, имевшие далеко идущие последствия перемены в своем этническом развитии, тесно связанные с политическими изменениями. Войны и вторжения иноземных племен вызывали шедший своеобразными волнами отток и перемещение населения, смешение и противоборство этнических групп и культур.
На Севере иноплеменники начали проникать в страну еще задолго до массовых вторжений IV в. В результате здесь, не только на окраинах прежней империи, но и на Центральной равнине, образовался смешанный, мозаичный состав населения. Наряду с китайцами здесь расселились сюнну, сяньбийцы, цяны, цзе, ди, динлины и другие племена и народности. Последовавшие войны и вторжения вызывали бегство китайского населения на юг и юго-восток. В целом, по приблизительным подсчетам, туда переселилось около 1 млн. человек. Число пришлого некитайского населения на Севере определить довольно трудно, тем более что расселялось оно неравномерно. Но за весь означенный период оно не превышало ~ 5 млн. человек. Китайский субстрат численно оставался превалирующим, хотя это и не снимало подчас остроты этнических противоречий.
При всей конфликтности ситуации преобладающей оставалась тенденция к постепенной ассимиляции некитайского населения. Она шла порой медленна и неоднолинейно, но систематично, примером чему может служить китаизация табгачской империи Северная Вэй. Однако ассимиляционный процесс не был односторонним. Китайское население в ходе него также органически впитывало приносимые пришельцами обычаи и культуру, приобретая отличное от прежнего этническое качество.
В целом можно сказать, что в отмеченный период произошли качественные изменения внутренней структуры прежнего китайского этноса. Они сопровождались изменениями и в языке. Заканчивается эволюция древнекитайского языка, и начинает складываться среднекитайский
Великая империя Тан
Династия Тан (618–907 н.э.).С приходом к власти в 618 н.э. династии Тан начался один из самых славных периодов в китайской истории. Деятельный и гуманный характер правления основателей династии – Гаоцзу и его сына Тайцзуна позволили восстановить империю.
Так называемые Западные регионы были присоединены к владениям Китая, к императорскому двору направляли свои посольства Персия, Аравия и другие западноазиатские государства. Кроме того, были расширены границы на северо-востоке страны; к имперским владениям была присоединена Корея. На юге была восстановлена власть Китая над Аннамом. Поддерживались отношения с другими странами Юго-Восточной Азии. Таким образом, территория страны по своим размерам стала почти равной территории Китая периода расцвета Ханьской династии.
В те времена Китай считался не только самой мощной, но и самой гостеприимной державой в мире. Религиозные деятели и философы, вынужденные покинуть родину, находили в Китае убежище и покровительство со стороны императора. Не только религии, распространенные в Персии, но и одна из христианских сект, а именно несторианская церковь, приобрела в Китае немало последователей. Буддисты из Кореи и Японии регулярно совершали паломничество к святым местам в Китае, а китайские буддисты поддерживали связи с буддийскими центрами в Индии.
Танская эпоха была свидетельницей расцвета китайского искусства и литературы. Большинство танских императоров активно покровительствовали поэзии, театральному искусству и музыкальному творчеству, а многие сами проявляли творческие способности.
Экономические и административные нововведения династии Суй были восприняты и закреплены в танскую эпоху. Был введен в действие новый порядок долговременного владения землей, в соответствии с которым образование крупных земельных владений было ограничено, а крестьяне получили возможность поддерживать стабильный уровень жизни. Наиболее значимым достижением стала созданная в Танскую эпоху правовая система, которая, в конечном счете, порвала с нигилизмом периода Цинь. Был сформулирован обязательный свод социальных традиций и правил поведения, пропитанных духом конфуцианства.
Вместе с тем первым танским императорам не удалось установить полный контроль над армией. Сильные императоры еще пользовались лояльностью военачальников, однако ослабление трона позволило приграничным сатрапам распространить военную власть на местную гражданскую администрацию. В 755 н.э. один из командующих, согдиец по происхождению, почти уничтожил императорскую династию. Это был Ань Лушань, положивший конец правлению императора Сюаньцзуна и нанесший серьезный урон престижу императорской власти. В стране началась длительная гражданская война, и в целях восстановления династии императорам пришлось опираться на войсковых командиров, а также на наемные войска, состоявшие из иностранцев преимущественно тюркского происхождения.
Изменение политического климата совпало с переменами в административной системе, которые часто рассматриваются как важная эпоха в истории Китая. Города, бывшие прежде административными центрами, превратились в арену деятельности растущего класса буржуазии, который завоевал экономические позиции в результате расширения производства и торговли. Попытки двора сохранить контроль хотя бы над внешней торговлей путем создания в главных торговых портах инспекционных контор, обслуживаемых евнухами, потерпели неудачу. Частные торговцы быстро научились обходить или даже прибирать к рукам эти учреждения.
Позиции двора ослабевали, а могущество местных военных лидеров продолжало расти. Итогом этого процесса стали восстания и мятежи, которые, в конечном счете, привели к крушению династии Тан. Одним из них, охватившим обширную территорию и получившим наибольшую известность, было восстание под руководством Хуан Чао, который во второй половине 9 в. провозгласил себя императором и разграбил торговый город Кантон, уничтожив при этом более 100 тыс. обосновавшихся в нем арабов. Один из местных военачальников убил танского императора (это событие обычно относят к 906 н.э.), принудил наследника отречься от престола и основал новую династию – Лян. Последняя, как и несколько последующих династий, правила страной недолго, в течение т.н. периода «Пяти династий», когда число военных группировок, претендовавших на трон, доходило до 20.