Первый Всеэстонский певческий праздник

Традиция проведения певческих праздников пришла из Германии. Но этот праздник, хотя и был задуман по немецким образцам, носил национальную эстонскую окраску. Эстонские дни песни ранее уже проходили в отдельных регионах Эстонии (Сааремаа, Йыхви, Лайузе, Пярну).

Инициатором проведения первого Всеэстонского певческого праздника стал Иохан Вольдемар Яннсен и возглавляемое им певческо-театральное общество «Ванемуйне». Этот праздник предлагалось приурочить к 50-летию отмены крепостного права (в Лифляндской губернии крепостное право было отменено 26 марта 1819 года).

· Первый Всеэстонский певческий праздник состоялся в Тарту 18 – 20 июня 1869 года, в нем приняло участие около 1000 певцов и музыкантов, 20 тысяч зрителей, 46 мужских хоров и 5 оркестров. Хотя праздник и был посвящен отмене крепостного права в Лифляндии в нем приняли участие представители как Лифляндской, так и Эстляндской губерний и на эмблеме праздника соседствовали гербы двух губерний.

· Дирижировалина праздникеЙохан Вольдемар ЯннсениАлександр Кунилейд.

· На празднике с патриотической речью выступил молодой богословЯкоб Хурт,подчеркнувший важностьдля эстонцев образования и призвавший эстонскую интеллигенцию делать все возможное для духовного развития эстонского народа.

· Впервые на этом празднике была исполнена песня «Моя родина, мое счастье и радость» «Mu isamaa, mu õnn ja rõõm», ставшая впоследствии гимном Эстонской Республики. Автор слов – Йохан Вольдемар Яннсен, музыка финского композитора Пациуса.

· Второй Всеэстонский певческий праздник прошел в 1879 году в Тарту, третий – в 1880 году в Таллинне.

· Значениепервого Всеэстонского певческого праздника:

- развитие эстонской музыкальной культуры (заложил традиции эстонских певческих праздников);

- это было первое всеэстонское мероприятие такого масштаба;

- способствовал национальному единству и сплочению эстонского народа;

- придал уверенность в свои силы, веру в лучшее будущее эстонского народа.

Культура в конце XIX – начале ХХ века

· В XIX веке и особенно в период национального пробуждения из традиционной эстонской культуры сформировалась национальная эстонская культура.

Образование.

· С отменой крепостного права вводится довольно четкая организация обучения крестьянских детей. В каждой волости определенной величины требовалось иметь волостную школу, в каждом приходе – приходскую, которая образовывала вторую ступень. В 1850 году в Эстонии приходилось в среднем 11,3 школы на приход, или одна школа на 621 крестьянина.

· В конце 70-х годов XIX века стало обязательным трехлетнее обучение в волостных школах. Причем расширилась содержание образования (вводится письмо, счет, география). После волостных школ образование можно было продолжить в приходских сельских школах и в реальных элементарных школах в городах. Учебных заведений с эстонским языком обучения выше чем приходская школа не было.

· Первой средней школой, в которой обучались в основном эстонцы, стала частная гимназия Хуго Треффнера, открывшаяся в 1883 году в Тарту. Правда и в ней преподавание сначала велось на немецком, а затем на русском языках. Выпускники этой гимназии впоследствии стали принимать самое активное участие в эстонском национальном движении.

· Подготовка учителей приходских школ осуществлялась в учительских семинариях. Наиболее известной была семинария Яниса Цимзе,располагавшаяся в Валга и начавшая свою работу в 1839 году. С 1828 года в Тарту действует семинария для учителей элементарных школ, вторая после семинарии Форселиуса в Эстонии и первое подобное училище в Российской империи.

· Создаются новые гимназии – в Таллинне, Нарве, и Вильянди. В 1880-х годах появляются школы нового типа – реальные училища(упор на естественные науки) и женские гимназии.Появляются первые учебные заведения с профессиональным уклоном – мореходные училища. В начале нового столетия открываются коммерческие, торговые, швейные, сельскохозяйственные училища. Все они работают на немецком или русском языках.

· В период русификации образование снизило свой уровень, наблюдалось падение уровня грамотности. В конце 90-х годов в Эстонии удалось добиться полной грамотности среди молодежи, общий процент грамотных был самым высоким в Российской империи и составлял 77,7 %.

· Высшее образование на рубеже веков можно было получить в Тартуском университете, Тартуском ветеринарном институте, Частном университете Михаила Ростовцева и Высших женских курсах Антона Ясинского в Тарту.Все больше эстонцев получало высшее образование: в 1914 году в тартуском университете обучалось свыше 400 представителей эстонской национальности.

Развитие науки.

· Главный научный центр – Тартуский университет. В начале века в нем трудились крупные ученые: астроном Вильгельм Струве,известные физики Эмиль Ленци Мориц Якоби,химик Иван Кондаков,впервые получивший синтетический каучук, историк Евгений Тарле,специалист по международному праву Владимир Грабарь.Проведением первых успешных операций на сердце прославился профессор Мантейфель.Тарту стал центром биологической науки, в этой области особенно прославился Карл Бэр – основоположник эмбриологии.

Развитие литературы.

· Уже в начале XIX века провозвестником новой эпохи в эстонской литературе выступил прошедший короткий (он прожил всего 21 год), но яркий творческий путь поэт Кристьян Яак Петерсон (1801 – 1822). Его считают первым эстонским профессиональным поэтом, самым выдающимся предшественником эстонского национального пробуждения.

· Заметное воздействие на развитие эстонской литературы оказал Фридрих Роберт Фельман.Он собирал, исследовал и обрабатывал эстонский фольклор, его перу принадлежат многие сказки (хотя они и были написаны на немецком языке). Фельману принадлежит замысел и первый план составления эстонского национального эпоса, который в дальнейшем будет завершен Фридрихом Крейцвальдом.

· Развитие эстонской национальной литературы началось с национально-романтической патриотической лирики (Лидия Койдула, Михкель Веске, Фридрих Кульбарс, Юхан Лийв).

· Авторами первых драматических произведенийбылиЛидия Койдула и Якоб Кундер.Позднее известность приобрел Аугуст Кицберг.

· Пользовалась особой популярностью проза эстонских писателей Эдуарда Борнхёэ, Эдуарда Вильде.

Музыка.

· Первыми непрофессиональными эстонскими композиторами были Александр Кунилейд и его брат Фридрих Зебельман.

· В конце XIX века появляются первые эстонские профессиональные композиторы – Александр Лятте(основал в 1900 году в Тарту первый симфонический оркестр) и Мийна Хярма(композитор, исполнительница органной музыки, известный хоровой дирижер). Позднее плеяда эстонских музыкантов пополнилась такими мастерами, как Артур Кыпп, Михкель Людвиг, Пеэтер Сюда, Рудольф Тобиас.

Театр.

· Днем рождения эстонского театра считается 24 июня 1870 года, когда в «Ванемуйне»состоялась премьера пьесы Лидии Койдулы «Двоюродный братец с Сааремаа».

· Первая постоянная актерская группа была сформирована при обществе «Ванемуйне» в 1878 году Аугустом Вийра.Статус профессионального театра «Ванемуйне»получил в 1906 году(руководитель – Карл Меннинг), в этом же году профессиональным стал театр «Эстония», несколько позже – пярнуский театр «Эндла».

· В конце XIX века в Эстонию проникает кинематограф. Первым деятелем кино фотограф Йоханнес Пяэзуке.

Изобразительное искусство.

· Зарождение эстонского национального изобразительного искусства произошло во второй половине XIX века. Его основателями можно назвать живописцев Йохана Кёлера, Карла Людвига Майбаха, Оскара Гофмана, скульпторов Аугуста Вейценберга и Амандуса Адамсона.

· Скульптура, как относительно дорогой вид искусства, особого развития не получил. В 1870-х годах начал свой творческий путь первый знаменитый скульптор-эстонец Аугуст Вейценберг. Он работал преимущественно за границей, но устраивал в Эстонии свои персональные выставки.

· Становление эстонской архитектуры связано с именем Георга Хеллата(автор проекта здания Эстонского студенческого общества в Тарту и театра «Эндла» в Пярну).

Наши рекомендации