Проведение массовых агитационных мероприятий
Массовые агитационные мероприятия (митинги, демонстрации, шествия и т.п.) должны проводиться в соответствии с заявленными целями, в определенные сроки и в обусловленном месте. Организаторы мероприятий и их участники обязаны соблюдать национальное законодательство, не нарушать общественный порядок, в то же время правоохранительные органы не могут использоваться для выполнения функций по административному политическому противодействию законному проведению массовых агитационных мероприятий.
Желательно, чтобы международные наблюдатели были непосредственными свидетелями проведения массовых агитационных мероприятий и могли убедиться в их массовости и организованности, оценить действия различных участников этих акций (организаторов, избирателей, представителей властей и правоохранительных органов), оценить, насколько указанные мероприятия оказывают положительное или отрицательное влияние на демократический характер выборов (референдумов).
Распространение агитационной печатной и иной продукции
Оценивая данный вид агитационной деятельности, международные наблюдатели должны обращать внимание на следующее:
- реквизиты агитационной печатной и иной (компакт-диски, вымпелы, значки и т.д.) продукции (заказчик, тираж, дата заказа и издания и т.п.);
- сроки изготовления и размещения агитационной продукции;
- места (информационные стенды и т.д.) для расклеивания (вывешивания, размещения) агитационной продукции;
- количество наглядной агитации одного кандидата, политической партии (коалиции) по сравнению с другими конкурентами на выборах;
- случаи срыва (заклеивания, вымарывания, повреждения или уничтожения) печатной агитации;
- случаи сохранения наглядной агитации в день голосования (если это запрещено законом).
Агитация на каналах телерадиовещания, распространение агитационных материалов в телекоммуникационной сети коллективного пользования
При оценке агитации на каналах телерадиовещания международные наблюдатели должны учитывать:
- количество рекламного времени конкурентов на выборах;
- дни, время и продолжительность выхода в эфир;
- факты скрытой (косвенной) агитации (распространение информационных материалов, в которых соответствующие лица и организации представлены в выгодном свете);
- формы проведения агитации (рекламные ролики, теледебаты и т.д.);
- характер агитационной деятельности (справедливый, демократический или агрессивный, оскорбительный).